Шекспир. Сонет 153. Купидон

Заснувший купидон забыл про факел,
Дианы девы были тут как тут,
и выкрали огонь любви и к хладным
источникам долин его несут.
Кто к факелу святому прикоснется -
в безвременный живительный огонь,
в бурлящую тот ванну окунется
и этим победит любую хворь.
Но новый факел у моей любимой
зажег в глазах ретивый купидон,
и я, больной, к ней в ванну попросился,
и спрятался, как загрустивший гость,
Но не излечен. Ванна не поможет
В глазах кого Эрот свой факел возжег.

SONNET 153
Cupid laid by his brand, and fell asleep:
 A maid of Dian's this advantage found,
 And his love-kindling fire did quickly steep
 In a cold valley-fountain of that ground;
 Which borrow'd from this holy fire of love
 A dateless lively heat, still to endure,
 And grew a seething bath, which yet men prove
 Against strange maladies a sovereign cure.
 But at my mistress' eye Love's brand new-fired,
 The boy for trial needs would touch my breast;
 I, sick withal, the help of bath desired,
 And thither hied, a sad distemper'd guest,
    But found no cure: the bath for my help lies
    Where Cupid got new fire; my mistress' eyes.

NOTES

 CLIII. This and the following Sonnet, placed as they are at the end, are best regarded, perhaps, as constituting a division by themselves. Both treat, though with some differences, of the same theme, that "Love's fire heats water; water cools not love." The discovery of the source whence the fable was (though, as is probable, indirectly) derived is due to Herzberg (Shakespeare Jahrbuch, vol. xiii.). He tracked the legend to a poem in the Anthology, by Marianus, written, as he thinks likely, in the fifth century after Christ:


"Here, under the plane-trees, Love, having placed his torch by the Nymphs, overpowered by gentle slumber, was sleeping. Then said the Nymphs to one another, 'Why do we delay? Would that we could put out, together with this, the fire in the heart of mortals!' But as the torch inflamed also the waters, the Love-nymphs from thence draw warm water for their bath."


 


 The Epigram is ix. 627 of the Palatine Anthology. This and the following Sonnet are manifestly based upon the Epigram, though neither is properly a translation of it.

 2. A maid of Dian's. Similarly we have in the following Sonnet "many nymphs that vow'd chaste life to keep."

 6. Dateless. Eternal. Cf. xxx. 6. "Heat perpetual" in the next Sonnet.

 8. Strange. Q. has "strang," which might possibly represent "strong."

 11. Bath. The idea of a reference to the city of Bath can scarcely seem very probable, whatever may be true as to Shakespeare's fondness for puns.

 14. Eyes. Q. has "eye."


Рецензии
Великолепно. так понятно.Один в один. Понравилось.С томиком сравниваю, Елизавета.Я как-то пробовала с русского на русский свой вариант составить...но, что Вы...не подстрочечник, не получилось. Удалила потом со страницы,

Елизавета Васильевна   31.07.2019 20:20     Заявить о нарушении
Я восхищаюсь Вашей искренностью и честностью перед читателем, Елизавета! эти качества превыше всяких знаний!

Елизавета Судьина   31.07.2019 20:29   Заявить о нарушении
я же не поэт, знаю. пришла на сайт вообще ни с чем, но кое чего могу. стихи полбьила со второго класса после стиха Пушкина: что ты ржёшь мой конь ретивый...не выучила, не хотела.Учительница два не поставила, сказала, завтра спросит.Я на пять выучила.С тех пор все школьные, не школьные стала учить и любить.

Елизавета Васильевна   31.07.2019 20:37   Заявить о нарушении
Это жуткий и страшный стих Пушкина. Как его можно второклассницам давать?

Елизавета Судьина   31.07.2019 20:47   Заявить о нарушении
как это:

КОНЬ.
«Что ты ржешь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил?
Али я тебя не холю?
Али ешь овса не вволю?
Али сбруя не красна?
Аль поводья не шелковы,
Не серебряны подковы,
Не злачены стремена?»

Отвечает конь печальный:
«Оттого я присмирел,
Что я слышу топот дальный,
Трубный звук и пенье стрел;
Оттого я ржу, что в поле
Уж не долго мне гулять,
Проживать в красе и в холе,
Светлой сбруей щеголять;
Что уж скоро враг суровый
Сбрую всю мою возьмет
И серебряны подковы
С легких ног моих сдерет;
Оттого мой дух и ноет,
Что наместо чепрака
Кожей он твоей покроет
Мне вспотевшие бока».

<1834>

Елизавета Васильевна   31.07.2019 20:52   Заявить о нарушении
...но вторую часть не учили, впервые сейчас прочла.Хотя у меня Пушкина подписка тоже имеется.Например из его: родственники те же чужие люди, только с вынужденными обстоятельствами. Еще жене писал предупреждения о повесах-любовниках, тогда мода такая была, они сидели в ожидании встречи в холле.И в книге "Каменный пояс" Демидов - промышленник избил одного такого в своём дворце.Он же из мужиков был,Интересные времена.

Елизавета Васильевна   31.07.2019 20:58   Заявить о нарушении
Гениально, но жутко.
"Оттого мой дух и ноет" - гениально сказано, не голос ноет, а дух! Да еще и у коня!
сейчас так не принято говорить и о людях. Деградация речи и поэзии.

Елизавета Судьина   31.07.2019 21:01   Заявить о нарушении
я не понимаю. но Пушкин наше всё,- сказал Одоевский на его похоронах.

Елизавета Васильевна   31.07.2019 21:04   Заявить о нарушении
Де-градация - это снижение уровня (грейд - это уровень).
Если, например, духовное понятие применяется к животным, неодушевленным предметам - то это повышение уровня. Одухотворение (как у Пушкина в данном примере, или даже у Вас это есть - к природным понятиям - солнечному лучу, рассвету).
А если принижается даже Духовное до уровня животных - т.е. высмеивается, нивелируется - то это снижение уровня, т.е. деградация.

Елизавета Судьина   31.07.2019 21:15   Заявить о нарушении
Елизавета, я повторяю: Пушкин - наше всё.Ему доверяют все.Здесь, извините, не могет быть никакая обратная.Не так ли? Вера ему и только.

Елизавета Васильевна   31.07.2019 21:25   Заявить о нарушении
Так я ж об этом и глаголю!

Елизавета Судьина   31.07.2019 21:27   Заявить о нарушении
Кстати, любите ли Вы Пушкинскую строфу так, как люблю ее я?
http://www.stihi.ru/2019/05/28/2665

Елизавета Судьина   31.07.2019 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.