Фермер

  На верхней фотографии слева – сын моей бабушки Павлины, дядя Антон, деревенская кличка Фермер (1896 - 1959). Снимок сделан в США, в 1904 году.
  Антон родился в Штатах. В 1908 году с семьёй  вернулся на родину в д. Плебанишки Гродненског района. Зная английский язык, в 1917 году из Гродненской губернии Северо Западногокрая*1  выехал на заработки в Англию. Работал на животноводческой ферме. К сожалению, снимков, сделанных там, нет. После освобождения Востосчных Кресов*2 межвоенной Польши от польских панов Антон их сжёг, как “свидетельства о сотрудничестве з западными спецслужбами”. Вернулся в Плебанишки ещё до 1939 года.  Женился. Построил красивейший во всей деревне дом, сарай и хлев с механическими приспособлениями для работы с животными. Нестандартный пчеловод. Мой первый учитель по шахматам, и не без его науки, во время службы в армии, я без особых трудностей отправлял в нокдаун даже перворазрядников. Заядлый охотник. Досконально знал привычки волков, кабанов и лисиц, которые в то время господствовали не только на своей вотчине, но и на хозяйских усадьбах. У дяди Антона с ними был какой-то дипломатично-консенсусный тайный договор - плебанишским хозяевам они вред не делали.
    В конце девяностых прошлого века, когда я заболел пчеловодством, то заглянул в его осиротевшие, никому не нужные ульи и наткнулся на уникальную кормушку-поилку для пчёлок, с помощью которой их можно кормить и поить непосредственно в гнезде. Это очень важно в конце зимовки, когда ребром стоит вопрос: а остался ли мёд на сотах, и выдержат ли неделю, а, может, и две до весеннего облёта, а погода не даёт визитной карточки на знакомство с их жильём.
    За двадцать лет перелопатил море литературы по пчеловодству, постоянно отслеживаю новинки на форумах и в торговле, но ничего похожего на ноу-хау дяди Антона не видел. Кстати, очень простое приспособление, его может смастерить и ученик четвертого класса.
      За мою двадцатилетнюю практику не погибла ни одна пчелиная семейка от голодомора. Докторская диссертация по пчеловодству. К сожалению, ею пользуется только один пчеловод в моем лице. С помощью его кормушки можно не только поставить диагноз, подсказать пчелкам место на сотах, где они соберутся на зимовку, но провести и лечение, не заглядывая в их жилище.
   С 1948 года дядя Антон с дочерью Леокадией - узники ГУЛагов. Отец в Воркутинском,  дочь в казахстанской “Долине смерти”.
   Дядя Антон! Не льстился на чужое и ценил свое. Никому не залез за кожу. Про таких людей бывшие гулагавцы говорили: "Цвёрда трымаўся юнак на допросе". И в самом деле - мог же остаться в доме, с семьей. И требовалось совсем немного: сотрудничество в выявлении "врагов народа". Кстати, никто из нашей деревни, да и с других, не продался за тридцать сребреников. Погибали, а стояли на своем - за правду, за человеческое достоинство. Дядя Антон  не смерти боялся - боялся погибнуть бесследно. Я ещё и сегодня хорошо помню болезненную его исповедь: "Самое страшное - остаться без могилы. Под шпалами. Без креста ". Дядя Антон оказался за границей сего мира через год после стахановской вахты на воркутинских шахтах.

    Дочь дяди Антона – Геноэфа, (снимок справа).   В тысяча девятьсот сорок восьмом году осталась  (в двенадцать лет) с больной мамой (травма позвоночника) и младшим братом Эдиком на свободе - с курочками, сотками и плугом без коня.
  В конце пятидесятых прошлого столетия вышла замуж за бывшего гулаговца, Заборовского Яна, отпахавшего 10 лет на сибирских рудниках за то, что в 1943 году “подарил” лесным братьям кожух и сапоги, когда поехал зимой в лес за дровами. В 1971 году на семейном празднике я его спросил: каким лесным братьям он “подарил” кожух и сапоги. Белым или красным?
 - Не знаю, - ответил Ян, - говорили по-русски, приставили в лоб пистолет и приказали раздеться. Я думал, что убьют. И вдруг раздался выстрел, в глазах потемнело, провалился как в пропасть. Когда открыл глаза, понял, что живой, что лежу босой на снегу и вижу  иржущие морды. Один из их пхнул ногой в бок и добавил: “смотри, падла, донесёшь – сожжём всех живьём”. А в 1948 году мне дали 10 лет за сотрудничество с АКовцами.
      
    Наследник дяди Антона -  Эдуард  (снимок внизу).     Пчеловод, охотник,  а для тех, чья дорога  начиналась с д. Плебанишки, Эдуард - это тотемно-аберегская фигура в трех лицах: и хранитель традиций, и наименования деревни, и её последний житель. В настоящее время от деревни осталось только название.


*1- Северо-Западный край-территория нынешней Беларуси, оккупированная с 1794 года  по 1918 год Российской империей.
*2-Кресы- территория нынешней Беларуси, входившая с 1919 года по 1939 год в состав  межвоенной Польши.
   


Рецензии