Поэты Востока - Абдуррахман Джами

Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад - персидский и таджикский писатель, поэт, философ-суфий. Появился на свет в 1414 г. в семье крупного и влиятельного богослова. Родиной будущей знаменитости был расположенный неподалеку от Нишапура город Джам (северо-восточный Иран). Происхождение и образование, полученное Джами в медресе городов Герат и Самарканд, открывали перед ним хорошие перспективы с точки зрения службы при дворе, однако в то время Джами увлекся идеологией суфийского ордена «накшбавдийе», чьи призывы совершать деятельное добро произвели на него сильное впечатление. Вступив в орден рядовым членом, в 1456 г. Джами занял должность главы ордена в Герате – городе, который, по сути, являлся фактической столицей страны и на мусульманском Востоке имел огромное влияние.

В 1468 г. к власти пришел султан Хусейн Байкара, а пост его визиря достался Алишеру Навои - ученику Абдуррахмана Нураддина ибн Ахмала Джами, который превратился в его покровителя. Султанский дворец был центром притяжения литературных сил, и приближение Джами ко двору сыграло чрезвычайно благотворную роль в его творческой биографии.

Раннее творчество Джами – это 1-я часть поэмы «Золотая цепь» (1472), рассказывавшая о накшбандизме, суфийские трактаты в прозе, произведения светского характера - трактаты о метрике и рифме, «инструкция» по составлению ребусов в стихотворной форме (это трудное и увлекательное искусство в XV ст. было очень популярно). Уже в этот период обозначилась отличительная черта творческой манеры начинающего поэта: все традиционные стихотворные формы нашли отражение в его поэзии.

С 1474 г. начинается период, который считают расцветом его деятельности как литератора. Начало ему положили написанные в 1475 г. религиозно-философские касыды «Море тайн» и «Сияние духа», красной нитью в которых проходило отрицание рационалистических позиций Ибн Сины. На протяжении 1476-1478 гг. он составлял сборник «Дуновения дружбы из обители святости», куда вошли биографии суфийских святых.

В 1480-1487 гг. из-под пера Джами выходят одна за другой поэмы, составляющие цикл под названием «Семь корон». В него вошли наряду с другими поэмы «Саламан и Абсаль», «Юсуф и Зулейха» и «Лейли и Меджнун» – в их любовную канву поэт укладывает учение суфистов о том, что на пути к божественной, истинной любви необходимо пройти путь преодоления плотского влечения. Написанная в 1481-1482 гг. поэма «Дар благородным» состоит из 20 притч морализаторского, обличающего характера. Вошли в этот цикл также поэма «Четки праведников» (1482-1483), 2-ая и 3-я части поэмы «Золотая цепь», «Книга мудрости Искандара» (1486-1487).

В последние годы жизни творческое наследие Джами пополнилось поэмой «Бахаристан» (1487), тремя лирическими диванами (1479-1491) и «Трактатом о музыке». Гуманистическая направленность творчества Абдуррахмана Нураддина ибн Ахмада Джами, провозглашение им высоких морально-этических идеалов во многом определили дальнейшее развитие литературы не только Персии, но и других исламских государств. Принято считать, что творчество Джами завершило этап классической поэзии, написанной на фарси. Умер 9 ноября 1492 г. в Герате.

Нуридди;н Абдуррахма;н ибн Ахма;д Джами; (перс. ;;;;;, тадж. ;ом;; 18 августа 1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан — 19 ноября 1492, Герат) — персидский поэт-мистик, суфийский шейх, теолог, философ, теоретик музыки Джами считается завершителем классического периода поэзии на персидском языке.
Очерк биографии и творчества

Джами родился в местечке Джам в семье влиятельного духовного лица. Получил образование в Герате и Самарканде. В дальнейшем отказался от придворной карьеры и примкнул к суфийскому ордену «накшбанди». В 1456 году стал главою гератского ордена. Характерная черта творчества Джами — многожанровость. Он пользовался всеми традиционными поэтическими формами — месневи, касыда, газель, рубаи, кыт’а. Джами — автор трактатов о рифме и метрике, о музыке, о составлении шарад му'амма (искусства, широко распространённого в XV веке). Наставник и друг Алишера Навои, о чём свидетельствуют его стихи:


    У ки як турк буд ва ман то;ик
    ;арду доштим хешии наздик
    Хоть он был тюрком, а я таджик,
    Мы были близки к друг другу.

