От той, что не знала испуга

С благодарностью за вдохновение Игорю Бирюкову http://stihi.ru/2019/07/19/4045
«Лиличке - саечка за испуг» (с)

Саечка за испуг, говорите?
Да что вы знаете о страхах?
Когда ты думаешь на иврите,
О том, что писать в «пятых» графах?

Мне ли боятся Татьян длинонногих?
Сколько их было? Не надо считать!
Мне же одной он принес две моркови,
Можно про то хорошо прочитать.

Саечка за испуг? Только я не моргнула
В день, когда выстрел раздался…
Что для него  была жалкая пуля?
Был Маяком, Маяком и остался!

Для мира поэзии – да, безутешное горе,
Но сколько талантов схоронит страна?
Спешит репетировать  молодость Нора,
Ей эта  роль очень-очень важна.

Он был не поэт, все твердили: махина,
В быту – просто «Щен», что к себе я взяла,
И вот за труды мне в подарок машина,
И спит нынче плохо жена у посла.

Бурлила жизнь. И в оттепель давала всходы:
Ко мне приехал эмигрант Бурлюк.
Мы вместе вспоминали футуризм Володи…
А вы говорите: «Саечка за испуг!»

Я билась, как могла за Параджанова,
Я грызла землю, но земля была тверда…
Жить должен «Реквием Ахматовой -
Не только хлеб насущный мне еда!

Закованная фильмой Балерина –
Моя Кармен еще увидит свет!
Я сразу оценила красоту изгибов, линий!
О, это было чудо, не балет!

Случается, нужны порою деньги,
Не жалко их для одаренных балерин:
Возьмите, Майя, с бриллиантом серьги,
И познакомьтесь – Родион Щедрин!

По кругу «Л.Ю.Б» - три буквы я узрею
В кольце, потом на камне-валуне...
Ни слова не отвечу я директору музея:
Мои инициалы навсегда при мне!

Саечка за испуг? Но не ведом мне страх:
Я смело пишу завещание.
«Прошу, развейте в Подмосковье прах,
Не тратьтесь на могилы содержание»

Саечка за испуг, говорите?
Той, что смерть сама пригласила в гости?
Послушайте! Хотя звезда в зените,
Забудьте обо мне, не мойте кости!

P.S. Когда Его увидела в домине,
Когда коснулась я холодных рук,
Я вспомнила о дочери, о сыне...
Но это только жалость, не испуг.

Скончался Осип, не дождался мая,
Я потеряла часть себя, ни мужа, и ни друга.
Ему за "облаком" открылись двери рая.
Жизнь потеряла смысл… Но не было испуга.

Друзей я хоронила не однажды.
И каждый раз – какая мука!
Но продолжала жить я жадно и отважно.
Бывало всё, но не было испуга…

…Перебираю факты, словно в нафталине вещи:
Я не боялась ничего – совсем немаловажно!
Возьми мой пояс, Люда, и запомни голос вещий:
Беспомощность и перелом – вот это страшно!

