Осенние эмоции

                (прежнее название - СПИД)

В озябших ладонях затухающий ветер
дохнул серой лаской в лицо и умолк.
И голосами в голос орущие дети
гоняют ногами листопадный шёлк.

По каменному Арбату гуляют тени
мёртвых поэтов. Ты для них чужой.
И лезвием вскроешь на руке своей вены,
пулю в сердце да по горлу ножом.

Станешь рядом с великими,
добьёшься премии,
пули на плавку и ножи – в огонь.
Плюнешь на то, что когда-то были первые,
горько плача над душой нагой.

Как апогей, в листопад, умирающей ночью,
Взвинтишь чувства, надорвёшься в крик,
если душа-сирота ничего не хочет
если кажется, что ты все постиг,-

ты станешь великим, и ты станешь последним,
твой стих, как набитый горем барак.
если умрёшь молодым, как умер Есенин,
или будешь таким, как Пастернак.

В озябших ладонях – засыпающий ветер,
неизлечимо… сотни душ порой…
Может быть, счастливы не родившиеся дети…
в озябших руках – кровавое перо.

1990


Рецензии
События в стихотворении рассыпаны так, что их можно увидеть только словами лирического героя, как последовательность передачи осеннего сплина. Холодные ладони и серая ласка - из ряда инерций выводящие образа. И как акцент на их неповторимости зум детского крика и почти тавтология, вырвавшаяся на уровень метафоры "голосами в голос".

Неожиданное внутреннее, не обозначенное грамматикой сравнение "листопадный шелк" очень удачно для создания фона этой фрагментации событий, где рассказчик не исторгает из глубины свой резонанс и рефлексию, а отражает так же подробно и почти бесстрастно, как это делает вода или стекло, мир вокруг. Это так похоже на осенние эмоции, которые одновременно и умирание, и зачатие новой весны, через остужу и ожидание. Вспомнила, как сыплется шелковая ткань, когда ее верложишь. Очень похоже на листопад: неудержимо, ожидаемо и разрушительно.

Мотив смерти второго катрена выглядит гармонично именно после такой подачи времени осени. А тема чужого рядом с мертвыми выглядит так обостренно нотами декаданса, что после нее и лезвие у вены, и пуля в сердце и нож у горла, выглядят как бутафория. Быть чужим даже для них...Удивительная глубина сравнения. И боли. Близкое ощущение, и как автора, и как читателя.
Вообще в стихотворении именно сравнения - самый емкий, знАчимый и поддающийся автору троп. Все познается в сравнениях?! "твой стих, как набитый горем барак".

И к финальной сентенции. Не знаю, счастливы ли, но понимаю, что менее несчастливы, чем живущие, это точно. И руки с кровавым пером. Замыкая тему осени на начальный катрен, как бы итожа образами рук и ветра, тема кольцуется. Слова не всегда правильно и всесторонне передают суть событий, явлений, и есть вещи, понимаемые по умолчанию, а есть те, о которых боятся вслух говорить.

Смысл вечности искусства не столько в его созидательности, сколько в умении разрушать своих солдат: поэтов, художников и музыкантов. За право творить, оно оставляет их здесь, по эту сторону Вечности, среди живых, не отпуская на покой насовсем. За акцент на этой проблеме, отдельная благодарность. За то, что здесь нет слезливой интонации, а только констатация, безотносительная, но экспрессивная и глубокая, не для развода читателя на сострадание, а для его обычной информированности. Искусство, как алмазы и звезды, идет по красным дорожкам боли...

Кшесинская Деметра   15.04.2023 15:13     Заявить о нарушении
Деметра, я даже не знаю, что сказать. Спасибо Вам за труд и любовь к поэзии. У меня вскоре выходит книга стихов. Позволите ли мне опубликовать в ней эту Вашу рецензию?

Эмиль Мамедов   17.04.2023 19:06   Заявить о нарушении
Так отозвалось и прочлось. Пусть останется только здесь, не хочется навязывать будущим читателям свое видение. Нет у меня бумажных публикаций ни одной и не хотелось бы что-то менять в этом плане.

Кшесинская Деметра   18.04.2023 04:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.