Нероны нашего времени

 
                ***
В Москве горят библиотеки ,
Хранилища бесценных книг .
Под музыку из дискотеки ,
Где кайфоманы ловят миг .

РГАЛИ сгорел наполовину ,
Венчает пепел тень его .
Я смыслы вечного раздвину ,
Чтоб горизонт понять всего .

От прошлого круги событий ,
Вращенье всем передают .
Родились чада от соитий ,
Что технопарки создают .

Мелькает многое в круженье
И изменяются круги .
Испепеляет все сраженье ,
С подобьем огненной дуги .

Но столкновенья преходящи ,
Когда предтечи мирных дел .
Вот письмена животворящи ,
Куда Всевышний поглядел .

Заветы библии нетленны ,
Когда прочитаны с душой .
Творенья классиков бесценны ,
В России творчеством большой .

Не Бонапарт спалил архивы ,
РГАЛИ не фюрер разбомбил .
А люди яростной наживы ,
Которым рынок удружил .

Библиотеки не базары ,
В них нет коммерции сплошной .
И потому милы пожары ,
Неронам с импортной мошной .

Начнем с пристратия шумеров ,
Таблиц из глины для времен .
Они в пожарах флибустьеров ,
Оставят признаки имен .

Кумир  Трубкина
             
Вы  награжденные  в   почете ,
У   вас  тусовка   как   броня .
Вы  в  Трегуляе   извлечете ,
Каштаны счастья из  огня .

И  на   фуршете   продадите ,
"В  саду "  Хвалешин   фолиант .
И  Вале  снова   воздадите ,
За    шоколадный   провиант .

Всласть  управляете   квадригой ,
Держась  за  вожжи  огулом .
И  лишних  кинули  за  ригой ,
Кому   за  правду  поделом .

Вы  мчитесь   в   образе   стараясь ,
Быть  авангардом   на   стезе ...
Но  почему - то  просыпаясь ,
Сидите  в   туне    на   козе .

И   фолианты   у    дороги ,
Лежат  ненужными  в   грязи .
И  Валины   разбиты   боги ,
С  кумиром  Трубкина   в  связи .

Он  блещет в  латах  гегемона ,
На   конкурсах  сидит   царем .
И Трубкина   влечет  мамона ,
Под  опахалом  лунных   дрем .

Квадрига  ваша   разлетится :
На   щепки  ,  доли   и    куски .
Беда    безвластия    случится ,
С   оттенком  угольной   тоски .

    Дурман   тщетности

Белых  становится  Черных ,
Служа  Рашанскому  и Вале ,
Он  бесподобный  на вокзале
И памятных  местах  иных .

Он пишет  книги  о  черте ,
Засечной с крепостью дубовой .
И  забавляясь вновь подковой ,
Мечтает  быть  на  высоте .

Белых - Черных  не  озверел ,
Не стал  до  пяток  волкодлаком ,
Он ходит  с  преисподней  знаком
Судить  поэта  он  посмел .

Поэт  заступником  судьбы ,
Не  побоялся  быть  недавно .
И  Михаила  в  миг  борьбы ,
Возвысил  до таланта  славно .

Черных - Белых  не  до одра ,
Познает   кривды   мимикрию ,
И  исказит  в  трудах  Россию ,
Не  помня  светлого  добра .

Мичуринск славил  корифей
И был  в  Тамбове  Евтушенко ,
Когда  Рашанский - Кривошенко
Возвысил  фурию  затей .

Евгений  разгромил  стихи ,
Девицы  ветреной до смеха ,
Рашанский  вытряхнул   грехи
И  сделал  чучело  успеха .

Обман  , чарующий  обман ,
Белых  чернеет   обожая .
Он служит  злыдням  подражая
И славит   тщетности  дурман .

         Бутафорная
          
Щеки  красные  как  у  мордвинки ,
Угодившей  в  крапиву  ничком .
Одевала  под  дубом  ботинки ,
Под   размашистым   старичком .

Все  ей  можно  творит безоглядно ,
Потому  что   в   фаворе  она .
Никого  ей  винить  не  досадно ,
Потому  что  душой  холодна .

Там  мамаша   прикроет  спиною ,
Здесь  метресса  колдует  любя .
Вмиг  помогут  тропинкой  земною ,
От  себя  добежать  до  себя .

Снова  Альфа   мадам    и  Омега ,
Бесподобная  рядом  с  собой .
Только статуя  Маши из  снега ,
Бутафорного  рядом  с  Трубой .


463. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
5 мая 2004 г. Тамбов
Лена, уясните же вы (имею в виду тебя и твоих друзей-циников вроде Миши Гришина) наконец, что в Тамбовском отделении СП РФ не лохи баклуши бьют, а профписатели (не все, конечно…) слезу да горький смех из читателя выжимают. И ежели мы создаём ВЕШЧИ типа «Перекрёсток» (эк я ввернул — тонко?) да «Котька» — нас же уважать надоть! Или как?

А вообще, если серьёзно, ты мне нравишься своим перебарыванием своего возрастного и воспитанного (взращенного) цинизма и пофигизма. Плачь, радость моя, над Достоевским, над Наседкиным (эк я опять!), над Королёвой, над Боевым и даже Арк. Макаровым (только не над Алёшиным и Хворовым — убереги тебя Господь!)…

И вообще — Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!

Ну, чем ответишь? Ответь. Да будем спать укладываться (почти что вместе, по крайней мере — одномоментно).

Микола-2.

__________
Ответ на письмо Е. Л. Луканкиной от 5 мая 2004 г., где она, сообщая о текстах, которые набирала на компьютере для сборника «Тамбовский писатель-2004», в частности, писала: «Слушай, а тут в Королёву ТАК втянулась. Представляешь, сижу набираю и аж слезу роняю. Весь мой защитный цинизм рухнул, как карточный домик. Уж больно за живое один рассказ трогает (“Котька”): прямо прекрасная страшная жизнь!..»
Слова «прекрасная страшная жизнь» — аллюзия на название сборника Н. Н. Наседкина «Наша прекрасная страшная жизнь» (2004), в котором опубликован упоминаемый в ответе рассказ «Перекрёсток».


642. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
24 мая 2008 г. Тамбов
Уж буду хоть раз искренним до конца (теперь освобождён от плена лжи).

Лен, не придавай ты такого уж преувеличенного значения своим «литературным» потугам. Ладно, стишки ещё туда-сюда — на любителя, для таких же как ты, больных. Но твоя так называемая «проза» и уж тем более «пиеска» — это такая, прости меня, хрень. Даже читать неудобно: вроде взрослый на вид человек писал, а такое манерно-детское и вычурное «сю-сю-сю»…

Впрочем, думаю, ты и сама в глубине души это понимаешь.

Ты, конечно, можешь сунуть мне под нос прежние мои «рецы». Что ж, каюсь: кривил душой, подмасливался — хотел-надеялся ещё хоть разок трахнуть «поэтеску»…

Впрочем, ты и об этом прекрасно догадывалась…

Строчи заметульки в свою районку, веди дневничок, пиши мэйлы очередным сусликам («…спасибо, что не испугался выполнить мою предоргазмическую просьбу…»), эсэмэски подружкам — зуд писательский и утихнет.

Успехов!


643. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
25 мая 2008 г. Тамбов
Лена, к сожалению, я был очень серьёзен и грустен, говоря о твоих литпотугах.

Самая главная беда таких «литераторов» как ты в том, что вы вымучиваете свои тексты из головы, высасываете из пальца (очень уж хочется стать «пысатэлэм»!), и сами даже не понимаете, чтО в результате у вас выходит-выплёскивается из-под пера (клавиатуры).

Вот тебе самый простой пример. Ты сочинила-составила текст (мэйл) с одной единственной целью: ответить адекватно, оскорбить меня, унизить, высмеять, а себя попутно обелить-возвысить. И что получилось? Прямо противоположное.

Во-первых, ты недвусмысленно и прямо подчеркнула-заявила, что я не как ВСЕ твои любовники, что я поступаю не так как ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ твои бывшие постельные партнёры… Но, милая моя, ты в запале «творчества» совершенно забыла, что это же лучший комплимент для меня: я действительно не как все, я — НЕ ВСЕ!

А во-вторых, вот это твоё простодушное обозначение-фиксация ОСТАЛЬНЫЕ (ВСЕ), которые якобы «с нежностью и благодарностью вспоминают» тебя (этот пассаж вообще достоин пародии!) разве не служит своеобразным признанием с твоей стороны того, что ты «девушка» к своим юным 26 годам уже, скажем так, с чересчур БОГАТЫМ ОПЫТОМ? О какой там чистоте и хрупкости души речь вести — не сбиться бы со счёта, скольких конкретно сусликов и жеребцов это ОСТАЛЬНЫЕ (ВСЕ) в себя включает…

Ну а теперь представь, сколько подобных незапланированных тобою ляпов и проколов содержит, к примеру, твой псевдорассказ а-ля «Мы из будущего» (уж святую тему вы бы не трогали!) или пиеска…

Сегодня у Маши Знобищевой день рождения. Тебя, я вижу, к ней тянет. Вот и брала бы пример с неё, если не в творчестве (это от Бога), то хотя бы в жизни. Чистой и хрупкой надо не прикидываться и не представляться, а быть ею.

