Для хранения мира с ближними

ДЛЯ ХРАНЕНИЯ МИРА С БЛИЖНИМИ

(По наставлениям святителя Игнатия Брянчанинова)

Заложенный в человека праведный гнев против греха превратился после падения в гнев против ближних.

Гнев – главная греховная язва, противоположная двум главным добродетелям: любви к ближнему и смирению.

Развитие в человеке страсти гнева отнимает у него способность к духовному развитию.

Гневная страсть врачуется покаянием в каждом случае гневного греха.

Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту; невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом (дьяволом. – Б.Е.) Этот гнев заменен в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам.

Господь первые слова Свои устремил против гнева, как главной греховной язвы, главной страсти, противоположной двум главным добродетелям: любви к ближнему и смирению.

Сатана особенно борет жестоко тех людей, которые его борют хорошо, и побуждает их на гнев и ярость: потому что ярость и гнев более всего отгоняют плач и умиление, искореняют смирение из души.

Кто произвольно не делает вреда никому, не поносит противников своих и щадит ближнего своего, тот действует по естеству, обновленному Христом. (Речь идет о человеке, начавшем жить по заповедям Божьим, то есть подготовившим себя к принятию благодати Духа Святого. – Б.Е.)

Кто другим не вредит, но вместе не хочет, чтоб и ему делали зло, тот подобен Адаму. (В его безгреховном состоянии. – Б.Е.)

Кто же вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти или кто требует лихвы, тот подобен Диаволу. (Присмотритесь хорошенько: не видите ли вы всего этого в современной политике, в деятельности теперешней власти? И не кажется ли вам теперь, что наша управленческая сфера – в лапах царя зла? – Б.Е.)

Господь запрещает не только грубые проявления гнева, но и действие гневной страсти в сердце. Христианин имеет право разгневаться только на того, кто захочет отлучить его от Бога.

Не говори с гневом. Да будут слова твои, так как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости.

Страсть гнева выражается четырьмя образами: в сердце, на лице, языком и делом.

Для хранения мира с ближними надо при ссорах смиренно обвинять себя.

Чтобы не гневаться в ответ на оскорбления, надо учиться воспринимать оскорбления так, как будто они относятся не к нам, а к посторонним людям.

Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват, ты ли или ближний твой: постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве смирения.

С необыкновенною ясностию и простотою изображено учение о Христовом мире, показана высота и важность этого дара в духовных наставлениях иеромонаха Серафима Саровского; там все снято прямо с сердечного святого опыта:

«Всеми мерами надо стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других: для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и соблюдать, посредством внимания, ум и сердце от непристойных движений.

Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы оскорбления их относятся не к нам, а к кому-либо из лиц, чуждых нам.

Такое упражнение может доставить тишину сердцу человеческому и соделать его обителью Самого Бога.

Каким образом побеждать гнев, сие можно видеть из жития Паисия Великого.

Он просил явившемуся ему Господа Иисуса Христа, чтоб освободил его от гнева.

«И рече ему Христос: ,,Аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавидь кого, ни уничижи».

Ненавидящий слышит только те слова ненавидимого, которые могут быть использованы для целей ненависти.

Они (книжники и фарисеи. – Б.Е.) не могли слышать говорившего им Сына Божия; они не выслушивали, как должно, слов Его, не внимали Ему; только уловляли те слова, которые представлялись им удобными к претолкованию и к обвинению ими Господа.

Так обыкновенно настраивается ненависть к словам ненавидимого. (Ловлю себя на мысли, что это же самое происходит со мной, когда я намериваюсь обличить кого-то в служению силам зла. Скажем, того же Путина. Выбираю те их деяния и слова, которые подтверждают мои предположения. Стало быть, и во мне настрой ненависти к словам ненавидимого. Какая великая работа должна происходить в душе обличителя, прежде чем высказать обличение! И какое должно быть после этого исповедальное раскаяние! – Б.Е.)

За ненависть и отказ от примирения с ближним Бог лишает человека Своей помощи. (Вот могучее предупреждение всем нам, обличителям-пророкам, поэтам и непоэтам. Ведь без помощи творца ничего доброго не выйдет. Потому и не выходит ничего у нынешних политиков. Надо это хорошенько продумать. – Б.Е.)

(Итак, для того, чтобы добиться мира с другими (ближними и дальними), свой гнев против неприятелей необходимо направить против грехов, совершаемых этими другими, признав, что и мы грешим не меньше остальных.

Вся беда в том, что мы гневаемся на своих противников. А грех противоположен двум главным добродетелям: любви к ближнему и смирению. Заменим свой гнев любовью к «врагам» и смирением. А для этого займёмся его врачеванием, то есть покаянием за каждый случай гневного греха.

Как жить дальше, чтобы установить мир с недругами? Не делать вреда никому, не поносить противников своих и щадить их. Не вредить никому, желая, чтобы и другие не делали ему зла.

Святитель Игнатий далее замечает: кто вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти или кто требует лихвы, тот подобен Диаволу. Тут
 Ни о каком примирении речь идти не может. А сейчас все политики без исключения только этими грязными делишками и занимаются. Присмотритесь внимательнее, и вы согласитесь (не со мной, понятно, а с Брянчаниновым).

Желающему установить мир с другими запрещаются не только грубые проявления гнева, но и действия гневной страсти в сердце. «Христианин имеет право разгневаться только на того, кто захочет отлучить его от Бога».

Нельзя говорить с гневом. «Да будут слова твои, так как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости».

И вот что еще важно. «Для хранения мира с ближними надо при ссорах смиренно обвинять себя. Чтобы не гневаться в ответ на оскорбления, надо учиться воспринимать оскорбления так, как будто они относятся не к нам, а к посторонним людям. Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват, ты ли или ближний твой: постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве смирения». Вот! Требуется великое умение брать вину на себя, а без этого споры-раздоры никогда не кончатся. Так сейчас и случается. Обратного не бывает.

При переговорах или анализах спорных конфликтов почти всегда выходит так, что «ненавидящий слышит только те слова ненавидимого, которые могут быть использованы для целей ненависти». Обидные слова нужно пропускать мимо ушей. И своим разумным смирением вызывать доверие к себе.

Иначе: «За ненависть и отказ от примирения с ближним Бог лишает человека Своей помощи». Вот почему сейчас не стало действенных переговоров, все кончаются пустой говорильней или разжиганием взаимной вражды.

Особенно мы здесь преуспели – почти со всем миром перессорились, все у нас во врагах, и мы у всех в изгоях.

Но может ли быть по-иному, пока у власти правители, не признающие Христовой Истины, то есть вот этих, только что рассмотренных нами правил? Жизнь доказывает, что Бог ненавидящим не помогает, а стало быть, ничего путного у них не получается.

Значит, проблему можно будет решить только в том случае, если светское правление уступит место правлению православному. И, если этого не произойдёт, миру прямая дорога к Апокалипсису, Суду Божьему, окончательному разделению людей на счастливых обитателей Рая и на тех, кто добровольно передал себя в руки сатаны.

Всё идёт не по законам несуществующей атеистической эволюции, а по законам Истины Христовой.


Рецензии