Выставка Гений века, Эрмитаж Казань

Выставка «Гений века», «Эрмитаж – Казань»
/ 29 апреля - 27 сентября 2017 года/

Выставочный центр «Эрмитаж-Казань», открытый в казанском Кремле Государственным Эрмитажем в 2005 году, стал первым представительством главного музея страны в Российской Федерации.
16-ая выставка центра посвящена  блистательному периоду русской кисти, сложившемуся  на рубеже IX - и первой трети ХХ века. 73 живописных полотна и 8 скульптур, из которых  53 живописных работы и скульптуры - из коллекции Третьяковской галереи, и 20 живописных произведений из собрания ГМИИ РТ (Казань) – это встреча живописных посланий и программ, состоявшаяся почти через век после их рождения. Выставка «Гений века» содержит 6 разделов: «Символизм», «Русский импрессионизм», «Московский сезаннизм  и «Бубновый валет», «Неопримитивизм», «После революции. Мастера и новое время», «Скульптура».
В чем  своеобразие концепции этой выставки? Кроме общепризнанных шедевров переломной эпохи символизма и нарождающегося авангарда,  зрителю дан уникальный шанс увидеть вместе полотна, при создании объединенные их авторами в единый цикл, а затем разрозненные:  как водится, картины попадали в разные коллекции, кроме того, с начала гонения на «формализм и буржуазное искусство» собрания главных музеев страны были распылены по провинциальным музеям. Эти произведения были творческим и идейным диалогом между ключевыми художниками этой эпохи - поверх направлений и стилей  и внутри них,  диалогом между ярчайшими  художественными объединениями дореволюционной России с говорящими названиями: «Голубая Роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Илья Машков... Их композиции, в начале ХХ века выставлявшиеся рядом, как часть большой идеи, снова встретились спустя  97 лет: так, впервые за многие годы будут показаны вместе «Провинциальная франтиха» (ГМИИ РТ, 1907) и «Провинциальный франт» (ГТГ, 1907) Михаила Ларионова; «Шабат» (ГМИИ РТ, 1911) и «Еврейская лавочка» (ГТГ, 1912) Наталии Гончаровой, представлявшие одну серию.

Безусловная «звезда первой величины» выставки «Гений века» -  картина Михаила Врубеля «Царевна Лебедь». Оригинал ошеломляет неразрешимостью своей загадки. Никакие репродукции не передают простоты и гениальности этой вещи, ее мистического очарования.
Другим шедевром этой выставки является небольшое полотно Кузьмы Петрова-Водкина «Натюрморт с письмами» 1925 года. Это пример метафизики в чистом виде, посредством красок. Картина, в которую можно вглядываться бесконечно в поисках ее разгадки тайны изображенного в ней мира «обыденных « предметов. Стакан чистой воды, обретающий в интерпретации художника архитектонику храма – в его образе проступает символ евангельского безусловного милосердия. Как и другие его полотна-загадки с кристаллами, зеркалами, стеклянными предметами, которые  можно объединить в цикл с условным названием «магический кристалл». «Чтобы додуматься до предметной сущности, необходимо оголить предмет, выключить его декоративность и его приспособленные для человека функции, и лишь тогда вскрываются земные условия и законы его жизни», - манифестировал Художник. В напряженном диалоге с картинами Петрова-Водкина находится скромное по размеру, но энергетически ёмкое полотно "Цветовые объемы и плоскости (Натюрморт с рамкой)" Натана Альтмана.

На выставке представлены Нико Пиросмани – процветший точно сам по себе на отшибе Российской Империи… Константин Коровин, ставший «гуру» колоризма и исследователем стихии света для поколения молодых художников - славы русского авангарда; феерические картины Фалька – русского Жоржа Брака; скульптурные опыты Михаила Врубеля, Анны Голубкиной, Николая Коненкова. Экспрессионистические бронзы Веры Мухиной, воплотившей дух монументализма в направлении модерн;  заматеревший, кондовый Петр Кончаловский периода культа личности «вождя народов».
Портреты Федора Шаляпина, Николая Гумилева, Анны Ахматовой, художницы Елены Бебутовой, журналиста Мидхата Рефатова,  чередуются с образами безымянных представителей прекрасной и трагической эпохи, в которой спрессовались и напластовались такие разные, противоположные начала. И неким финальным аккордом выставки, открытой образом вечной женственности в интерпретации Врубеля, стал автопортрет Екатерины Зерновой, предваривший монументальных метростроевок и атлетических физкультурниц Дейнеки, Самохвалова и Пименова. Серое платье героини автопортрета ассоциируется с доспехом, а сама она – с Жанной д Арк. И слышится в нем блоковское: «Узнаю тебя жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита…» -  девиз эпохи.

***

Историческая справка:
Картины из раздела «Русский авангард» поступили в ГМИИ РТ из Государственного музейного фонда в 1920 году – 97 лет назад, когда Казанскому Музею исполнилось двадцать пять лет. В честь этой юбилейной даты Государственный музейный фонд отправил в Казань сто тридцать две работы художников разных направлений и стилей начала ХХ века - "Мира искусства", "Союза русских художников", "Бубнового валета", "Голубой розы". Это было одно из самых крупных поступлений в музей за все годы его существования. Среди них были и несколько работ А.В. Лентулова (1913) и два натюрморта В.В.Рождественского - "Трактирная посуда" (1909), "Натюрморт с лампой" (1917). Затем, в 1927 году, Государственный музейный фонд вторично передал казанскому музею еще тридцать пять картин. В том числе произведения мастеров "Бубнового валета" –"Пейзаж с церковью" А.В.Куприна (1918) и "Площадь Синьории в Сиене" П.П. Кончаловского (1912).
               
                /сентябрь 2017 г./


Рецензии
Спасибо, Анна!
Даже только прочтение твоих обзоров отзывается благодарностью в сердце.

Татьяна Кожухова   24.10.2019 15:18     Заявить о нарушении
Очень рада, Татьяна, такому читателю! Спасибо Вам!

Анна Акчурина   24.10.2019 23:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.