Мастер политплаката... Джон Хартфилд

Картинка из интернета.

               

"Всякое безразличие - контрреволюционно".
 Джон Хартфилд.


Джон Хартфилд (19 июня 1891, Берлин — 26 апреля 1968, там же) — немецкий художник, фотограф, плакатист и декоратор. Брат публициста и издателя Виланда Герцфельде.

Настоящая фамилия немецкого художника-антифашиста Джона Хартфилда - Херцфельде.

В 1916 году, в знак протеста против разгоревшегося в Германии во время первой мировой войны шовинизма, он переделал своё немецкое имя на английский лад.

Джон Хартфилд родился в семье писателя Франца Херцфельде. В 1909 - 1912 годах
юноша учится в художественной промышленной школе в Мюнхене и в училище художественного ремесла в берлинском Шарлоттенбурге (1912—1914). В 1914 он был
призван на военную службу. В 1915 году он познакомился с немецким художником-
экспрессионистом Георгом Гроссом, что оказало большое влияние на развитие его
взглядов и творчества. В сериях рисунков, сделанных после войны, Гросс разоб-
лачал господствующий класс, метко и зло показывал тайные пороки буржуа и их
приспешников. Политическая сатира становится главной областью деятельности и
Джона Хартфилда. Острота столкновений классовой борьбы, свидетелем которых
был Хартфилд в послевоенной Германии, ведёт его к поискам новых, ярких выра-
зрительных средств. В начале 1920-х годов годов стали создаваться первые "фо-
тограммы"- композиции на фотобумаге, сделанные без помощи фотоаппарата.
Хартфилд стал использовать приёмы новой фототехники, составляя свои компози-
ции из изображений различных лиц и предметов. Неожиданные сопоставления дава-
ли выразительный художественный эффект, аналогичный контрасту текста и изображения в рисунках Гросса. Хартфилд первым начинает применять фотомонтаж
как средство создания плакатов, и это было важным шагом в развитии искусства
плаката. Плакаты для Хартфильда являются возможностью публицистического обличения современной ему действительности. В 1933 году он был вынужден эмигрировать, уехал в Чехословакию.

В эмиграции Хартфилд создал много плакатов, в которых высмеивал и гневно осуждал гитлеровский режим, самого фюрера  и его приспешников. Его сатирические листы довольно быстро становились известны в Германии.
Хартфилд вспоминал: "Мой монтаж "Кровь и железо"- четыре кровавых топора, связанных в свастику, обрёл известность в рейхе... Этот монтаж был выцарапан на каменных стенах и воспроизведен в гектографических листовках. Маленькие
нелегальные брошюрки...тотчас заносились мои листы в гитлеровское логово.
Однажды Гиммлер вынужден был собрать последние оставшиеся экземпляры собственной газеты "Дас шварце корпс" (Чёрный корпус"), чтобы их уничтожить.
Автор... Рейнманн в направленной против меня злобной статье поместил на первой странице газеты несколько моих монтажей. Они должны были действовать отпугивающе. Но, видимо, берлинцам они так понравились, что номер мгновенно
разошелся. Гиммлер смог конфисковать лишь жалкие остатки тиража".

Хартфилд как общественный деятель проделал последовательный путь - из анти-
милитариста он стал антифашистом и затем коммунистом. Он питал большой интерес и симпатию к Советскому Союзу. Он оформлял немецкие издания поэмы Маяковского "150 000 000", произведений Горького, романа "Цемент" Гладкова.
В 1950 году Хартфилд вернулся на родину, в Германскую Демократическую республику.

Хартфилд стал одним из величайших представителей ангажированного искусства. Правда, в отличие от многих других и часто талантливых художников, поэтов, писателей, его ангажированность определялась не размером гонораров, а убеждениями.

Быть ангажированным — значит, быть приверженным какой-либо идее, быть вовлеченным в политику на стороне какой-то политической силы, быть участником политической борьбы.

Хартфилду принадлежит заметное место среди ведущих прогрессивных художников XX
века. Плакаты Джона Хартфилда - живое продолжение гражданственноц традиции мирового искусства, они и сегодня действенным - и как документ своей эпохи, и как призыв к борьбе против милитаризма.



                @


Рецензии