*Лиля Юрьевна Брик— «муза русского авангарда», хозяйка одного из самых известных в XX веке литературно-художественных салонов. Автор мемуаров, адресат произведений Владимира Маяковского, сыгравшая большую роль в жизни поэта... Лиля родилась в еврейской семье Урия Александровича Кагана и Елены Юльевны Каган;
*Пятая графа или пятый пункт в советских анкетах: «Национальность»;
*В 1928 году Маяковский побывал за границей и познакомился в Париже с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, которая в 1925 году приехала в гости к родственникам и решила остаться во Франции навсегда. Поэт влюбился в красавицу-аристократку и предложил ей вернуться в Россию на правах законной супруги. В своем стихотворении «Письмо к Татьяне Яковлевой» он писал: «вы и нам в Москве нужны не хватает длинноногих»;
*«Не домой, не на суп, А к любимой в гости, две морковинки несу за зелёный хвостик» - строки из поэмы В.Маяковского «Хорошо!»;
* Последним романом Маяковского стала актриса МХАТа Вероника (Нора) Полонская. В день  самоубийства В. Маяковского она торопилась на репетицию  спектакля «Наша молодость». Из ее воспоминаний: «Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича»;
*«Щен»  — так иногда подписывался Маяковский, изображая себя в виде маленького щенка;
*В 1928 году, когда Маяковский выехал в Париж, Лиля в одном из писем напомнила ему про автомобиль Renault, о покупке которого они говорили в течение нескольких месяцев. Несмотря на некоторые сложности с гонорарами, Маяковский выполнил просьбу Лили — в Москву был доставлен четырёхместный чёрно-серый автомобиль. Брик впоследствии писала, что в ту пору она была, вероятно, единственной жительницей советской столицы, сидевшей за рулём: «Кроме меня управляла машиной только жена французского посла»;
*Давид Давидович Бурлюк  — русский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников футуризма. Эмигрировал из России в 1920 году. Лиля Брик сумела возобновить с ним  контакты в годы ранней хрущёвской оттепели: сначала она отправила ему в США небольшую бандероль, указав свой адрес, затем с помощью Союза советских писателей организовала его приезд в Москву. На вопрос о том, почему писательская организация должна финансировать визит поэта в СССР, Брик ответила, что в молодости Давид Давидович «давал нищему Володе полтинники, чтобы тот мог писать стихи, не голодая». В советскую столицу Бурлюк прибыл в 1956 году вместе с женой. Брик, выступавшая в роли экскурсовода, показывала давнему другу город.

*Сергей Иосифович Параджанов  — советский кинорежиссёр, сценарист и художник. В 1973 году Параджанов был арестован и приговорён к пяти годам лишения свободы. Лиля Брик не только поддерживала режиссёра посылками, но и прилагала усилия для его досрочного освобождения. Однажды в ответ на вопрос о том, что написать в колонию Сергею Иосифовичу, она попросила мужа: «Напиши, что мы буквально грызём землю, но земля твёрдая»;
* К  85-летию  Лили Брик Ив-Сен-Лоран создал платье, в которое можно было облачиться лишь однажды — непосредственно в день юбилея; затем наряд следовало передать в музей дома моды Ива Сен-Лорана. Однако узнав, что Алла Демидова планирует впервые прочитать со сцены неизданный ахматовский «Реквием», Брик отдала актрисе своё платье от-кутюр.
*«Закованная фильмой» — немой художественный фильм по сценарию Владимира Маяковского. В основу сюжета автор положил историю встречи неприкаянного Художника и сошедшей с экрана Балерины. Поднее Брик предложила сценарий, озаглавленный «Любовь и долг, или Кармен". Однако проект оказался нереализованным;
*Майя Михайловна Плисецкая  — советская российская артистка балета, балетмейстер, актриса, педагог. Муж – Родион Константинович Щедрин — советский и российский композитор и пианист, музыкальный педагог. Специально для балерины им  был написан балет «Кармен-сюита». Майю Плисецкую Брик впервые увидела на сцене в 1948 году и сразу оценила «необыкновенную красоту её линий». В доме Брик-Катаняна произошла первая встреча Плисецкой и Щедрина.  В сложный финансовый период Брик преподнесла Майе Михайловне бриллиантовые серьги, с которыми балерина не расставалась даже после того, как их отношения прекратились;
*При создании экспозиции директор музея Владимир Макаров отправил Лиле Юрьевне письмо, в котором напомнил, что в 1930 году Брик получила в прокуратуре 2113 рублей 82 копейки и два золотых кольца, найденные в комнате застрелившегося поэта. Попросив предоставить документы о перечислении части денег в налоговые органы, директор одновременно предложил Лиле Юрьевне передать музею золотые кольца (на одном из которых Маяковский в своё время выгравировал буквы Л. Ю. Б., которые по кругу читались как бесконечное «люблю»), оригинал стихотворения «Лиличка!», рукописи поэм «Люблю» и «Про это», а также некоторые рисунки и личные вещи поэта. Лиля Юрьевна, перешагнувшая в ту пору восьмидесятилетний рубеж, не ответила ни на это, ни на следующее письмо от Макарова;
*На месте, где развеян прах Лили Брик  установлен памятник-валун с буквами — ЛЮБ.
* Лиля Брик оставила завещание, в котором она просила развеять её прах в Подмосковье;
* 12 мая 1978 года Лиля Юрьевна получила перелом шейки бедра, после которого утратила возможность вести прежний образ жизни. Несмотря на хороший уход и постоянное присутствие близких, она постепенно угасала и всё больше чувствовала собственную беспомощность. 4 августа, дождавшись, когда муж уедет в Москву, а домработница отлучится на кухню, Брик написала записку, в которой извинилась перед мужем и друзьями и попросила никого не винить в своей смерти. Затем она приняла большую дозу нембутала. Спасти её не удалось;
*Маяковский не состоял ни в одном зарегистрированном браке. Известно о двух его детях:
• сын Глеб-Никита Антонович Лавинский,
• дочь Патрисия Томпсон (Елена Владимировна Маяковская);