Подпись: Твой доброжелательный критик.

(Даже враги мои признают, что как критик и литературовед я не из последних, так что литсуждениям моим доверять можно.)


650. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ (С. ТАЛИНОЙ)
22 августа 2008 г. Тамбов
Добрый вечер, Софья!

Ну как я мог Вам не ответить и теперь не отвечать? Такие пристрастные и настойчивые читатели дорогого стОят. И вообще, признаюсь, Вы мне чем-то априори симпатичны, хотя я знаю о Вас только то, что Вы грамотны и, судя по нику в почте, любите море...

Впрочем, здесь и объяснение возникшей авансом симпатии: 1) грамотные девушки нынче редки; и 2) я тоже люблю море и через неделю отправлюсь на свидание с ним...

Что ж, постараюсь удовлетворить Ваше любопытство. Хотя, замечание в сторону: Вы и так считаете, что я чересчур разоткровенничался в книге и тут же требуете от меня ещё большей исповедальной откровенности... Ну да ладно. Я верю, что Вам это действительно ВАЖНО. Отвечаю по порядку.

1) Я не знаю (и никто не знает!) что такое любовь, но то, что Алина (будем так её именовать) ещё долго после нашего разрыва жила в моём сердце и моей голове — факт. Только совсем недавно я научился освобождаться от этого наваждения на длительные периоды — отдыхать...

2) На выход книги Алина отреагировала неадекватно: не убила ни меня, ни себя и даже зачем-то продолжила со мной общаться, хотя я как раз и надеялся этой книгой поставить жирную точку в наших отношениях полностью и навсегда (как бы отрезал пути к возврату).

3) Частично я уже ответил на следующий вопрос, но уточню-добавлю: с недавнего времени уже я прекратил все и всяческие отношения, ибо они зашли не то что в тупи…*

__________


651. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ (С. ТАЛИНОЙ)
23 августа 2008 г. Тамбов
Здравствуйте, суровая Софья!

Право, мне кажется, что Вы пишете мне мэйлы со сжатыми губами и сухим блеском в глазах...

Впрочем, я ещё раз перечитал Ваше первое послание в Гостевой и вспомнил-понял, что Вы изначально уже отнеслись ко мне с предубеждением, прокурорски. Что ж, видно, заслужил: ведь я же «стареющий мужчина», поступающий «низко и подло» с юными девушками...

Впрочем, простите, я отвлёкся. Итак, о наших проблемах. Да, мой комп, несмотря на всю свою невероятно дурацкую мощность, почему-то отрубает хвосты чересчур длинных, по его мнению, мэйлов, если они написаны не в простом формате — не в силах их переслать. Так как я давно длинных писем не пишу (исписАлся!), то забыл убрать форматирование в ответе — ещё раз простите! К слову, сегодня поменял свой мобильный на более современный и навороченный и — та же беда: в некоторых своих параметрах этот сотовый монстр за 500 баксов глупее какого-нибудь хилого сотика за тыщу рублей...

Но я опять отвлёкся...

Восстановить дословно концовку того мэйла я, вероятно, не смогу, но примерно так:

...ибо они зашли не то что в тупик — в минус.

4) Да, Вы правы, Алина «умна и талантлива, не говоря уже о душевной красоте», да притом, как я знаю, она умеет дружить с девушками хорошо и по-настоящему и любит знакомиться с новыми людьми, так что Ваше желание с ней познакомиться осуществляйте смело. Думаю, для этого препятствий нет: Вы же знаете её имя-фамилию — наберите в любом поисковике и выйдете на её страничку в Инете...

Ну вот вроде бы и всё. Если ещё возникнут вопросы — милости прошу. А заодно и хоть что-нибудь сообщите о себе — из чувства благодарности или вежливости. К примеру, что Вы ещё читали из моего и читали ли? Кого вообще из тамбовских писателей знаете? Какая книга в последнее время (или вообще в жизни) Вас потрясла? Ну и т. д.

Вот так примерно это выглядело день назад.

ПризнАюсь в конце: разбередили Вы мне душу. Я уже начал было «забывать» Алину (зачем-то кавычки поставил!), а тут Вы со своими вопросами... К тому же (вот странности!), одна моя знакомая, которая в курсе всей ИСТОРИИ и с которой я тоже довольно давно не контачу, вдруг вчера прислала мэйл, где между прочим сообщила, что познакомилась с Алиной, уже несколько месяцев общается-переписывается в Интернете...

И для чего всё это Небесам нужно?!..

Ладно, нам не дано знать всех подробностей СЦЕНАРИЯ, по которому живём...

Вам, Софья, я желаю поменьше проблем в Вашей жизни и побольше радостей!

Николай.





Здравствуйте, Софья!

Странная Вы девушка, да и вообще всё это странно…

Вы ведь тоже лукавите: Вы наверняка уже знаете, кто такая Алина и обязательно с ней познакомитесь, если уже не знакомы… Тем более, что Вы с ней ровесницы и по гороскопу — сёстры-близняшки…

Впрочем, если даже ей станет известно то, что я пишу Вам — в принципе не страшно: я не пишу и не напишу того, чего бы она не знала и не чувствовала. Конечно, не очень красиво за спиной обсуждать человека, ну да я же, как Вы знаете, человек в этом отношении без принципов, циничный, способен поступать «низко и подло»…

А если серьёзно: мне кажется, Вы потому так напряжённо выпытываете подробности этой странной «лав стори», что у Вас, с Вами случилось нечто похожее, и Вы сейчас ищете объяснений, пытаетесь понять ситуацию, определить степень СВОЕЙ вины в случившемся, определить окончательно своё отношение к оставленному Вами человеку…

Ладно, приступим непосредственно к ответу.

Очень зря Вы не интересуетесь местной литературой. Литература — это аура места. С прозой, может быть, у нас в тамбовских палестинах и напряжёнка, хотя есть, примеру, очень лиричный прозаик Валерий Кудрин — написал он мало, но несколько его рассказов вполне можно включить в один сборник с Шукшиным, Казаковым, Лихоносовым… Есть у нас вообще чудо и явление по имени Маша Знобищева, которая в свои 20 (!) лет и в поэзии, а в последнее время и в прозе просто поражает талантом. Кстати, пристёгиваю к мэйлу одну из её новых сказок-притч, которая внешне проста, но в то же время очень ёмкая и глубокая своей философичностью. Есть (продолжаю) очень талантливая Елена Луканкина, которая, на мой взгляд, ещё много энергии тратит на сложности формы, но непременно, думаю, придёт со временем к «неслыханной простоте» (Пастернак) и тогда может стать в первые ряды не только тамбовской, но и российской литературы. Кстати, и у Маши, и у Елены есть свои странички на сервере Стихи.ру — Вы там можете их найти и попробовать согласиться со мной или нет. Есть ещё Геннадий Грезнев (оканчивает Литинститут) — тоже парень с явным талантом, хотя мне и не близок по манере стихомышления. Впрочем, если Вам нравится поэзия Харланова, значит и Грезнев с Луканкиной Вам лягут на душу.

А вообще советую просматривать-читать «Тамбовский альманах», который издаёт писательская организация, коллективные сборники вроде «Тамбовский рассказ» или «Тамбовский писатель» — обязательно прочтёте в них что-нибудь интересное. Если не желаете искать эти издания в библиотеках, всегда можете получить их в писательской организации — Моршанское шоссе, 14, 6-й этаж.

Что это за книга Марка Леви про «следующий раз»? Владимира Леви я знаю, а про Марка не слыхал. Это у него роман? А вот читали ли Вы, к примеру, «Одиночество в сети» поляка Януша Вишневского — вещь! И вот ещё: а сами Вы пробуете писать-творить?

Подошёл к Вашему 5-му блоку вопросов и впал в глубокую задумчивость. Однозначно и кратко тут не ответишь… Новую книгу писать в 400 страниц?! Но всё же попробую конкретно ответить на Ваши конкретные вопросы. Итак:

1) «зачем Вы хотите забыть Алину, если всё ещё любите её?..» Если Вы так почему-то уверены, то спорить не буду: да, я всё ещё люблю Алину, и, дай Бог, чтоб кто-нибудь ещё её так НЕЖНО любил! («Как дай Вам Бог любимой быть другим» — об этом!). Но Вы неправы: я совсем не хочу её забыть, тем более ту, которая была МОЕЙ. Я только не хочу общаться с СЕГОДНЯШНЕЙ Алиной. Это ведь совсем другое дело — согласитесь.

