Исаак и Ревекка. Библейская Притча

Сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований.

 Когда Исаак достиг отроческого возраста, Авраам получил повеление принести его в

жертву, и Исаак с кротостью повиновался своему отцу: над ним был уже занесён

жертвенный нож, но отклонён ангелом.

Исааку,сыну Авраама, было тридцать семь лет, когда умерла его мать.

Авраам посылает своего старшего раба Елиезера на родину в Месопотамию

взять сыну Исааку жену. Было недопустимо, чтобы произошло смешение

продолжателя избранного рода с потомками Хама — хананеями, которые

населяли Палестину.

Прибыв в «город Нахора» (Харан), слуга Авраама встретил у колодца Ревекку, приходившуюся Аврааму внучатой племянницей, и был тронут её приветливостью и предупредительностью. Элиезер усмотрел в этом знамение свыше и попросил у её родителей руки Ревекки для сына своего господина и получил согласие.

Исаак взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина (Быт. 25, 19–20).
Ревекка была дочерью Вафуила (Бетуэля) и внучкой брата Авраама — Нахора (Быт.22:23; 24:15, 24, 47).
Имя «Ревекка» означает «петля» или «сеть», «ловушка». 
Она приходилась родной сестрой Лавану, дочери которого Лия и Рахиль стали впоследствии женами её сына Иакова.

Ревекка описывается как женщина красивая, приветливая, предупредительная даже к незнакомым, с сильными чувствами симпатии и антипатии (Быт. 27:46), с глубокой верой в Бога Иегову (Быт. 25:22). Характер её решительный (Быт. 24:58; 27:13); для достижения цели она ни перед чем не останавливается, иногда прибегает даже к хитрости; к окружающему она внимательно присматривается и прислушивается и умеет вовремя принять нужные меры (Быт. 27:42 и сл.).

От Ревекки  которой имел двух сыновей-двойняшек — Исава и Иакова. 
Ревекка напоминала Исааку его покойную мать Сарру, и Исаак очень любил ее. 

Вскоре в стране наступил голод, и Исаак отправился в филистимский город Герар, как то сделал некогда отец его Авраам.


«Жители места того спросили о [Ревекке] жене его, и он сказал: это сестра моя;

потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места

сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.

Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев

в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.

И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она

сестра моя?

Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.

Но Авимелех сказал [ему]: что это ты сделал с нами? едва один из народа [моего]

не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.

И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку

и к жене его, тот предан будет смерти.»


Быт.26:7–11.



Толкование.


Некоторые полагают, что история посещения Исааком Авимелеха в Гераре была перепутана преданием с теми случаями, когда в Египет (12:10-20) и в Герар к Авимелеху приходил Авраам.

Но правильнее думать, что этот и другие лейтмотивы повторяются в Священном

Писании намеренно - чтобы показать, что благословение, полученное патриархом,

переходило и на его потомков. В самом деле, в жизнеописаниях Авраама и Исаака

не трудно обнаружить множество параллельных мест

Это:

а) голод (сравните 12:10);

б) план ухода в Египет, который Бог разрешил осуществить Аврааму, но не позволил Исааку (сравните 12:11);

в) пребывание в Гераре (сравните 20:1);

г) ложь относительно жены, из страха представленной как "сестра" (сравните 12:12-13; 20:2, 11);

д) необычайная красота жены (сравните 12:11,14);

е) встревоженность Авимелеха тем, как бы замужняя женщина не была вовлечена в грех прелюбодеяния (сравните 20:4-7),

 ж) укоры Авимелеха (сравните 20:9-10).


Подобно Аврааму, он допустил ошибку, выдав Ревекку за свою сестру, и тем подверг

ее значительной опасности.


 (Быт. XXVI, 1-10). 


Малодушие Исаака является менее извинительным и благовидным, так как он,

по-видимому, подвергался меньшей опасности, чем Авраам.

Супружеские отношения Исаака к Ревекке обнаруживаются в данном случае для царя не

через грозное божественное посещение (как при Аврааме), а случайно – через

любовное обращение Исаака (таково значение «играния» его) с женой.

Авимелех не берет Ревекки в свой дом, как то сделали с Саррою фараон и после царь

филистимский, а лишь опасается за возможность преступления «ашам»

(Быт.;26:10–11, ср. Быт.;20:9)

в отношении к ней со стороны кого-либо из его народа.
 
 Во всяком случае грозное вразумление царя и народа при Аврааме жило в памяти жителей Герара.




Жизнь Исаака прошла без особо выдающихся событий, и он умер  он 180 лет от роду, став одним из наиболее долго проживших патриархов.


Рецензии