Не литература, а жизнь

       Значит Гоголь мастер показать невозможную любовь, не имеющие условий чувства. Им места нет, а они бытийствуют. В обычных эпопеях это называется трагедия и все гибнут. У Гоголя это называется жизнь и в ней люди запросто и равно как обретают счастье, так и пропадают как пыль, прах, совершенно незаметно, нисколько не героически. Где в литературе должно быть разрешение конфликта по законам трагедии, у Гоголя происходит разрешение конфликта по законам жизни, записанное литературно.
       Повести Гоголя напоминают легенды, сказания и сказки, им как бы не достаёт "высшей культуры" раз они таковы, но к удивлению обнаруживается, что и "высшая культура" тут есть. Есть, только она "ходит по низу". Казус. Кого-то коробит.
       Не выстраивайте никаких сцен, не ведите героя к трудному подъёму, вот вам сцена, и прямо из жизни - ярмарка. Там найдёте вы всё. И не только в смысле любой безделушки, но и любой безделицы человеческого характера и свойства, требуется только подсмотреть, а подсмотрев увидеть, то есть понять - что перед тобой. А то ведь некоторые специалисты и подсматривать, да что толку? Искривлено их зрение и размягчены мозги. На ярмарке герои сходятся настолько стремительно и верно, что этому бы позавидовали и Ромео с Джульеттой. Как так? А вот так. Потому что на сцене, по определению, всё приготовлено.
       Следующая сцена - степь, где можно и вечерять, и врага рубить, и думы думать. Где можно "пропасть". И на ярмарке можно "пропасть".
       Любая сцена и есть то место, где как раз можно всяк секунду пропасть. Чтобы сцену заняли иные актёры. Чтобы о себе оставить не личную память, не могильный крест, а чтобы самому стать сценой, на которой теперь другие...

       Коротки украинские ночи, коротки гоголевские повести. Ещё короче в них пунктирные линии героев, некоторые недописаны... Вот жил-жил человек и остался недописанным - не дошили его, не доизготовили - что делать теперь? Садиться, приниматься самому фантазировать - что же будут поделывать Иван Фёдорович Шпонько и его тетушка? Или что - не садиться? А разве есть выбор? Если душа затронута - она сама движется. Мы продолжаем всё то, в чём приняли подлинное участие - оно продолжается в нас, не спрашивая нас.

      "На свете счастья нет, но есть покой и воля" - говаривал Александр Сергеевич и страстно искал их всю жизнь. Гоголь... нашёл?
       Небо у него - бездонное, зерцало, в которое смотрится земля, а не небо - чем тебе не двоица из хайдеггеровской четверицы? Вечер у него всеобемлющий, укутывающий, не вечер, а таинственный покров, ночь у него - провал, пропасть, разверзтость, утро у него - трепетание. Днепр у него не имеет ни начала, ни конца, да и в ширину не меряется, пляс у него - стихия, смерть - выдох, битва как жара степная, и особливо ад - тоже самое пекло, только доведёное безумием до предела. С такими данными не ходит множество метафизиков, называющих себя метафизиками, а Гоголь держался, да ещё одно время бог весть как даже "служил". Но ни "свет", ни служба с такими данными несовместимы.
       Следовательно, и женщины... пока они лишь женщины...
     Обуздывать магическую стихию бытия Гоголя претендовало лишь христианство, и не в смысле его уполномоченных представителей, а в смысле разборок с собственным сердцем. Разборки начались чуть позже. Сначала волна творчества, потом разборки - а где я, а кто я?
     А затем всё продолжалось в таком же двухтактном режиме: "творчество -разборки". До самого конца. До максимального творческого гения "Мёртвых душ" и до последнего Страшного суда над собой. По кривой возрастающей вверх. Туда, где бы в наше время его поджидали психологи - терапевты и невропатологи, где бы быстро объяснили ему, что он - сумасшедший. А хоть бы и так, да живой!!!
Вспомним ещё раз Пушкина: "Не дай мне бог сойти с ума, уж лучше посох и сума" - нет, сие было не для Пушкина, но не сомневайтесь, что в наше время и Пушкин бы попал в тот же список, как и попадает по расхожему толкованию сейчас - ведь и у него памятники ходили... Но главное - резкая перемена настроений и беспричинная...
      Ну раз куцему, тугоухому уму невдомёк некоторые "причины", то и сумасшедший, конечно же. Но Пушкина ещё следовало туда записать, а Гоголь шёл сам и шёл уверенно.
      Покинул Россию, исток своего творчества, - что искал? Литературная атмосфера России после Пушкина стала мелкой, а Гоголь принадлежал уже к иному поколению, по метафизическому же статусу опережал своё время лет на 100-200, нужно было бежать, искать неизвестно что - в Европе опережающей исторически искать опору. Так Гоголь растянулся ещё и географически, не только духовно. Но когда твои ноги садятся на шпагат, трудно удерживать равновесие, если ты на канате.

      Гоголь навязывает родной отчизне какой-то домострой - шепоток по салонам, шушуканье, Гоголь - патриархален... Белинский бьётся головой о стену, до последней капли своей чахоточной крови, чтобы спасти гения!
      Все хотят, чтобы Гоголь был "наш", но "наших" много и все они разные.
"Наши" рвут Гоголя на части от "безмерной" любви, приблизительно также как скушали Парфюмера в книге Зюскинда, нищие и отбросы общества - просто потому что любили, и их любовь, напишет писатель, проявлялась именно так.
      Всё намного проще. Гоголь не России навязывал домострой, а объективировался - изгонял в своей книге домострой из самого себя, потому что жил в нём и связан был с ним цепко. Несмотря на многочисленные амбициозные проекты, Гоголя на самом деле интересовала не Россия, Гоголя интересовал Гоголь. И это нормально. Потому что против кого ему было бороться? - Никого не было. И Гоголь боролся против себя.


Рецензии