Коктебель. 1917
М.А.Волошин
Неведением полон Коктебель.
Мысль бесконечно наполняет воздух*.
Грядущих революций колыбель
И в этот мир имеет также доступ.
Тягучий у мостков кровавый след,
Который к октябрю впитают стяги.
И строчками откликнется поэт,
Поднявшись выше смутной передряги.
Спор между ними вылился в пейзаж,
Волошин дописал статью о цвете.
И царственные горы, как мираж,
Хранят воспоминание о лете.
* - 9 сентября. Мы с М. А. говорили о “рифмах” по поводу его теории о символизме цветов и их отражении в живописи той или другой эпохи (в русской иконописи отсутствует лиловый цвет — мистицизм, и строится она на красном-зеленом. Синий — воздух, желтый — солнце-земля. Солнце+воздух=растения=зеленый и т. п.). Я назвала это рифмами; он согласился и говорил, что так и следует: чем больше рифм, тем лучше, что спор не должен убеждать и пр. Ю.Оболенская. Из дневника 1913 г.
В статье “Чему учат иконы” (Аполлон. 1914. №5) Волошин писал: “У красок есть свой определенный символизм, покоящийся на вполне реальных основах. Возьмем три основных тона: желтый, красный и синий. Из них образуется для нас все видимое: красный соответствует тону земли, синий — воздуха, желтый — солнечному свету. Переведем это в символы. Красный будет обозначать глину, из которой создано тело человека — плоть, кровь, страсть. Синий — воздух и дух, мысль, бесконечность, неведомое. Желтый — солнце, свет, волю, самосознание, царственность.
Картина Ю.Оболенской 1917
Свидетельство о публикации №119073100841