Огонь Калины Красной - оберег для народа 2

...Красная рубаха Егора, за спиной — белая вода, мостки и остатки белого монастыря, белые колонны входа в монастырь или надвратной  колокольни, которая часто служила входом. Но звонить эта колокольня не будет: остался только первый ярус. Белые кадры, не так ли? Но и — красные кадры, огненные. Только огонь не появляется явно — он лишь в названии места съемки.

За спиной у героя — остров Вогнима, или Огненный. Это бывший монастырь, теперь там — колония для пожизненно заключенных. Остров окружен водой, а дальше — на многие километры тянутся вологодские гибельные топи- болота. Убежать невозможно: надо иметь лодку, а и уплыв на болота, человек не преодолеет их, погибнет. Путь по мосткам — единственный — для персонала, и никакой Егор уйти по этим мосткам, освободившись, не мог. Никто не уходил на свободу по этим мосткам. Уж не знаю, как Шукшин добился съемок в этом месте. Но знаю, зачем в картине это место: белый разрушенный монастырь, ярус колокольни в воротах.  А остров Огненный, словно алый плащ, — на фоне белого неба и белых вод — остался за спиной Егора.

Остров этот назван по случаю со святым Кириллом Новоезерским. Он искал место для монастыря и увидел огненный столб. Отсюда и остров - Вогнима ( вогнь, огонь), и остатки монастыря - не что иное, как остатки Новоезерского славного монастыря.
Монастырь в ХХ веке был разрушен, сначала там была тюрьма ГУЛАГа, затем - тюрьма для особо опасных преступников ( убийц), так было и в 1973 году, когда шли съемки "Калины". И только в 90-е годы тюрьма стала "Вологодским пятаком", пятой в стране колонией для людей с пожизненным сроком заключения. Земли под этим островом нет - насыпанные глыбы гранита. Такой вот монастырь. Видимо, Кирилл Новоезерский видел огненный столб прямо над водами Шексны. Место чудотворное, говорить о нем можно долго. Нам важно то, что узнаваемый вход в монастырь в фильме - это разговор Шукшина о религии. Огненная рубаха Егора, огненный остров... С нами говорят не о судьбе рецидивиста - о судьбе страны, о том разломе, который прошел по всей судьбе народа...

...Нам рассказывали про этот остров старожилы в Кириллове Вологодской области. Рассказывали и про Горицы рядом, и Шукшин знал, несомненно, горестную историю Гориц, и, несомненно, был там — но Горицы не появились в фильме. Красивейший берег, монастырь, где жили безногие инвалиды, свезенные в кельи закрытого монастыря после войны, когда персонал относил бедолаг на берег, они пели хором песни, и проплывающим по Шексне это было слышно... Но Горицы не появились в фильме, как ни были живописны и привлекательны. Как бы ни были исторически узнаваемы... Это же - монастырь опальных княгинь, куда ссылали лиц царской семьи... На берегу Гориц утонул сын Ивана Грозного, младенец, - его передавали из лодки на берег и уронили... Иоанн Грозный вернулся из этой поездки и велел выстроить Успенский собор в Троицкой Лавре, один из самых красивых и величественных соборов. А выстроил потому, что от поездки его отговаривал старец Лавры, потребовавший от царя не везти возы с золотом в дар Кириллову монастырю - а он посуху в нескольких километрах от Гориц - а раздать бедным в Москве, так как люд голодает. Царь не послушал, потерял сына, вернулся с золотом - но люду голодающему так и не раздал, построил Успенский собор. Видите, как можно отвлечься в рассказе...

Шукшин очень строго отбирал материал, не отклоняясь от того, что лично ему было нужно.

...Но  появилась в фильме та церковь, которую встречают проплывающие, едва миновав Горицы. И мы с Анатолием Власовым так же плыли на «Ракете» из Гориц в Белозерск, как плыл герой фильма, и было это 20 лет назад... Мы видели эту церковь — мало кого она может оставить  в равнодушии..

Это разрушенная, затопленная церковь в Крохино.  Такая она и в фильме — плывет навстречу по Шексне. Но до этого кадра будет ещё короткая пробежка киноленты: белые березы и остатки белых снегов...Здесь каждый кадр красив,  как картина... Здесь каждый жест важен...Егор едет на частной машине, над стеклом на ниточке крутится-вертится модный тогда меховой чёртик, показывает красный язык, белые глаза... «Умеешь радоваться — радуйся, не умеешь — так сиди», - говорит герой унылому водителю, не понимающему своей свободы...
И заводит разговор с воронами: «Нет уж, вы надо мной не каркайте!»
А над кем же тогда?
Следующий кадр — церковь в Крохино.

Продолжение следует


Рецензии