Повстречавшимся на пути ч. 87 гл. 2

Нетерпеливый читатель с раздражением воскликнет: "И где же знакомые названия и имена?!" А всё это уже сейчас, ведь Феникс, проехав ещё сотню километров, завидел знакомый указатель: Верхняя Маза. Повернув налево по запомнившейся с прошлого приезда дороге, машина добралась до школы, пункта назначения. Сельская школа посёлка Верхняя Маза Ульяновской области уже встречала гостей. То было видно по проходившим детским соревнованиям на стадионе школы. Команда выгрузилась из автомобиля и отправилась к воротам, надпись на которых приветствовала гостей, собравшихся на празднование дня рождения Дениса Давыдова, славного генерала партизанской войны 1812 года.
Ничего не изменилось с поры прошлого посещения такого же мероприятия. Те же стены школы, тот же забор. А нет, впрочем, бюст героя был выкрашен в серебристый цвет, аллея, ведущая к памятнику, чиста, территория школы радовала глаз ухоженностью. Народ уже прибыл на празднование, но до начала основного мероприятия ещё оставалось время. Путники наши направились в музей школы, встретив там устроителя праздника Софью Сергеевну. Радушно поздоровавшись с семьёй Феникса, та направилась по делам. Они же начали разглядывать экспонаты музея, Феникс рассказывал внуку назначение предметов утвари прошлого. Тот норовил схватить лапти, которые Феникс для понятности назвал "кроссовками прошлого", чугунок, деревянную расчёску 19 века и натянуть на голову каску 1914 года. Непоседа тут же получал по рукам, но не отступал, продолжая в том же духе. С осмотром было покончено, семья вышла на улицу, увидев в стороне подобие буфета, направилась туда. Так как все немного проголодались, то были рады тому, что они там увидели. Сначала порадовали пироги двух видов и компот, а потом и цена. Это было нечто интересное! Надпись гласила: компот - 3 рубля, пироги разные - 10 рублей. Дядя Феникса, подумав, что это шутка, произнес: "Что - правда, пирог 10 рублей?" Продавец кивнула в ответ. Феникс же предложил продавщице продать пирожок для этого мужчины, указав на своего дядю, за 50 рублей, дабы тот вернулся на землю. Шутка была принята, и продавщица, мило улыбаясь, раздавала проголодавшимся путешественникам пирожки по десять и компоты по три. Наевшись, утолив жажду, Феникс заметил движение на пришкольной территории и предложил отправляться уже в действо.
Конечно, вспоминая и сравнивая происходящее с тем первым приездом, Феникс видел отличия в организации этого праздника. Если вернуться в прошлое, то будет заметен подход и отношение к нему. Ведь то событие было более значимым и масштабным. Было награждение победителей литконкурса, было подписание договора о начале восстановления усадьбы Дениса Давыдова, были гости из Московских музеев, городская власть и прочее, прочее. И, главное, было непосредственное участие Феникса и его жены с сыном в этом мероприятии, стихи и подарки от семьи, костюмы, в которые они облачились перед выступлением, и многое другое. Теперь же всё было более скромным в устроении праздника. И вот он начался возложением венков к памятнику Денису Давыдову. Феникс, быстро сориентировавшись в ситуации, занял удобную позицию для съёмки. Заметив это, журналисты, ушлые ребята, кинулись вдогонку за ним и заняли места рядом. Потом съёмка гостей. Все вернулись на площадь. Софья Сергеевна пыталась выстроить гостей в колонны для шествия к первому захоронению Дениса Давыдова, но у неё это не очень хорошо получалось. Феникс, скромно стоявший неподалёку, не выдержал, поняв тщетность её попыток. Народ не слушал или не хотел слушать, и все просто толпились на площади школы. Феникс подошёл к Софье Сергеевне и громким командным голосом предложил выстроиться в колонны и отправиться в путь. На мгновение гул прекратился, дети выстроились в ряды, взрослые тоже изобразили подобное. Феникс, его семья, Софья Сергеевна тут же отправились в путь. Наконец-то шествие началось. Идти пришлось долго, примерно пару километров на открытой местности под палящим солнцем.
По ходу движения колонны произошли некоторые изменения. Теперь колонну возглавляли три отряда детей, одетых в разную форму, далее Феникс с семьёй и Софьей Сергеевной, кто-то из представителей администрации. За ними шествовали переодетые в форму воинов 1812 года участники различных патриотических клубов, прибывшие на праздник из разных уголков страны: французская армия, русская с флагами и шпагами, ружьями и пушкой. Затем шли гости, прибывшие на праздник, и завершали колонну кавалеристы в гусарских костюмах, гарцуя на лошадях.
По ходу движения по сторонам дороги стояли зеваки из местных. Проходя мимо девочки лет семи и её бабушки, Феникс сказал девочке: "Присоединяйся к нам, что ж тут стоять?" Та, схватив бабушку за руку, втянула её в строй. Так, постепенно обрастая и увеличиваясь, процессия приближалась к цели. Феникс вспомнил недавний разговор с одной барышней. Та всё не могла взять в толк, зачем нужны эти возложения цветов, шествия и почитание неизвестных людей из прошлого и настоящего, считая это чем-то ненужным и показушным.
Лет шесть назад Феникс точно не знал ответа на этот вопрос. Да и сейчас не был согласен полностью с тем, как повсеместно проводились подобные мероприятия. Напрягало лишнее, нерациональное, не продуманное до конца. Всё это присутствовало и на этом празднике. Излишняя помпезность и показуха напрягала и раздражала, но не Феникс был устроителем и не мог этим распоряжаться. Однако, как видим, и его усилия пригодились. По пути этого долгого шествия находились ответы этой барышне, молодой женщине, зачем и почему это нужно. Какие цели преследуют такие мероприятия? А они, эти цели, присутствуют, иначе всё происходящее было бы бессмысленным. Для Феникса ответ был очевиден. Дань памяти тем, без кого, возможно, нас не было бы на этой планете. Единение людей вокруг чего-то значимого и важного для всех. Воспитание патриотического чувства. Повышение своего уровня в развитии и многое другое, что может каждый открыть для себя и испытать по-своему. Но чтобы найти ответы на эти внутренние вопросы, следует пройти таким путём, иначе из чужих уст они прозвучат пустыми словами, звуком в никуда.
Было ещё два интересных момента в этом путешествии, но о них или позже, или уже никогда. Вечером компания-семья отправилась домой, попрощавшись с Денисом Давыдовым, обсуждая события сегодняшнего дня. Дня, который останется в памяти, как и многие другие.


Рецензии