2) «какое имеете право от неё отказываться? К тому же, как я поняла, Алина с Вами желает общаться…» Ну если на то пошло — это она от меня отказалась. И Вы опять неправы — это она в первую очередь не желает со мной общаться даже на дружеско-деловом уровне: в последнее время перед окончательным разрывом все мои робкие и даже унизительные попытки сохранить-поддержать хоть какое-то общение наталкивались на откровенное и равнодушное пренебрежение, граничащее буквально с хамством. Право, я хоть и «низок и подл», но не заслужил этого…

3) «Неужели Вы готовы совершить очередное преступление — принудительно вытеснить из своей жизни родного человека?..» Не до конца понял, что Вы считаете предыдущими моими преступлениями (одно из них, вероятно, — книга «Люпофь»?), но я действительно хочу вытеснить из своей СЕГОДНЯШНЕЙ жизни СЕГОДНЯШНЮЮ Алину, и мне это начинает удаваться…

Я вот только что прочёл замечательную статью Сергея Куняева «Женщина без мифа» о Лиле Брик и её «люпфи» с Поэтом. Так вот, я тоже, как Маяковский, от отчаяния и неизбывности своей любви согласен был делить свою любимую с другим (и делил!), но вот стоять, как Маяковский, под дверью любимой, знать, что она там «любиться» с другим, а тебе будет отказано даже в минимуме нежности, даже в примитивной телесной подачке — на это у меня сил, увы, нет…

Вы женщина и меня, скорей всего, не поймёте, но я считаю, что это Алина не хочет (не в состоянии, не может, не решается — неважно!) сохранить наше с ней РОДСТВО, хотя, я уверен, и она чувствует-понимает, что мы с ней как никто РОДНЫЕ люди, поэтому я и принудительно с болью вытесняю её СЕГОДНЯШНЮЮ из СЕГОДНЯШНЕЙ своей жизни, чтобы моя любовь окончательно не перевернулась в ненависть…

Всё — выдохся! (Это я и о письме и о ситуации).

Спокойной ночи!




653. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ (С. ТАЛИНОЙ)
26 августа 2008 г. Тамбов
Здравствуйте (и опять на ночь глядя), Софи!

В прошлом письме я забыл поставить-обозначить свою тему в сэбже — прошу прощения!

Переписка наша приобретает устойчиво-регулярный характер и начинает походить на своеобразный email-роман — Вы не находите? Это я пишу без иронии, наоборот, чрезвычайно благодарен Вам за то, что тратите на меня столько времени и душевных сил — спасибо!

По утрам (причём — поздним) Вы пишете-отвечаете, вероятно, потому, что или не работаете вовсе, или блаженствуете в отпуске… Я же, хотя и сам числюсь отпускником, но пашу ещё больше, чем в обычные дни, только за домашним компом — тороплюсь до отъезда на юга сдать в типографию две новые книги своих собратьев-писателей (я по совместительству ещё и издатель). А сегодня к тому же пришлось съездить в Дом печати по делам, крутиться там полдня, так что вымотался вконец (всё же — стареющий мужчина!) и вот только что выбрал время, чтобы побыть в роли Вашего ночного инет-собеседника.

Но тут же и признАюсь, что после прочтения Вашего послания из 13 (моё число!) пунктов я несколько увял и даже засомневался — отвечать ли? Да и вообще — продолжать ли эту странную переписку? Право, я не знаю, чего Вы добиваетесь своими прокурорскими вопросами и приговорами. У меня, между прочим, есть и немало защитников, причём тоже женского пола. Почитайте на моём сайте рецензии на «Люпофь», посмотрите совсем свежую запись-ответ Вам в моей Гостевой…

Хотя, стоп! Вот сейчас, здесь, конкретно Вам я однозначно и без экивоков говорю-заявляю: да, написав и выпустив в свет «Люпофь», я поступил подло, жестоко, гнусно, не по-мужски, мстительно… Но что теперь делать???!!!! Уже ничего исправить нельзя. Я бы, может, самоубился или спился совсем и окончательно, но меня удерживают два обстоятельства: 1) если бы Алине действительно стало невмоготу жить после выхода книги, она бы уехала из Тамбова; 2) она вполне сейчас счастлива (уж я-то знаю это лучше, чем Вы, раз с нею даже не знакомы!) и от одиночества (точнее — отсутствия возлюбленного рядом) никогда ещё длительное время не страдала — ну, может, месяц-два… Всё у неё будет хорошо — Вы же сами пишете, что верите в это. Вот и я верю и надеюсь. И желаю ей этого от всей своей раскаявшейся души!

И Вы, Софья, безусловно правы, утверждая с непонятным мне упорством, что теперь я не имею права ждать чего-либо от Алины (пункт 11). Вы словно забыли, что наша переписка и началась с обсуждения этого статус-кво. Более того, это Вы меня обвиняли, что я перестал от неё ждать чего-либо, устранился, вытесняю её из своей жизни. Я ещё раз подтверждаю это. Да, я уже ничего не жду и не хочу ждать от неё. Мне достаточно той Алины, что живёт в моём сознании, в моей душе и, если хотите, в моей книге «Люпофь». Я люблю эту Алину, она, может быть, самый дорогой для меня человек во всём мире, и она МОЯ!!!!!!!!!!!!!!!

Я не хочу реальности! Устал!!!!!

Всё, прощаюсь.

Всего хорошего, Софи!

Н.




654. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ (С. ТАЛИНОЙ)
26 августа 2008 г. Тамбов
День добрый, Софья!

Я тоже думаю, что продолжать пережёвывать одну и ту же тему в нашей переписке — смысла мало. И если Вы не хотите просто продолжить общение и познакомиться поближе — увы, будем прощаться…

Только напоследок хочу уточнить: о раскаянии насчёт книги речь всё же не идёт. Мне просто жаль, что она появилась на свет, но я не раскаиваюсь (почувствуйте разницу!). Как уже писал в первом ответе на Ваш запрос — я верю и знаю, что книги (настоящие, не графомания) рождаются на свет не по воле автора, а по «приказу-диктовке» свыше. Значит, Небесам угодна была эта книга.

Это во-первых.

А во-вторых, нам, смертным, зачастую не дано понимание истинной сущности вещей и событий, поэтому мы порой вместо благодарности предъявляем претензии, благодетеля и друга считаем врагом. К примеру, Достоевский всю свою жизнь недобро отзывался об издателе Стелловском, который вынудил его заключить кабальный договор и чуть было не заполучил в долгое рабство. Фёдор Михайлович чудом вывернулся, и, наивный, клял потом Стелловского на чём свет стоит. А ведь только благодаря ему, ситуации, которую тот создал, писатель встретился-познакомился со «стеннографкой» Анной Сниткиной, которая и помогла ему выпутаться из ситуации, а потом они влюбились друг в друга, поженились и прожили в невероятном запредельном уникальном семейном счастье оставшиеся Достоевскому годы… Да он должен был Стелловского лучшим другом считать и кланяться ему до конца жизни!

Ну так вот (подвожу к нашей теме), Алина теперь, по идее, тоже просто должна быть мне благодарной по гроб: я с помощью Небес создал (сам не подозревая об этом) такой оберег, такую лакмусовую защитную бумажку для неё, её Судьбы, что теперь она только уж если очень сильно постарается, может ошибиться в выборе спутника жизни. Именно человек, который пройдёт-выдержит испытание этой книгой — и будет достойным кандидатом в мужья, подтвердит истинность, глубину и неколебимость своего чувства к ней…

И я надеюсь, что так и будет, но, конечно же, благодарности не жду: увы, предвзятость её отношения ко мне уже не перебороть ничем.

Итак, Софья Львовна, если Вы ещё будете мне писать-отвечать — давайте сменим тему. Если нет — прощайте! Всего Вам доброго!

А насчёт «попросить прощения» у Алины… Я бы и рад, но, во-первых, для этого нужна соответствующая обстановка, и когда я пытался её создать (хоть чуть-чуть нежности, доверия, интима!) — натыкался всегда на броню и шипы; а во-вторых, повторяю, мы уже два месяца в состоянии полного и бессрочного бойкота, так что, Бог с ней, буду ходить по земле непрощённым и непонятым…

ННН.


655. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ (С. ТАЛИНОЙ)
27 августа 2008 г. Тамбов
Здравствуйте, Софья!

А что, с отчеством я не угадал? Дело в том, что мне казалось-мнилось, будто Вы мне своё отчество уже открывали, вот оно и выскочило из-под клавиатуры. Дело в том, что никак ещё не могу привыкнуть к Вашему имени — у меня никогда в жизни не бывало знакомых Софий, разве что литературная Соня Мармеладова. А Львовны знакомые есть, даже в писорганизации целых две — вот я и по ассоциации: Короче, запутался! Простите!

И всё же — как Ваше отчество?

И если начал с этого, то и продолжу. Вы как-то сами себе противоречите, утверждая, что если Вы ещё мало меня знаете, то я Вам пока и не интересен. В мире-то всё устроено наоборот: чем меньше мы знаем о людях, заинтересовавших нас, тем хочется узнать о них как можно больше и как можно быстрее. Разве не так? Обо мне Вы можете узнать подробностей воз и маленькую тележку из моих книг и на моём сайте, а вот я о Вас — где чего узнаю? Поэтому, если нетрудно и если Вы не такая суровая девушка, каковой хотите казаться, а напротив, добрая и отзывчивая, то ответьте для начала хотя бы на два конкретных и довольно простых вопроса:

1) Замужем ли Вы?

2) Счастливы ли в личной жизни?

Ну и, конечно, хотелось бы увидеть-получить Ваше фото (Ведь Вы мои видели!), а также хоть какой-нибудь телефон (лучше мобильный) — мне очень хочется услышать Ваш голос: Договорились?

