Перед грозой

По улицам повседневная суета
Маревом душным клубится.
Уйти за околицу(такая вот мечта),
Уйти под березой забыться.

Но от забот ни куда не деться-
Мир полон печалей и тревог...
Эх,на минутку бы-в страну детства:
Столько новых открытий,
Столько нехоженых дорог!

Коснуться травинки щекой
Может,мир в сокровенное
Приоткроет дверцу.
Пусть туманится синь над рекой-
Слышно,что тихий шорох листвы
Протекает в сердце.

Где-то там,за горами,
Он растаял день вчерашний.
Не оттуда ль,с гулким эхом,
Встают облака,как башни?

И сердце тревожится не спроста,
Приумолкли на деревьях птицы:
Надвигается грозная красота-
Шумным дождем пролиться.


Рецензии
По тонкому лучу живого звука (особенности звуковых образов в стихотворении)
Лирический герой так постепенно и гармонично вошел в природное явление, что переход напомнил прием градиента, когда цвет, почти незаметно для восприятия, медленно смещается к спектру совершенно другого оттенка. Такой внутренний лиризм говорит об умении автора слышать не только внутренний голос, но и окружающие его звуки не отдельно друг от друга, а взаимозависимо. Главный звук заявлен в названии стихотворения, это его экспозиция, предварение. Но в первых катренах нет ничего, чтобы говорило о жанровой принадлежности работы к пейзажной лирике. И постепенно понимаешь, что речь идет не о природном или атмосферном явлении, а о внутреннем чувстве...

Гроза как явление природы, используя современный компьютерный сленг, это перезагрузка неба и земли, через кратковременные короткие замыкания молний...Интересно звуковое решение стихотворения. В первых трех эпизодах почти нет никаких бразов или деталей, которые бы могли встревожить слух звуковой волной. И в этом затишье автор внутренним монологом своего лирического героя рассуждает о суетности и привычности мира и желании сбежать на время в детство. Непродолжительность этого побега "Эх, минутку бы - в страну детства", говорит о том, что не только события, но и время в детстве и в более зрелом возрасте воспринимается по-разному. Одна "детская" минута может развести тучи над головой уставшего от суеты человека.

Звук просыпается в детали, связанной с "дверцей". Почти любая дверь, как граница выхода и входа имеет свой голос. Представить абсолютно бесшумную дверь сложно, рядом с этим образом зачастую появляется если не скрип, то шум шагов...То, что озвучка пришла именно с дверью, хорошо вписывается в первоначальное желание, сбежать..Ведь дверь, если воспринимать ее символически, это контрольная точка перемен или возможная преграда. Это подтверждают многие устойчивые сочетания "закрытые двери", "ломиться в открытую двери", "поцеловать двери", "стоять под дверью", "открывать двери пинками", "указать на дверь".
"Учителя открывают дверь. Входишь ты сам"(китайская поговорка).
"...терпение - это последний ключ, открывающий двери" (Экзюпери).

И хотя речь в стихотворении идет не о реальной детали интерьера, а о метафоре, открывающей доступ к внутреннему миру, человека оказавшегося вровень с землей ("Коснуться травинки щекой"), эта деталь продолжает тему побега переменой маршрута. И поскольку в детство убежать не получилось, лирический герой ищет выход в сакральных тайнах природы и вторым знАчимым звуком появляется "тихий шорох листвы". И эта деталь говорит о приземленности, поскольку шорох листвы связан с двумя сильными доминантами "осень" и "опавшие листья под ногами". Герой как-будто сознательно или подсознательно пробует стать ниже, тише, меньше, чтобы для его мира осталось больше места..И удивительное олицетворение, связанное с шорохом листвы, приводит к образу, который часто является квинтэссенцией сущности человеческой судьбы, души и личности. "Шорох листвы протекает в сердце".
Необычным является глагол "протекает".

Обычно он используется в двух значениях, как карты Таро, в прямом и перевернутом. Протекает, как является частью течения, или протекает, поскольку нарушена цельность. Показалось, что в контексте настроения и основной темы стихотворения, можно рассматривать оба значения. И тогда шум потока сердечного круга становится фоном для шагов в осенней листве, но вместе с тем, частоты сердца, тронутые этим звуком, уже не принадлежат только человеку, делая его частью всего окружающего мира...так звук становится транзитом во внутренний мир лирического героя.

Звуковая подложка, через "вход" дверного шума и шорох осенней листвы, подготавливает читателя к финальному аккорду, который после такого длительного путешествия и созвучия с миром окружающим, кажется уже почти частью твоей истории. Звук в стихотворении становится созидательной единицей, как кирпич для зданий или глина для кувшина. Это хорошо отражено в эпизоде, связанном с растаявшим за горами днем. Сам образ дня необычен, он собран автором почти из воздуха, который растаял вдалеке. И если бы не время, из этого образа автор рецензии легко бы дошел до теории струн и всего. Но остановимся на звуке.

После растаявшего дня идет неожиданное предположение о том, что вчерашний день это сегодняшние облака, и возникает тема звукового отражения - эха. Такой контекст — просто необычная версия происхождения материи из звука, где облачное эхо — это слепок ушедшего дня. В такой метафоре и глубина экзистенции Шопенгауэра, и монотеизм японской религии, и надежда творческих обладателей поэтической палитры слов, верящих в то, что стихи сбываются...

Для финального звукоряда, который не прозвучит, а останется ожидаемым, автор создает ситуацию тишины, что говорит о наблюдательности. Затихают птицы, учащенно бьется сердце, надвигается гроза и шум дождя...То, что автор не описывает это событие, а только ожидает его появления, очень хорошо вписывается в общий принцип условности любого искусства, как способа отражения мира вокруг одним человеком...Только на его волне...Только его словами и звуками. Но даже не описанные, "грозная красота" и "шумный дождь" остаются в восприятии читателя, какими -то разрешающими ситуацию однообразия жизни, эпизодами...Перезагружающими сердце, настроение а может и кратковременное будущее.

Дверца...Шорох листвы...Эхо..Замолчавшие птицы...Ожидание грозы.. Шума дождя...Это семантический маршрут звуков, которые привнесли во внутренний мир ту самую минуту из детства, пока читался стиш...

Намеренно не акцентирую внимание на некоторых недочетах грамматического плана, думая, что автор сам найдет опечатки, если захочет.

Кшесинская Деметра   27.08.2020 13:33     Заявить о нарушении
Спасибо!Мне приятно за столь обстоятельный интерес к моему творчеству.Желаю Вам успехов и вдохновения!

Гончаров Алексей 3   27.08.2020 14:48   Заявить о нарушении