Чёрный квадрат

Над нами гений пошутил когда-то,
А мы пытаемся загадку разгадать: 
Что он хотел сказать своим «Квадратом»?
А может просто надоело рисовать?.. 

Измятый тюбик чёрной краски, всуе*
Потерянный, сиротски засыхал.
Художник взял его и, не грунтуя,
Заброшенный этюд зарисовал.

Мазки бросал он хаотично, нервно,
Как будто холст был в чём-то виноват.
А через время он самозабвенно
Той краской прорисовывал квадрат.

Что было под «Квадратом» – неизвестно.
Но сочиняют кто во что горазд:
Кто видел «Баню»**, кто жираф прелестных, – 
А он отшучивался парой фраз.

Спроси людей, хоть обойди полмира,
У каждого на совести – пятно,
Которое квадратом Казимира
Замазать бы, да жаль не всем дано…


*    — зря, напрасно (имеется в виду значение этого цвета в палитре художника).
**  — Нередко можно встретить сообщения, будто под «Черным квадратом» скрывается
картина, изображающая сцену в женской бане. Приводятся письма художника А.А. Экстера
музыканту М.В. Матюшину. В одном из них описывается следующее.
Для поправки своих финансов Казимир Малевич начал работу над циклом картин
о женской бане. Однажды, проработав с натурщицами всю ночь, Малевич уснул на диване
в своей мастерской. Утром туда вошла его жена. Увидев очередное полотно, она вскипела
от ревности, схватила кисть и закрасила холст черной краской. Искусствоведы считают,
что именно в этот момент у Малевича родилась идея «Черного квадрата».
Мы  не знаем, какие отношения были у Малевича и его жены с его натурщицами, однако
картина, которая, как утверждается, была закрашена ревнивой супругой, находится в целости
и сохранности в Русском музее Санкт-Петербурга. Это «Баня» кисти Зинаиды  Серебряковой.
Так что будьте бдительны и не верьте фейкам!


Рецензии
возня вокруг этих квадратиков уже целое столетие я расцениваю как массовый психоз...бывают же на свете колдуны в искусстве,которые из людей делают альконов

с теплом души

Ирина Коноваленко   13.08.2019 00:06     Заявить о нарушении
Добрый день, Ирина! Вообще, все "-измы": кубизмы, конструктивизмы, абстракционизмы и пр. – возникли потому, мне кажется, что творческому человеку в какие-то исторические моменты становится тесно или просто невозможно жить по установленным ранее правилам. Вот и уходят мятежники в мир ирреальный, уводя туда и своих почитателей, из которых потом вырастают армии последователей. Так было и в живописи, и в литературе, и в театре, и в кино...

Людмила Данилова   14.08.2019 15:32   Заявить о нарушении
да, Людмила, отступление от архетипа в искусстве и творчестве как раз и говорит о натурально последних временах....что призвано нести искусство народу? светлые животворные образы
уж какой великий Бетховен...но ему Моцарт(как известно его музыка
вылечивает рак) указывал---слишком много драматизма в твоей музыке... то же касается поэзии, живописи
ответственность перед всевышним у деятелей искусства тройная===так как они несут образы бытия в массы
если пение не молитва, которая раскрывает сердце, то зачем тогда петь? и так во всем---единицы можно перечислить из современных авторов, произведения которых заставляют плакать слезами счастья---мы лицезреем и слышим божество....
в вечности остается только то, что несет Свет Радость и блаженство
все остальное уйдет туда, откуда и пришло
извините за многословие,но я глубоко убеждена, что Малевичи и проч стряхивают на народ свои неврозы и травмы
с теплом души
вспомнился колдун Сальвадор Дали со своей еще более колдоватой и похотливой Гала...после ее ухода он заперся в своем доме, закрыл окна черными партьерами и
так до смерти и просидел затворником со своими внутренними упырями, которые размеров полного уничтожения его души

Ирина Коноваленко   14.08.2019 16:38   Заявить о нарушении