И, кстати, ещё вопросец: а Вы меня «живьём»-то видели? Если да — каковы впечатления?

Теперь вернёмся к нашей с Вами Алине.

Я ещё и ещё раз упорно повторяю-утверждаю: книгу написал НЕ Я, вернее — НЕ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ!!!!! Жаль, что Вы к литературе не имеете отношения, поэтому никак не можете воспринять эту простую аксиому.

И я не шучу насчёт оберега и лакмусовой бумажки: избранник Алины всё равно до знакомства с ней или после рано или поздно увидит-прочитает эту книгу, и именно она, эта ужасная книга, проявит-выявит его подлинный характер, его истинное отношение к Алине. Зачем же ей жить-оставаться с человеком, который испугается её прошлого или воспримет книгу утилитарно (сально)?!

Ну и чтобы закрыть эту уже надоевшую тему: «Люпофь», конечно, написана-создана и для меня, она чрезвычайно важна и в моей судьбе. Когда я начал внезапно терять Алину, которая ещё вчера, казалось, жить без меня не могла и дышала мной, а теперь на моих глазах ускользала в объятия другого, — я ужаснулся, я был потрясён и особенно испугался того, что пройдёт время, и даже сам я не буду, побоюсь верить в то, что ВСЁ ЭТО БЫЛО, что эта необыкновенная девушка БЫЛА МОЕЙ: Вот Небеса и спасли меня, подтолкнули на создание книги, которая и стала как бы материальным подтверждением и удостоверением доподлинности и реальности нашей с Алиной сумасшедшей (пусть и короткой) истории любви.

Поверьте, если бы книги не существовало, даже я считал бы себя за шизофреника, сталкиваясь на улице с Алиной и вспоминая о былом, а уж она бы и вовсе стёрла всё из памяти, вычеркнула те дни и при случае со смешком бы утверждала, что никогда и ни единой секунды не любила Наседкина, а уж напомни-скажи ей кто о том, что и в постели мы были счастливы, — она бы только обидно и уничижительно усмехалась…

И вот ещё: забыл написать в том письме — о прощении. Вы знаете, я ведь уже попросил у Алины прощения за эту книгу и очень СИЛЬНО попросил, можно сказать, адекватно: создав-выплеснув из души рассказ «Февраль» и опубликовав его. Если интересно — прочтите. Это и есть моё покаяние. И в то же время — укор. Да, я готов был разделить с ней жизнь и судьбу…

Ну и в самом конце — необычная просьба-пожелание (опять разбередил себе душу, оправдываясь перед Вами и погружаясь в мир моей любви к Алине!): когда Вы с ней познакомитесь (ведь дело решённое?!), то при случае передайте ей стихи*, которые я прицепляю в отдельном файле. Я порой закрываюсь в КВАРТИРЕ (она поймёт, о чём речь) и читаю вслух эти строки, словно обращаясь к ней…

Всё, на сегодня выдохся.

До свидания, Соня!

НН.

__________


655. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ (С. ТАЛИНОЙ)
27 августа 2008 г. Тамбов
Здравствуйте, Софья!

А что, с отчеством я не угадал? Дело в том, что мне казалось-мнилось, будто Вы мне своё отчество уже открывали, вот оно и выскочило из-под клавиатуры. Дело в том, что никак ещё не могу привыкнуть к Вашему имени — у меня никогда в жизни не бывало знакомых Софий, разве что литературная Соня Мармеладова. А Львовны знакомые есть, даже в писорганизации целых две — вот я и по ассоциации: Короче, запутался! Простите!

И всё же — как Ваше отчество?

И если начал с этого, то и продолжу. Вы как-то сами себе противоречите, утверждая, что если Вы ещё мало меня знаете, то я Вам пока и не интересен. В мире-то всё устроено наоборот: чем меньше мы знаем о людях, заинтересовавших нас, тем хочется узнать о них как можно больше и как можно быстрее. Разве не так? Обо мне Вы можете узнать подробностей воз и маленькую тележку из моих книг и на моём сайте, а вот я о Вас — где чего узнаю? Поэтому, если нетрудно и если Вы не такая суровая девушка, каковой хотите казаться, а напротив, добрая и отзывчивая, то ответьте для начала хотя бы на два конкретных и довольно простых вопроса:

1) Замужем ли Вы?

2) Счастливы ли в личной жизни?

Ну и, конечно, хотелось бы увидеть-получить Ваше фото (Ведь Вы мои видели!), а также хоть какой-нибудь телефон (лучше мобильный) — мне очень хочется услышать Ваш голос: Договорились?

И, кстати, ещё вопросец: а Вы меня «живьём»-то видели? Если да — каковы впечатления?

Теперь вернёмся к нашей с Вами Алине.

Я ещё и ещё раз упорно повторяю-утверждаю: книгу написал НЕ Я, вернее — НЕ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ!!!!! Жаль, что Вы к литературе не имеете отношения, поэтому никак не можете воспринять эту простую аксиому.

И я не шучу насчёт оберега и лакмусовой бумажки: избранник Алины всё равно до знакомства с ней или после рано или поздно увидит-прочитает эту книгу, и именно она, эта ужасная книга, проявит-выявит его подлинный характер, его истинное отношение к Алине. Зачем же ей жить-оставаться с человеком, который испугается её прошлого или воспримет книгу утилитарно (сально)?!

Ну и чтобы закрыть эту уже надоевшую тему: «Люпофь», конечно, написана-создана и для меня, она чрезвычайно важна и в моей судьбе. Когда я начал внезапно терять Алину, которая ещё вчера, казалось, жить без меня не могла и дышала мной, а теперь на моих глазах ускользала в объятия другого, — я ужаснулся, я был потрясён и особенно испугался того, что пройдёт время, и даже сам я не буду, побоюсь верить в то, что ВСЁ ЭТО БЫЛО, что эта необыкновенная девушка БЫЛА МОЕЙ: Вот Небеса и спасли меня, подтолкнули на создание книги, которая и стала как бы материальным подтверждением и удостоверением доподлинности и реальности нашей с Алиной сумасшедшей (пусть и короткой) истории любви.

Поверьте, если бы книги не существовало, даже я считал бы себя за шизофреника, сталкиваясь на улице с Алиной и вспоминая о былом, а уж она бы и вовсе стёрла всё из памяти, вычеркнула те дни и при случае со смешком бы утверждала, что никогда и ни единой секунды не любила Наседкина, а уж напомни-скажи ей кто о том, что и в постели мы были счастливы, — она бы только обидно и уничижительно усмехалась…

И вот ещё: забыл написать в том письме — о прощении. Вы знаете, я ведь уже попросил у Алины прощения за эту книгу и очень СИЛЬНО попросил, можно сказать, адекватно: создав-выплеснув из души рассказ «Февраль» и опубликовав его. Если интересно — прочтите. Это и есть моё покаяние. И в то же время — укор. Да, я готов был разделить с ней жизнь и судьбу…

Ну и в самом конце — необычная просьба-пожелание (опять разбередил себе душу, оправдываясь перед Вами и погружаясь в мир моей любви к Алине!): когда Вы с ней познакомитесь (ведь дело решённое?!), то при случае передайте ей стихи*, которые я прицепляю в отдельном файле. Я порой закрываюсь в КВАРТИРЕ (она поймёт, о чём речь) и читаю вслух эти строки, словно обращаясь к ней…

Всё, на сегодня выдохся.

До свидания, Соня!

НН.




664. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
14 октября 2008 г. Тамбов
Добрый вечер, Лена!

Итак, о твоей поэтичной прозе (это — попытка определения жанра). Первое и общее впечатление: да-а-а, в душе (сердце, голове) Лены творится НЕЧТО… По крайней мере, ни о каком штиле, благоденствии, умиротворённости и речи нет.

Я прав?

А теперь конкретные вопросы-суждения о «Письме родителям».

1) Ты не будешь отрицать, что здесь исследуется-отображается ТВОЙ комплекс вины перед ТВОИМИ родителями? Вернее, не комплекс, а попытка объяснить-обосновать СВОЙ «СТИЛЬ» жизни, так не похожий на родительский…

2) Почему «письмо»? Это же никак не оформлено. По форме это, скорее, внутренний монолог.

3) Там у тебя герой-пациент, когда проскальзывает между ними первая искра, вдруг официально представляется, сообщает своё имя. Но ведь перед врачом давно лежит карта больного, где его имя указано…

4) И самое главное: почему герой — мужик?! (Как, кстати, и в рассказе «Вещь»!) Мне, например, это мешает. Как и мешает, когда писатель-мужик пишет от лица дамы. И я думаю из-за этого в твоём «Письме» не хватает чувственности, физиологии, секса, образно говоря, той самой «плоти», которая встаёт по утрам раньше героя-хозяина (интересно, откуда такие глубокие интимно-мужские познания?!). Лен, понимаешь меня? В рассказе на ТАКУЮ тему обязательно должна быть ТЕЛЕСНОСТЬ, иначе — для чего было и кашу заваривать?

Поверь, повествование получилось во многом ГОЛОВНЫМ, рассудочным, умозрительным, несмотря на все твои старания (которые явно выпирают).

