Фаина!
– дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности.
Это актриса Павла Вульф, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова,
театральный режиссер Александр Таиров и кинорежиссер Яков Сегель
– всех просто не перечислить!
Их привлекало ее искрометное остроумие,
которому нельзя научиться – с ним нужно родиться.
Публика безумно полюбила Фаину, она была тем человеком,
который не боялся сказать того, что думает.
Её многочисленные фразы, которые тут же становились анекдотами
и мгновенно разлетались по Москве.
Может быть они помогут лучше понять личность самой, пожалуй, гениальной российской актрисы ХХ столетия.
Великая русская актриса Александра Яблочкина пребывала в девицах до старости.
Как-то она спросила у Раневской, как, собственно, занимаются любовью.
После подробного рассказа Раневской Яблочкина воскликнула:
— Боже! И это все без наркоза!!!
Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.
Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать.
Первые месяцы просто буду сидеть в кресле-качалке.
— А потом?
— А потом начну раскачиваться.
Удивительно, — сказала задумчиво Раневская. — Когда мне было 20 лет,
я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.
— В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.
- Берите пример с меня,- сказала как-то Раневской одна солистка Большого театра. - Я недавно застраховала свой голос на очень крупную сумму.
- Ну, и что же вы купили на эти деньги?
Раневская выступала на литературно-театральном вечере.
Когда перешли к ответам на вопросы, девушка лет шестнадцати спросила:
— Фаина Георгиевна, что такое любовь?
Раневская подумала и сказала:
— Забыла. — А потом добавила: — Но помню, что это что—то очень приятное.
Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты и плохое настроение.
Всё сбудется, стоит только расхотеть…
За ее бойкой натурой прятался весьма ранимый человек, который считал одиночество наразрывным спутником таланта.
“Кто бы знал мое одиночество? Этот самый талант, сделавший меня несчастной.
Но ведь зрители действительно любят мою игру. В чем же дело?
Почему же так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры”, – говорила Фаина.
- Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим,
- требует капризная молодая актриса.
- Всё будет настоящим, - успокаивает ее Раневская.
- Всё: и жемчуг в первом действии, и яд - в последнем.
- Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться
Известно, что Раневская позволяла себе крепкие выражения, и когда ей сделали замечание, что в литературном русском языке нет слова "жопа", она ответила — странно, слова нет, а жопа есть...
Или я старею и глупею, или нынешняя молодёжь ни на что не похожа!
— сетовала Раневская. — Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы,
а теперь даже не понимаю, о чём они спрашивают.
Раневская приглашает в гости и предупреждает, что звонок не работает:
- Когда придёте, стучите ногами.
- Почему ногами, Фаина Георгиевна?
- Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!
Вы знаете, что такое сниматься в кино?
Представьте, что вы моетесь в бане,а туда приводят экскурсию.
Фаину Георгиевну называли «королевой эпизодов», т.к. в основном ей доводилось играть персонажей второго плана, но зрители знали все роли Раневской наперечет. В каждую из них она вкладывала собственное понимание личности героя, удивляя и поражая неожиданностью своей трактовки.
Совместное участие Раневской в киносъемках с такими выдающимися артистами, как Михаил Пуговкин, Михаил Яшин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Георгий Юматов, Наталья Защипина, помогло сделать все эти фильмы невероятно популярными и кассовыми.
Раневская изобрела новое средство от бессонницы и делится с Риной Зелёной:
— Надо считать до трех. Максимум — до пол-четвертого.
Крылатую фразу из фильма Подкидыш «Муля, не нервируй меня!» придумала Рина Зелёная. Всю оставшуюся жизнь «Муля» преследовал Раневскую: так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней.
Даже Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал:
«А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!».
Раневская ответила:
«Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!».
Генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».
В 1961 году Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР
Об актрисе ходит также несколько забавных историй: “Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина. – Поднимите меня! – попросила Раневская. – Народные артистки на дороге не валяются!”
И роли её были так же многогранны, как и она сама. Это о ней, чьи героини неповторимы, сказал известный режиссёр: «Она может всё!».
Но невзирая на все свои профессиональные достижения и весь свой интеллектуальный блеск, знаменитая актриса постоянно испытывала жгучее недовольство собой и страдала от неуверенности в себе. Можно ли в это поверить, зная о её суровом, бескомпромиссном характере?
Но вот же ее слова:
«Сколько людей аплодируют мне, а мне так одиноко!»
О своих романтических увлечениях актриса предпочитала не распространяться.
Как-то раз она призналась:
«Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня».
Однако иногда Фаина
все же рассказывала со свойственным ей разящим сарказмом трагикомические истории своих «любовей», которые сразу же превращались в анекдоты.
Примером может служить широко известная байка о том, как в 1915 году в любовниках у Фаины был гусар Мариупольского полка.
И якобы сама Раневская об одном эпизоде пламенного романа повествовала так:
«…Когда я уже лежала, он подошел ко мне раздетый, и у меня невольно вырвалось: «Ой, какой огромный!»
Гусар с довольной улыбкой покачал рукой свое достоинство и гордо ответил: «Овсом кормлю!»
И все же серьезные увлечения мужчинами, по свидетельству Алексея Щеглова (биографа Раневской), у нее действительно были. Так, когда Фаина Георгиевна гастролировала в Тбилиси в 1947 году, у нее возникли близкие отношения с Федором Ивановичем Толбухиным, возглавлявшим тогда Закавказский военный округ. Она светилась от счастья! Но в 1949 году Толбухин неожиданно умер...
В общем, как бы то ни было, но украшением ее одинокой старости был только пес Мальчик. А еще – нежная любовь и забота будущей Народной артистки РСФСР Марины Нееловой...
До последних дней жизни она оставалась доброй, остроумной, мудрой.
Она прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия. Не все знают, что фамилия Раневская на самом деле – псевдоним, который актриса взяла еще в ранней юности из пьесы «Вишневый сад» своего земляка-таганрожца Антона Павловича Чехова, которого боготворила.
...И чем дальше от нас дата смерти великой Фаины, тем ярче очерчивает время масштаб ее личности, с уходом которой завершилась целая театральная эпоха.
Свидетельство о публикации №119072408294