Читали ли вы...

       Скажите, читали ли вы Гоголя? Его степи, его дороги?
Иностранцы считают, что в России есть всего лишь два метафизических писателя: Достоевский и Толстой. Порой ещё они готовы вручить небольшую почётную лавровую ветвь экзистенциализма Чехову. Но метафизика Гоголя и по сей день продолжает оставаться в тени широкой известности.
       Степь Гоголя и степь Чехова, они ведь так различны. В своих степях Гоголь - Пушкин. Но поскольку двух Пушкиных не может быть и место уже занято, Гоголь оттеснён на периферию. Ни Толстой, ни Достоевский не дают так много бытия, как Гоголь, по сравнению с ним, первые оба писателя - расколотые, расщеплённые надвое, что скорей всего гораздо лучше доступно нашему миру, чем любая естественная гармония. А гармонии у Гоголя много, слишком много. Его гармония царит повсюду: в вольном казачестве и в тихой природе, в любом порыве сердечном и во взгляде парубка на дивчину, и даже в нечистой силе, как бездне над которой висит вся эта гармония. Гоголь - живописец, он пишет по Бытию. И он рисует ровно столько, сколько нужно чувству, чтобы сорваться и полететь за ним вслед, и он комментирует ровно так, как возникают в нём самом мысли по этому поводу - комментирует как эхо Бытия, как голос Бытия, и всякие его характеры рождаются оттуда же, из этого же лона, и не выскочить, не противопоставить себя ему не могут.
      Во времена Гоголя мир уже хорошенько трещал по швам, но он нашёл выход и описывал лишь иные времена и выбирал лишь ту жизнь, которая ещё где-то осталась и продолжала длиться иною. Толстой и Достоевский вещали уже из полного мрака и провала, Но Гоголь продолжал до конца своих дней оставаться ароматом степным, миром хуторным и вечным, прекрасным, чистым звёздным небом над ними. Невиданная доселе гармония "младшего брата Пушкина", так тянувшегося к старшему и почти безвестно трепетавшему в его тени - не открыта, не открыта и до сих пор!

      Что нам явление Древней Греции, учёность или латынь, когда у нас, у самих есть, было вольное казачество - явление не менее редкое и уникальное, нежели античность. Поворотитесь от прошлого, как только лишь наследия и посмотрите поближе - на то, что у вас прямо перед носом, прямо тут и ещё как бы живо, дышит. Вот эти вот все бесконечные бандуры, люльки, свитки, кавуны, рушники, оселедцы и пекла, моментально обступающие нас в его рассказах, что как не сама магия бытия, медленно всасывающая нас в своё тело? Не мудрено, что порой эта магия выступает или проступает как пот на лбу в чистом виде, она - оболочка, она - граница такого мира, и пока ты внутри - дыши полной грудью, а когда дошёл до границ - изволь познакомиться с нездешнею силою. Тут всё справедливо и законно, всё - "заколдованное место" или "магическое событие". И теперь, в наши времена, когда уже даже Хайдеггера называют магом - из-за того, что человек смотрел в сторону Бытия, прислушивался и вдумывался, то есть в целом и в общем вёл себя не как "чистый" теоретик, а как какой-нибудь "нечистый" в Гоголевских повестях, мы снова убеждаемся в "шарообразности" нашего мира, в его "куполах" как последних окраинах и в неизлечимости магии, объемлющей всяческий разум. Но в отличие от откровенно "метафизических магов" (Хайдеггер или Пруст), Гоголь прост как ребёнок и чист как слеза - Гоголь не даёт ни одной мысли, все мысли он показывает - ну точно как ребёнок, который не может внятно сказать, что переживает, но переживает так сильно и открыто, что всё можно понять, лишь глядя на него.
       И с "помочами" мыслей мы слабоваты, ну а без "помочи" мыслей, мы вообще потеряны. Опыта жизни в "магических куполах" у нас нет, магия у нас - одна из разновидностей рода действий, наряду с прочими "технологиями")). Так что Гоголь ушёл от нас в ту же страну, в которую нам доступа нет. И страна эта на хайдеггровском языке называется "непотаённое потаённого", ну а на гоголевском языке она называется "рай нашего пекла"...

       Певцы тёмного Бытия, которое ещё не просветлено человеком, но всё равно существует и существует так властно в нашей жизни.
Гоголь сопоставим с Лоркой, не с Достоевским.


Рецензии