В 1468 году к власти пришёл Султан-Хусейн Байкара, покровительствовавший Джами. Визирем султана был знаменитый поэт и меценат Алишер Навои. Расцвет творчества Джами, относящийся к периоду после 1474 года, открывается религиозно-философскими касыдами «Море тайн» (1475) и «Сияние духа», в которых Джами осуждает рационализм Ибн Сины, и сборником биографий суфийских святых «Дуновения дружбы из обители святости» (1476—1478). В 1480—1487 годах Джами завершает цикл поэм (дастанов) «Семь корон» («Созвездие Большой Медведицы»).

«Семь корон»:

    Саламан и Абсаль. (1479—1480)
    Юсуф и Зулейха. (1483)
    Лейли и Меджнун. (1484)
    Дар благородным. (1481—1482)
    Чётки праведников. (1482—1483)
    Золотая цепь. (1485—1486)
    Книга мудрости Искандара. (1486—1487)

Поэмы «Юсуф и Зулейха», «Саламан и Абсаль», «Лейли и Менджмун» являются образно-аллегорическими и гуманистическими произведениями персоязычной литературы. В прозаическом сочинении «Бахаристан» (1487) содержатся образцы народной мудрости и морали, неприятие социальной иерархии.

Джами скончался в Герате в 1492 году. В день его смерти весь город был в трауре. По повелению султана, поэту были устроены блестящие похороны. Могила Джами является одной из достопримечательностей Герата.
Трактат о музыке

Труд о музыке Джами обобщает достижения предшественников — аль-Фараби, Ибн Сины, Сафи-ад-Дина Урмави, Абд аль-Кадира Мараги. Первая часть («книга») труда посвящена учению о композиции, вторая — учению о ритме. Джами рассматривает интервалы и интервальные системы (тетрахорды, пентахорды и бо;льшие по объёму звукоряды вплоть до 17-ступенного октавного звукоряда уда), обсуждает ладовую систему макама. В учении о ритме Джами выделяет наименьшую единицу (аналогичную греческому «хронос протос») под названием «накр», вводит понятие «ритмического круга» (аналогичное европейскому ритмическому остинато). В учении о музыкальной композиции Джами уделяет особое внимание корреляции (поэтического) текста и музыки.
Переводы сочинений Джами на русский язык

    Джами. Бэхарестан (Весенний сад) / Пер., вст. ст. и прим. К. И. Чайкина. — М.; Л.: Academia, 1935.
    Джами. Лирика. О слове и поэтах / Перевод с фарси В. Звягинцевой, Н. Воронель, Наума Гребнева, Т. Стрешневой, Л. Пеньковского, С. Липкина, С. Северцева, В. Державина, Ю. Нейман, А. Адалис. Душанбе: Ирфон, 1964.
    Джами. Лирика / Перевод с фарси А. Братского, Н. Воронель, Наума Гребнева, В. Державина, В. Звягинцевой, С. Липкина, Р. Морана, Ю. Нейман, Л. Пеньковского, С. Северцева и Т. Стрешневой. Москва: Художественная литература, 1971.
    Джами. Избранные произведения: (Лирика, «Семёрица», «Весенний сад»)/ Перевод с фарси В. Звягинцевой, Наума Гребнева, Т. Стрешневой, Л. Пеньковского, С. Липкина, В. Державина, Ю. Нейман, А. Адалис. Ленинград: Советский писатель, 1978.
    Истины: Изречения персидского и таджикского народов, их поэтов и мудрецов. Перевод с фарси Наума Гребнева. 256 с. Санкт-Петербург, «Азбука-Классика», 2005.
    Трактат о музыке. Под редакцией В. М. Беляева. Ташкент, 1960.


Рецензии