Вечный Анчар

Богаты мы или бедны,
В конце пути или в начале –
Пред «эшафотом» все равны,
Коль возведен он из Анчара*.

Кипит слезой его вино
За всех, упавших на колени,
Отнюдь не каждому дано
Подняться на сии ступени.

Художник ты или Поэт –
О, добровольные оковы!
На все про все – один ответ:
Мы умереть на нем готовы.

Костер сердец – его свеча,
Огонь пылающий, манящий.
Любовь – наш ласковый Анчар,
И ядовитый, и пьянящий.

И как прекрасно лишь за миг
Пропасть в его волшебных чарах,
Но если чудом не погиб,
То стал исчадием Анчара.

Удел тяжел и вряд ли прост,
Змеится ужасом по коже,
Передо мною – тот помост
С Христом, распятым у изножья.

----
*Анчар - ядовитое дерево: здесь - жертвенная любовь

***
Публикация Фейсбука 07.06.2021г
Lily Freeland:
Вот нашла подробный литературный анализ глобального философского произведения А.С.Пушкина – «Анчар». Статья мне понравилась тем, что она адресована ученикам старших классов и, не мудрствуя лукаво, излагает технику написания этого стихотворения простым и доступным языком, без нагромождения специфической, профессиональной терминологии.
Хочу сказать, что меня вдохновила на это мой ФБ френд – Любовь Альбертовна Лагутенкова, замечательный поэт и исполнитель собственных песен. Она в своём посте «Анчар» описывает дерево так, как она его видит своим поэтическим взором. Но что меня поразило – это образ распятого Христа, который она упомянула, следуя своей безошибочной поэтической интуиции. Образ, которого нет у Пушкина, на фоне создания картины абсолютного социального зла. В Библии сказано: "Проклят всяк висящий на дереве". Этот образ спасения через ассоциацию с абсолютным злом и трансформацию смерти в воскресение и победу над этим злом – социальным, общественным, личным, подсознательным (делающим обычного человека-монстром), этот образ очень силен и абсолютно жизнеспособен, неувядаем на фоне мировой литературной деятельности человека. А что ещё нас отличает от животных, если не искусство и литература? Если не осмысление нашей позиции по отношению к Творцу?


Рецензии