 *Осип Максимович Брик— российский и советский писатель, сценарист, литературовед и литературный критик.  Первый муж Лили Брик. В 1915 году состоялось знакомство Бриков с В. В. Маяковским. Издал на свои деньги  поэмы Маяковского «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». С 1918 года Брики и Маяковский жили одной семьёй.
Внезапно скончался в феврале 1945 года. В письмах сестре Лиля признавалась:
Для меня это не то, что умер человек любимый, близкий, когда бывает тяжело, непереносимо, а просто — вместе с Осей умерла и я… У меня нет ни одного воспоминания — без Оси. До него ничего не было. Оказалось, что с ним у меня связано решительно все, каждая мелочь. Впрочем, не оказалось, а я и всегда это знала и говорила ему об этом каждый день: «Стоит жить оттого, что ты есть на свете». — А теперь как же мне быть?
* Людмла Марковна Гурченко  — советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, режиссёр, сценарист, писатель.  Лиля Брик подарила Людмиле Гурченко, зная ее пристрастие к таким вещам,  модный пояс сделанный из ткани и  украшенный перьями, присланный для нее  Марией Тересой. Людмила Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция, выписана, но  состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии. Прибывшая бригада «скорой помощи» не смогла её реанимировать.


Рецензии
Вот это ответ! Аргументированный)): Пожалуй, Вы ухватили очень важное качество вашей героини ЛЮБ: умение всё (и всех) расставлять по местам, манипулировать и управлять действием. Была ли она такой, мы не знаем, но в вашей трактовке именно так. В конце концов, стихи - это эмоциональное предположение, а не психологический расклад испытуемого на детекторе лжи. Да и потом, каждый авантюрист (а в Брик было что-то от этого) по своему талантлив. Ведь на протяжении стольких лет удерживать на поводке пусть "щена", но сверх гениального поэта, для этого тоже нужна была природная одарённость.
Ну, за одно "Облако в штанах" уже спасибо! ... а уже потом всякие мысли по поводу того, что ещё МОГЛО БЫ быть написано после 14 апреля 1930-го...
(Я уже рад, что написал этот свой экспромт... Так здорово читать продолжение. Спасибо, Инна)

Бирюков Игорь   23.07.2019 18:28     Заявить о нарушении
За "облако" пред ним раскрылись двери рая... спасибо, что заметили!я думаю, тот страх, что толкнул ее к самоубийству, был ей послан свыше неспроста ..Мы можем сейчас по - всякому оценивать ее поступки и их предпосылки, но то, что она сделала немало для Маяковского и после его смерти,останется фактом. Да и для мира российского творчества тоже. Как по мне, то мужчину делает его женщина. И возможно, великий Маяковский потому и писал неподражаемые стихи, что скулил под дверью. Кто ещё подвергался такому? У кого ещё такой слог?

Инна Гофман   23.07.2019 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.