Вот я и подвожу к сути: если ты тот же самый рассказ ЧУТЬ-ЧУТЬ перепишешь, сделаешь не о гомосексе, а о лесби (тема-то останется!) и вложишь в него всю себя (талант, душу, знания, чувства — всю свою женскую чувственность!!!) — у тебя получится шедевр. Я верю!

В современной русской литературе так не хватает ЖИВОЙ героини-женщины, написанной-созданной автором-женщиной. Поэтому мы и вынуждены считать достижениями образы бесполой Каменской, да моральных уродок, нарисованных Улицкой и Петрушевской…

Напиши-создай РАССКАЗ, Лена! И мы опубликуем его в ближайшем альманахе — произведём фурор.

Успехов — у тебя всё получится!

И вообще здорово, что ты так плодотворно и напряжённо работаешь. Только, может быть, не увлекайся газетной подёнщиной — она не стоит таких больших затрат сил, энергии и времени. Лучше со мной почаще и подольше общайся в ДП.

Мы так соскучились друг по другу! (Или за тебя не говорить?)

Ник.


665. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
24 октября 2008 г. Тамбов
Лена, спасибо! (За всё…)

Высылаю, как и обещал, прикольное фото из Адлера (прикол в чём — думаю, догадаешься).

Но я, в свою очередь, догадаться не могу:

1) Про что «Встреча двух поэтов». Прости, туп! Разъясни и про Орфея, и про Сафо, и про скалу Левкадскую, и что за трофей, и какие гусли должны открыться… Правда, совершенно нет догадок-понятий. (Впрочем, и голова сейчас чего-то тяжела.)

2) С рассказом «Родник» чуть проще. Рассказ (лирический этюд — точнее) мне понравился и даже очень. Всё образно, мощно, живописно, психологично. Вообще, без лести, поэтическая мощь твоей живописи словом просто поразительна! Единственное всё же — фраза центральная «Результат положительный…» — не совсем для меня однозначна и понятна: речь о беременности или болезни?

3) Фото то самое, и, прости, всё же оно мне (скажу мягче) не очень нравится…

Эх, как ты мне сегодня была МИЛА наяву и живая!!!..

Ладно, пока!

Ник.


666. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
26 октября 2008 г. Тамбов
Доброе утро, Лена! С солнечным тебя днём!

Чуть не обратился, как Маша, — «Леля». К слову, а знаешь ли ты что у славян Леля — богиня любви, семейного счастья и благополучия, дочь Лады и Сварога. (Цитирую по: Акулов И. Судный час. Тамбов: Изд-во Тамбовского отделения Литфонда России, 2008, стр. 126.)?

Теперь по существу. О твоих новых рассказах. Что и говорить: удивила. Молодец! Твоё стремление кардинально расширить тематику своей прозы, не побояться выйти за рамки непосредственного жизненного опыта и попытки отобразить реализм и даже натурализм нашей повседневности — направление, на мой взгляд, более чем правильное. И на мой же взгляд, рассказ «10 дней» получился более серьёзным, глубоким и вообще более удачным, чем «Пятница» — этот всё же не выходит, условно говоря, за рамки и уровень того же литобъединения «Радуга» (понимаешь о чём я?). А вот история алкаша (!!!) впечатляет и содержанием, и формой-композицией, и стилистическим напряжением. И где ты только всё это прочувствовала-узнала?!

Кстати, о форме. Вижу, ты ищешь новые пути, пытаешься строить композицию нестандартно. (И в рассказе из «Притамбовья».) Ещё раз настойчиво тебе советую: прочти роман Хулио Кортасара «Игра в классики». Во-первых, общепризнанно, что это один из лучших романов о любви, а во-вторых, он так странно, необычно, новаторски и гениально выстроен композиционно, что его можно и нужно читать два раза и оба раза это будет разный роман (два в одном!). А уж молодым писателям, ищущим новые формы, его просто необходимо прочесть-изучить. Давай я тебе принесу Кортасара, а ты мне не забудь Леви — гут?

Да, чуть не забыл одно существенное замечание-совет. Мне кажется, не стоит давать своим героям-персонажам известные и даже знаменитые имена — это вносит ненужный и лишний подтекст и вызывает ненужные вопросы. Я имею в виду Ошанина — всё же это известный поэт, к тому же связанный с Тамбовщиной. Да и во втором рассказе лично меня отчество «Петрович» в связи с темой рассказа несколько отвлекало: дело в том, что есть знаменитый антиалкогольный фиточай «Петрович», которым и я, как многие алкаши, когда-то пытался лечиться…

Насчёт фото. Все они хорошИ. Ты красавица! И, разглядывая их, я испытывал какое-то странное не совсем определённое чувство — удивление? грусть? радость за тебя? Ты стала такая взрослая женщина…

Как договорились, принеси завтра все (и другие) на флешке — вместе выберем для сборника.

Ну и насчёт того, что мы оба сами себе, друг другу и нашим отношениям желаем МИРА: я надеюсь, что мысленно мы продолжаем традиционное окончание этого пожелания — желаем МИРА и ЛЮБВИ!

Хорошего тебе настроения на сегодня и вообще, радость моего уставшего сердца!

Н.





664. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
14 октября 2008 г. Тамбов
Добрый вечер, Лена!

Итак, о твоей поэтичной прозе (это — попытка определения жанра). Первое и общее впечатление: да-а-а, в душе (сердце, голове) Лены творится НЕЧТО… По крайней мере, ни о каком штиле, благоденствии, умиротворённости и речи нет.

Я прав?

А теперь конкретные вопросы-суждения о «Письме родителям».

1) Ты не будешь отрицать, что здесь исследуется-отображается ТВОЙ комплекс вины перед ТВОИМИ родителями? Вернее, не комплекс, а попытка объяснить-обосновать СВОЙ «СТИЛЬ» жизни, так не похожий на родительский…

2) Почему «письмо»? Это же никак не оформлено. По форме это, скорее, внутренний монолог.

3) Там у тебя герой-пациент, когда проскальзывает между ними первая искра, вдруг официально представляется, сообщает своё имя. Но ведь перед врачом давно лежит карта больного, где его имя указано…

4) И самое главное: почему герой — мужик?! (Как, кстати, и в рассказе «Вещь»!) Мне, например, это мешает. Как и мешает, когда писатель-мужик пишет от лица дамы. И я думаю из-за этого в твоём «Письме» не хватает чувственности, физиологии, секса, образно говоря, той самой «плоти», которая встаёт по утрам раньше героя-хозяина (интересно, откуда такие глубокие интимно-мужские познания?!). Лен, понимаешь меня? В рассказе на ТАКУЮ тему обязательно должна быть ТЕЛЕСНОСТЬ, иначе — для чего было и кашу заваривать?

Поверь, повествование получилось во многом ГОЛОВНЫМ, рассудочным, умозрительным, несмотря на все твои старания (которые явно выпирают).

Вот я и подвожу к сути: если ты тот же самый рассказ ЧУТЬ-ЧУТЬ перепишешь, сделаешь не о гомосексе, а о лесби (тема-то останется!) и вложишь в него всю себя (талант, душу, знания, чувства — всю свою женскую чувственность!!!) — у тебя получится шедевр. Я верю!

В современной русской литературе так не хватает ЖИВОЙ героини-женщины, написанной-созданной автором-женщиной. Поэтому мы и вынуждены считать достижениями образы бесполой Каменской, да моральных уродок, нарисованных Улицкой и Петрушевской…

Напиши-создай РАССКАЗ, Лена! И мы опубликуем его в ближайшем альманахе — произведём фурор.

Успехов — у тебя всё получится!

И вообще здорово, что ты так плодотворно и напряжённо работаешь. Только, может быть, не увлекайся газетной подёнщиной — она не стоит таких больших затрат сил, энергии и времени. Лучше со мной почаще и подольше общайся в ДП.

Мы так соскучились друг по другу! (Или за тебя не говорить?)

Ник.


665. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
24 октября 2008 г. Тамбов
Лена, спасибо! (За всё…)

Высылаю, как и обещал, прикольное фото из Адлера (прикол в чём — думаю, догадаешься).

Но я, в свою очередь, догадаться не могу:

1) Про что «Встреча двух поэтов». Прости, туп! Разъясни и про Орфея, и про Сафо, и про скалу Левкадскую, и что за трофей, и какие гусли должны открыться… Правда, совершенно нет догадок-понятий. (Впрочем, и голова сейчас чего-то тяжела.)

2) С рассказом «Родник» чуть проще. Рассказ (лирический этюд — точнее) мне понравился и даже очень. Всё образно, мощно, живописно, психологично. Вообще, без лести, поэтическая мощь твоей живописи словом просто поразительна! Единственное всё же — фраза центральная «Результат положительный…» — не совсем для меня однозначна и понятна: речь о беременности или болезни?

3) Фото то самое, и, прости, всё же оно мне (скажу мягче) не очень нравится…

Эх, как ты мне сегодня была МИЛА наяву и живая!!!..

Ладно, пока!

Ник.


666. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
26 октября 2008 г. Тамбов
Доброе утро, Лена! С солнечным тебя днём!

