20-23 сентября 1939 года

     Пестюк Антон Казимирович– курсант Высшего военного училища
Войска Польского. Родственник по мужской линии моей бабушки.

    Советский военный корреспондент Пётр Лидов* описывает, как в Гродно 20 - 23 сентября в 1939 году Красная армия в кровопролитных боях добивала золотопогонную стаю Войска Польского, бегущую от Германской и Советской армий, студентов и учеников, одурманенных  польским национализмом, вооруженных надменных местных шляхтичей и сынков здешней буржуазии с красно-белыми повязками на рукавах, завербованных Пилсудчиками, Смиглами, Беками и Мостицкими. За три дня убили 376 польских офицеров, а 1500 рядовых солдат и подофицеров взяли в плен. Сведений об убитых студентах, учениках, шляхтичах и сынках местной буржуазии в его статье нет.
    Именами освободителей Западной Беларуссии в Гродно увековечены две улицы - Горновых и Квитко. Кстати, Горновых Григория Алексеевича, как мне рассказывал мой дядя Онисько Вацлав, застрелила в упор на митинге в Гродно еврейка.
  Сегодня, читая статьи Петра Лидова, я вспоминаю разговор сорокалетней давности с моей тётей Станиславой Шарковский:
 - Это было страшное время, на моих глазах в д.Переселка застрелили молодого парня, сына Сарафина. Мама отправила его к соседке отдолжить соли. Парень выскочил из дома в шапке гимназиста и в калитке наткнулся на патруль красноармейцев.
  К большому сожалению, а, может, и к счастью, в то время о сентябрьских событиях 1939 года я больше ни у кого не спрашивал.
  На улице Белуша в Гродно находятся могилы  красноармейцев,  преимущественно с нерусскими фамилиями, которые погибли в сентябре 1939 года при освобождении западного белоруса от польского пана, и, читая даты их короткой жизни, у меня всегда возникает вопрос.  За что у них, не познав, может, и первого поцелуя, забрали жизнь? С учениками, студентами, шляхтичами… всё понятно - они защищали своё гнездо. А  нужна ли была этим парням с необъятной России наша земля, когда на своей не хватало хозяйских рук?
    Кстати, на этом кладбище нет могил офицеров  золотопогонной стаи Войска Польского и  сынков здешней буржуазии, одурманенных  польским национализмом. Где они похоронены до сих пор неизвестно.
     Это была кровавая резня, когда татары, башкиры, чеченцы ... мстили студентам, ученикам, тщеславным шляхтичем и сынкам местной буржуазии за убитых окопных дружков. Это была война амбициозных вожаков двух тоталитарных  режимов, которые сделали из людей быдло.
   И сегодня, когда смотрю на российских телеканалах, как смакуют телеведущие, спикеры, журналисты, писатели ... кровавые события на Украине, мне становиться страшно.
     Среди той стаи золотапогонникав, бегущих от германских и савецких войск, был парень и из деревни Верполле (забытой Богом деревни, 20 км. от Гродно), Гожского староства, сын этничной белорусской католички Анастасии, “одурманенный” приличной зарплатой в Войску Польским - Пестюк Антон Казимирович.
   Встретил войну с немцами, а закончил на Гродненщине с Советской армией. С ранением попал в Белостокский госпиталь. Немцы прикрыли глаза на то, что Антон воевал против них, а за то, что стрелял из пушки по большевиках, подарили ему самое дорогое - жизнь. Друзья Антона, пленённые Советской армией, оказались в Катыни.
   Антон после войны встретил свою половинку, прекрасную шляхтянку, студентку из педагогического университета в Варшаве Казимиру, которая осчастливила его сынишкой Саниславом. У него хватило ума поверить нашему мудрому изречению: "Здешнему человеку везде хорошо, только не на Родине". Поселился в городке Остов - Мазовецкий неподалеку от Белостока. Не хочу прогнозировать судьбу Антона, если бы он вернулся на Родину.
  *- Copyright © 2014 harodnia.com - история и архитектура Гродно. Пётр Лидов. Взятие Гродно. Бои за Гродно в 1939 году глазами советского корреспондента.


Рецензии