Чуть не обратился, как Маша, — «Леля». К слову, а знаешь ли ты что у славян Леля — богиня любви, семейного счастья и благополучия, дочь Лады и Сварога. (Цитирую по: Акулов И. Судный час. Тамбов: Изд-во Тамбовского отделения Литфонда России, 2008, стр. 126.)?

Теперь по существу. О твоих новых рассказах. Что и говорить: удивила. Молодец! Твоё стремление кардинально расширить тематику своей прозы, не побояться выйти за рамки непосредственного жизненного опыта и попытки отобразить реализм и даже натурализм нашей повседневности — направление, на мой взгляд, более чем правильное. И на мой же взгляд, рассказ «10 дней» получился более серьёзным, глубоким и вообще более удачным, чем «Пятница» — этот всё же не выходит, условно говоря, за рамки и уровень того же литобъединения «Радуга» (понимаешь о чём я?). А вот история алкаша (!!!) впечатляет и содержанием, и формой-композицией, и стилистическим напряжением. И где ты только всё это прочувствовала-узнала?!

Кстати, о форме. Вижу, ты ищешь новые пути, пытаешься строить композицию нестандартно. (И в рассказе из «Притамбовья».) Ещё раз настойчиво тебе советую: прочти роман Хулио Кортасара «Игра в классики». Во-первых, общепризнанно, что это один из лучших романов о любви, а во-вторых, он так странно, необычно, новаторски и гениально выстроен композиционно, что его можно и нужно читать два раза и оба раза это будет разный роман (два в одном!). А уж молодым писателям, ищущим новые формы, его просто необходимо прочесть-изучить. Давай я тебе принесу Кортасара, а ты мне не забудь Леви — гут?

Да, чуть не забыл одно существенное замечание-совет. Мне кажется, не стоит давать своим героям-персонажам известные и даже знаменитые имена — это вносит ненужный и лишний подтекст и вызывает ненужные вопросы. Я имею в виду Ошанина — всё же это известный поэт, к тому же связанный с Тамбовщиной. Да и во втором рассказе лично меня отчество «Петрович» в связи с темой рассказа несколько отвлекало: дело в том, что есть знаменитый антиалкогольный фиточай «Петрович», которым и я, как многие алкаши, когда-то пытался лечиться…

Насчёт фото. Все они хорошИ. Ты красавица! И, разглядывая их, я испытывал какое-то странное не совсем определённое чувство — удивление? грусть? радость за тебя? Ты стала такая взрослая женщина…

Как договорились, принеси завтра все (и другие) на флешке — вместе выберем для сборника.

Ну и насчёт того, что мы оба сами себе, друг другу и нашим отношениям желаем МИРА: я надеюсь, что мысленно мы продолжаем традиционное окончание этого пожелания — желаем МИРА и ЛЮБВИ!

Хорошего тебе настроения на сегодня и вообще, радость моего уставшего сердца!

Н.

Н.

__________
…разродился рассказом и повестью… — «Судьба писателя» и «Сто двадцать лет спустя». Оба произведения опубликованы в «Тамбовском альманахе» (2010, № 10), а позже повесть и в журнале «Москва» (2011, № 3).


748. В. С. АРШАНСКОМУ
19 апреля 2010 г. Тамбов
Добрый вечер, Валерий Семёнович!

Да, праздник удался* и это, в первую очередь, — Ваша заслуга и Ваши труды: спасибо огромное и официальное и чисто человеческое!

В «ЛГ я высылаю информацию, но, как Вы сами видите, этот раздел (Литжизнь на местах) у них захирел: дают пустяшные бессодержательные информашки в 5-8 строк, так что если и дадут, то в безобразно обрезанном виде.

Белых* мне прислал штук 10 фото сразу, но из них удалось использовать только одно (где я за трибуной), да и то не лучшего качества — остальные почему-то совершенно без резкости. Вроде фотоаппарат у него мощный был! Так что пришлось использовать ещё два фото, которые я сделал своим фототелефоном.

К слову, уже приехав домой и делясь впечатлениями с женой, я узнал, что она, моя Татьяна, оказывается, училась на одном курсе с Иваном Щёлоковым*, он для неё — «Ванька»… Мир тесен!

Всего доброго и успехов!

Николай НАСЕДКИН.

__________
Да, праздник удался… — Литературный вечер в Мичуринске 15 апреля 2010 г. с участием тамбовских и воронежских писателей.
Белых Михаил Петрович — мичуринский журналист и писатель-краевед.
Щёлоков Иван Александрович — главный редактор воронежского журнала «Подъём».


749. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
10 июня 2010 г. Тамбов
Привет, Лена!

Хотел высказаться о твоей книге* после прочтения её до конца, но вот решил всё же несколько слов о первых впечатлениях сообщить-поведать — если тебе интересно.

В общем и целом, ты меня удивила, поразила, я рад за тебя: признаться честно, я не ожидал ТАКОГО УРОВНЯ. В женской прозе (да и вообще в прозе!) подобная степень искренности, исповедальности и смелости — редкость.

Понятно мне и то, что это действительно — не прямой, опосредованный, но всё же в какой-то степени ответ на мою книгу: ты решила показать и доказать родным и близким, друзьям, читателям, мне и, в первую очередь, самой себе, что ты не бездушная пустышка Алина… Это действительно удалось (судя по началу).

Скажу больше, если бы каким-то чудом я мог прочесть эту книгу-исповедь, книгу-автопортрет до 7 января 2004 года — я бы никогда не решился сблизиться с тобой. Я бы просто напросто испугался…

Но эти все общие впечатления укрепятся и прояснятся, надеюсь, после закрытия последней страницы. А пока, как говорится, о наболевшем. Дело в том, что сегодня я дошёл-таки до злополучного интервью, которое я раньше знал только в пересказах и отрывках-цитатах, и после прочтения душа моя, признаюсь, уязвлена стала. Я не представлял, что это написано так прямолинейно, грубо и голословно. Мне стало обидно. И за тебя, и за меня.

1) По сути, в твоём «интервью» слово в слово повторяется-муссируется то, что было и в грязной статейке Алешина из «ГнЦ», и в не менее грязной книжонке Митрофанова. Неужели тебе приятно быть в одной стае с ними, ЕДИНОМЫШЛЕННИЦЕЙ этих придурков?!

2) Как уже говорил, я категорически не согласен с вашими утверждениями-заявлениями, что-де в Тамбове нет настоящей «профессиональной» литературы, в Тамбовской писорганизации сплошь одни графоманы. Мне обидно, к примеру, за Машу*, за Акулова, за Багреева, за Гусеву, за Елегечева, за Кудрина, за Макарова, за Остроухова, за Струкову, ещё за некоторых, да и за себя родимого… Уверяю вас (и, думаю, вдумчивые читатели уверят!) — мы не графоманы!

3) Но больше всего меня задевает ваше абсолютно голословное, бездоказательное обвинение, что-де сейчас (читай — при Наседкине) в СП молодых и талантливых не принимают… При мне в СП приняли Луканкину, Машу, Багреева (причём, без проволочек, сразу!!!). Кто ещё из молодых ТАКОГО уровня есть в Тамбове и в последние годы ХОТЕЛ и ПРОБОВАЛ вступить в СП, а мы его якобы не приняли??!!! Кто????????!!!!!!!!!!!!! Фамилии!!!!! Дайте ответ. Не дадите ответа!*

Не прими это за начало очередной ссоры. Я просто выплеснул наболевшее. Мне очень не хочется, чтобы ты была ПРОТИВ меня и ПО ОДНУ СТОРОНУ БАРРИКАД с бездарными завистливыми подонками, да ещё и пользовалась их подлыми методами.

Не за себя — за Державу (то бишь, писательскую организацию) обидно!*

Пока!

НН.

__________
…о твоей книге… — Е. Луканкина «Когда мы стали животными» (Москва, 2009).
Маша — М. И. Знобищева.
Дайте ответ. Не дадите ответа! — Аллюзия на строки из поэмы  Н. В. Гоголя «Мёртвые души»: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа…»
Не за себя — за Державу… обидно! — Аллюзия на слова таможенника Верещагина из фильма режиссёра Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» (1970): «Я мзду не беру, мне за Державу обидно…»


750. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
11 июня 2010 г. Тамбов
Привет, Лена!

Спасибо за такой обстоятельный «вордовский» ответ. Что ж, не был бы я председателем (пусть проклят тот день, когда меня избрали!), я бы во многом с тобой согласился, но — увы… По крайней мере, по главному обвинению. Ты опять голословна: юные гении в Тамбове есть — имён-фамилий нет.

Ты, вероятно, не знаешь, я тебе расскажу: в советские времена, к которым ты апеллируешь, все таланты (те же Аркадий Макаров, Кудрин) ходили по 3-10 лет в литактиве, все профписатели их знали как облупленных, поэтому когда голосовали в конце концов (после многолетних испытаний!), то обдуманно и осознанно. В наши времена этого нет. Поэтому, вполне естественно, что отдельные писатели со стажем сами взращивают (как Дорожкина Машу, а Котова Багреева) или берут под своё покровительство (как я тебя) юные таланты и ПРОТАСКИВАЮТ их в писорганизацию — за что им (шефам) честь и хвала.

Причём, в случае с Машей и Багреевым никто не гарантировал такой быстрый результат — ТАЙНОЕ голосование, по крайней мере, в первый раз вполне могло быть не в их пользу. И лишь в случае с тобой я подстраховался* и продумал-провернул беспроигрышный результат…

Лично я за последнее время узнал в Тамбове только один свежий талант — Лену Владимирову. И тут же, ещё полгода назад, предложил ей вступить в наш Союз. Она, как истинный талант, сказала, что ещё подумает…

БОЛЬШЕ Я МОЛОДЫХ ТАКОГО УРОВНЯ НЕ ЗНАЮ. Поэтому если профписательница, член правления писорганизации Елена Луканкина вместо голословных утверждений приведёт ко мне вундеркинда со своей рекомендацией в СП и убедит, что это талант — Я САМ ЕМУ ДАМ РЕКОМЕНДАЦИЮ И ВСЕ СИЛЫ ПРИЛОЖУ, ЧТОБЫ ОН ВСТУПИЛ В СП. Клянусь!

По поводу твоей фразы: «Вычти Машу и Алексея из последних прибывших и вынеси им свой (по возможности объективный) приговор — графоманы они или право имеют?..»

Право, я в тупике. Вас, принятых при мне, всего шестеро. Поэзия Акулова, вчитайся внимательно, поразительной глубины и мощи — с ним вообще мало кого можно поставить из наших поэтов. Миша Гришин тоже пишет очень даже не графоманские детские повести. Остаётся только Зотов… Но и такие непритязательные труженики в литературе и тем более в организации нужны. Да и на шесть принятых всего один графоман — это, согласись, показатель, который и Кучину или Майе Румянцевой* не снился!

У-у-уф, даже устал!

Всё, хватит об этом (повторяю, когда уйду с председателей — ещё поговорим). Сейчас ещё пару слов о твоей книге, пока не забыл, о своих начальных впечатлениях.

В ней, как я уже говорил, масса плюсов, о которых тебе уже, вероятно, наговорили-написали много и без меня (увы, я несколько припозднился к обеду!). Сейчас я хочу чуть-чуть о том, что, мне кажется, при переиздании стоило бы поправить. (Согласись, такие отзывы самые ценные для настоящего писателя!) Впрочем, всё, о чём я скажу, — на совести редактора, он должен был это сказать: он или схалтурил, или вообще не понимает роль и функции редактора.

Именно он должен был обратить внимание автора (которому это заметить трудно) на те места в тексте, где наивность просто бросается в глаза. К примеру, на первых же страницах, ещё в предисловии, а потом и далее часто встречаются сентенции, прописные истины, которые подаются как великие открытия — вроде «Все люди смертны» или «Одиночество — удел людей» (под рукой текста нет, но приблизительно так). Конечно, подобные затёртые банальности можно употреблять, но — сопровождая-оправдывая при этом извинительными оговорками: «давно известно» или «как уже давно сказано»…

Но вот в тексте, напротив, встречается настоящая умная мысль-афоризм, причём — цитата: «Единственный рай, из которого человека нельзя изгнать, его воспоминания». Ты даже даёшь цитату, как это модно сейчас, без кавычек. И это хорошо. Я (Читатель) невольно задерживаю внимание, встретив знакомый текст, начинаю вспоминать — кому, Розанову или Фрейду, принадлежат эти слова. Мне лестно, что Автор так уважительно ко мне относится, доверяет моему интеллекту! И вдруг, чуть дальше — облом: ты опять цитируешь, теперь про «граммы добычи» и «годы труда», и зачем-то подсказываешь, что это «Владимир Владимирович», а дальше уж совершенно нелепо в скобках размазываешь-добавляешь, мол, «Маяковский, конечно». Помилуй, да после этакого адекватный читатель плюнет и закроет книжку: да она что, дескать, совсем за лаптя меня держит?!

Ну и, конечно, много девичьей наивности в столь частом назойливом повторении-подчёркивании своей красоты. Во-первых, красота (тем более женская!) — вещь вообще зыбкая, относительная и неоднозначная, а во-вторых, фото на задней обложке настолько явно неудачное, что восклицания в тексте о красоте могут вызвать насмешки и злорадство злопыхателей…

Ну и, может быть, некоторые главки можно было бы ужать или вовсе убрать-сократить. Наряду с главами-шедеврами вроде эпизода в «Макдональдсе» или сцены в школьном спортзале (просто новеллы!), есть главки, где одни рассусоливания-рассуждения, во многом вторичные и довольно банальные.

Думаю и надеюсь, что далее буду получать от книги всё больше и больше наслаждения.

Пока.

НН.

__________
И лишь в случае с тобой я подстраховался и продумал-провернул беспроигрышный результат… — Е. Л. Луканкина принята в Союз писателей России по итогам Всероссийского совещания молодых писателей в Волоколамске (апрель 2005 г.), участницей которого стала, минуя отборочный конкурс, благодаря ходатайству Н. Н. Наседкина, руководителя одного из семинаров совещания.
Кучин Иван Сергеевич (1924—2000), Румянцева Майя Александровна (1928—1980) — руководители Тамбовской писательской организации в разные годы.




776. М. И. ЗНОБИЩЕВОЙ
9 октября 2013 г. Тамбов
Маша, добрый вечер!

Только что увидел в «Литературке» (40-й номер от 9 октября) статью небезызвестного Вам М. Замшева «Война окончена — победителей нет»: там есть несколько добрых строк о Вас и Вашем творчестве…

Успехов!

Николай НАСЕДКИН.


777. М. И. ЗНОБИЩЕВОЙ
9 октября 2013 г. Тамбов
Я, Маша (отвечаю на Ваш вопрос), постепенно прихожу в себя*, выравниваю дыхание, начинаю пока ещё робко и недоверчиво чувствовать-ощущать себя свободным, наслаждаться НЕЗАВИСИМОСТЬЮ…

Чуток только портит мне нахлынувший кайф мсье Хворофф, который почему-то встречается мне каждый раз, как только я выхожу на улицу (а я делаю это довольно редко) и начинает на всю улицу кричать, что он «самый лучший поэт», а мы с Дорожкиной его гнобили, но теперь он меня так и быть «прощает» и даже «жалеет»…

И Вам всего доброго! Вы, Маша, были для меня светом в окошке все эти фантасмагорические годы писпредседательства…

НН.

__________
…постепенно прихожу в себя… — 3 октября 2013 г. на отчётно-выборном собрании Тамбовского отделения Союза писателей России Н. Н. Наседкин категорически отказался баллотироваться на третий срок и сложил с себя обязанности председателя правления.


778. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
14 октября 2013 г. Тамбов
Добрый вечер, Лена!

Наконец посмотрел все фильмы из твоего списка.

Если любопытно – в файле кратко мои мнения о них.

Уточню только, что я согласен с Л. Толстым: в искусстве существует только два критерия: нравится (да) или не нравится (нет).

Буду признателен, если ещё чего посоветуешь…

Всего доброго!

Николай НАСЕДКИН.

Фильмы, которые меня поразили:

«Транс» (Trance, 2013) — да. (Главный плюс — сюжет.)

«Меня зовут Кхан» (My Name Is Khan, 2010) — нет. (Наивно, игра актёров не впечатляет, да и смысловые акценты не близки: судьбы «бедных» мусульман в Америке, гибель штатовских негров в Ираке…)

«Всё начинается с конца» (;a commence par la fin, 2010) — да. (Только актриса поменьше бы походила на Сергея Зверева вывороченными губами и поменьше бы курила… Вообще во всех фильмах героини курят как собаки!)

«Дирижёр» (Россия, 2012) — нет, как и ожидалось. (Музыка только берёт за душу, да и то, скорей всего, с этим произведением /«Страсти по Матфею»/ не всё так однозначно — надо бы поискать-узнать подробности, да лень… Как вообще могут нравится эти гнусные упорные попытки ярко выраженного жида «умертвить» Христа, перечеркнуть-отринуть христианство, возвеличить-утвердить «избранность» евреев…

«Кафе де Флор» (Caf; de Flore, 2011), — скорее да. (Сюжет привлекает. Но вот артисты неинтересны и даже неприятны, в том числе и Паради…)

«Откровения» (Elles, 2011) — да. (Сюжет в первую очередь.)

«Стыд» (Shame, 2011) — скорее да. (Сюжет, тема, особенно — линия инцеста… Только не люблю, когда на экране трясут волосатыми членами…)

«Аквариум» (Fish Tank, 2009) — скорее да. (Только несколько затянуто и название не расшифровал… Понятно, что тебе героиня местами напомнила собственное отрочество…)

«Автокатастрофа» (Crash, 1996) — нет. (Уж надо было делать порно, тогда был бы смысл смотреть, а так — пародия непонятно на что…)

«Другая Земля» (Another Earth, 2011) — да.

«Последняя любовь на Земле» (Perfect Sense, 2011) — нет. (И сюжет непривлекателен, и актёр МакГрегор внешностью мне несимпатичен: помесь Хворова с Шепелёвым*…;)

«Тираннозавр» (Tyrannosaur, 2011) — да. (Сюжет и игра актёров. Но сами актёры ужасны. Вообще, перефразируя Маяковского: в 21 веке из кино исчезли красивые люди…*)

«Шультес» (Россия, 2008) — скорее нет. (Не авторское, а любительское кино…)

«Доктор Кинси» (Kinsey, 2004) — да! (Тема, сюжет, исполнители. Лично для меня ещё и бонус — Лиам Нисон был одним из первых бойфрендов Джулии Робертс…)

«Загадочная история Бенджамина Батона» (The Curious Case of Benjamin Button, 2008) — да! (Посмотрел 2-й раз — конечно, растянуто, но чрезвычайно любопытно. Особенно, главная мысль сюжета: разница в возрасте у влюблённых — условность и ничего не значит…)

«Реквием по мечте» (Requiem for a Dream, 2000) — да! (Снято мастерски…)

«Быть Джоном Малковичем» (Being John Malkovich, 1999) — скорее нет. (Выморочная фантастика, да и актёры мне неинтересны, в том числе и Малкович с Диаз… Единственное любопытно — ассоциации: все эти фильмы из твоего списка я смотрел как бы твоими глазами, так что вполне можно сказать был внутри сюжета под названием «Быть Еленой Луканкиной»…)

«Чтец» (The Reader, 2008) — да. (Сюжет спорный, но игра Уинслейт блестяща. Вообще она во многих своих фильмах играет смело и безудержно…)

«Комната в Риме» (Habitaci;n en Roma, 2009) — да. (История, конечно, более чем странная: фильм снят по роману, где описана «нормальная» ночь любви мужчины и женщины — откуда вдруг тема лесби выскочила? Да и по сути более чем странно: русская девушка Наташа накануне свадьбы ныряет с головой в лесбийский разврат и при этом рассказывает-сожалеет, что родной её папаша не трахает её, а предпочитает для инцеста её сестру-близняшку… Но снято красиво, за это 5 баллов!)

«Господин Никто» (Mr. Nobody, 2009) — да! (Смотрел уже 3 раза — завораживает и тема, и исполнение…)

И в качестве, может быть, спорного обобщения: в большинстве своём эти фильмы адресованы зрителям, наклонным к депрессивному мышлению и сексуально неудовлетворённым… Для нас с тобой?!

__________
Хворов В. М., Шепелёв А. А. — тамбовские литераторы.
…в 21 веке из кино исчезли красивые люди… — Изменённая цитата из стихотворения В. В. Маяковского «Надоело» (1916): «…в 1916 году из Петрограда исчезли красивые люди…»


779. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
15 октября 2013 г. Тамбов
Привет!

Чайник так чайник… Я не спорю.

Для меня кино — вторичная, утилитарная, бонусная часть моего существования. Главное всё же — ЛИТЕРАТУРА.

Есть всего несколько фильмов, которые я пересматриваю бессчётно («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Осенний марафон», «Пролетая над гнездом кукушки», «Горькая луна», «Ноттинг Хилл» и ещё 2-3), а остальные вряд ли стоят такого серьёзного тона при обсуждении: если смотрятся до конца и с интересом — вот и ладно…

Что касаемо свободы (отвечаю на твой P. S.) — постепенно прихожу в себя, выравниваю дыхание, начинаю пока ещё робко и недоверчиво чувствовать-ощущать себя действительно свободным, наслаждаться НЕЗАВИСИМОСТЬЮ… (Спасибо тебе отдельное, что подтолкнула меня к этому шагу!)

Чуток только портит нахлынувший кайф мсье Хворофф, который почему-то встречается мне каждый раз, как только я выхожу на улицу (а я делаю это довольно редко) и начинает на всю улицу кричать, что он «самый лучший поэт», а мы с Дорожкиной его гнобили, но теперь он меня так и быть «прощает» и даже «жалеет»…

Всего доброго и успехов!

НН.

P. S. Ты опять мне сегодня приснилась…

__________
«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) — фильм советского режиссёра Никиты Михалкова.
«Осенний марафон» (1979) — фильм советского режиссёра Георгия Данелии.
«Пролетая над гнездом кукушки» (1975) — фильм американского режиссёра Милоша Формана.
«Горькая луна» (1992) — фильм французского режиссёра Романа Полански.
«Ноттинг Хилл» (1999) — фильм американского режиссёра Роджера Мичелла.
Что касаемо свободы… — См. комм. к письму №777.


780. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
15 октября 2013 г. Тамбов
Зря я проговорился…

Вообще-то, мне западло было бы уходить и бросать всё мною сделанное в СП (а я всё же кой-чего сделал!) на произвол судьбы из-за таких придурков, как Хворовы-Перцевы и безразличия других, так что я придумал для себя, будто ухожу из-за тебя: последней каплей стало — даже ты не платишь взносы, хотя клятвенно в прошлом году обещала это делать и для этого надо тебе затратить всего минут 10-15…

Ты не представляешь, как это было обидно (и как человеку, и как писпредседателю)!


781. Е. Л. ЛУКАНКИНОЙ
15 октября 2013 г. Тамбов
1) Почему и зачем ты злишься? Не пойму…

2) Где и какой совет ты мне даёшь? В тексте мэйла я его не нашёл…

3) И при чём здесь Дымка? Я тебе и сам давно написал-сообщил, что она давно умерла и нежные её косточки уже успели истлеть…

Я просто объяснил-констатировал, как было дело. Однажды в минуту страшной усталости (это вам со стороны кажется, что только вы работаете-пашете, а Наседкин членом груши околачивает… Котова вон и полутора недель нет, как впряглась, а уже в шоке, в растерянности, чуть не плачет…) я сел, обхватил голову руками и подумал: да на кой ляд, для чего и для кого мне надо так горбатиться, если даже Луканкина (ДАЖЕ Луканкина — не самая бедная в писорганизации и которой не надо тратить ни времени ни сил для этого) взносы не изволит платить… Да пошли вы все на!..

Не я придумал эту реальность, вы её создали.

Прошу тебя, не раздражайся и не злись. Я действительно всё ещё люблю Дымку, помню нежно, часто вижу во сне… Но к тебе-то, взрослой, уставшей и раздражительной женщине по фамилии Морозова, это имеет отношение весьма и весьма косвенное…

Просто порадуйся за неё (себя бывшую), за то, что она живёт в чьём-то сердце…




847. Т. О. МАЛИКОВОЙ
24 сентября 2015 г. Тамбов
Таня, добрый вечер!

Решил для «Подъёма» предложить рассказ «Муравьи» — с элементами фантастики, злободневный и вполне остросюжетный (читабельный). И главное, по размеру подходит.

Что касается былого. Надо бы обязательно чем-нибудь (очерком или рассказом) представить А. В. Стрыгина — основателя и первого вождя нашей писорганизации. В 2010-м году в юбилейном номере «Тамбовского альманаха» к нашему 50-летию я дал два рассказа из его старой книжки, которую нашла в библиотеке В. Т. Дорожкина. Сейчас посмотрел-пошарил в Инете — там только текст романа «Расплата» можно найти-скачать… Короче, думаю, надо опять Валентину Тихоновну просить…

Успехов!

Николай НАСЕДКИН.

__________
Рассказ «Муравьи», ранее опубликованный в газете «Наедине» (2003, 9 апреля), журнале «Урал» (2004, № 9) и сборнике «Наша прекрасная страшная жизнь» (2004), вошёл и в 12-й номер за 2015 г. воронежского журнала «Подъём», посвящённый 55-летию Тамбовской писательской организации.


848. А. С. ТРУБЕ
25 сентября 2015 г. Тамбов
Добрый вечер, Анатолий Сергеевич!

Я посмотрел присланные Вами книги. Вы делаете большое дело, тексты Ваши познавательны, привлекательно оформлены, читаются с интересом.

Но дело в том, что это журналистика, краеведение, история, но никак не художественная литература. Для вступления в Союз писателей этих текстов будет, конечно, недостаточно.

Желаю Вам дальнейших успехов в Вашем благородном деле по изучению и пропаганде истории родного края.

Всего доброго!

Николай НАСЕДКИН.


904. О. В. АЛЁШИНУ
10 июля 2017 г. Тамбов
Добрый вечер, Олег!

Признаться, я удивлён.

Ни о каком «сведении счетов» не может быть и речи.

Я написал автобиографическую документальную повесть* о СЕБЕ, о СВОЕЙ жизни, о СВОЕЙ творческой судьбе.

Я цитирую в ней реальные, уже, можно сказать, исторические документы. В том числе и статью «Точки над i». Эта статья была опубликована в 6-м номере «Тамбовского альманаха», она все эти годы в свободном доступе была и есть на сайте писательской организации и сейчас на оставшемся сайте «Тамбовского альманаха». Я её просто процитировал и, естественно, никак не мог изменить текст... Это было, как к этому теперь ни относись, и исправить уже ничего нельзя...

Я думаю, любой адекватный читатель это понимает и не станет соотносить Олега Алёшина сегодняшнего с Олегом Алёшиным десяти-двенадцатилетней давности...

Насчёт же того, считаю ли я себя «большим писателем», то об этом как раз заключительная глава повести, которая будет опубликована в следующую субботу.

Сейчас я тем более зла ни на кого не держу: просто анализирую, что и как было, подвожу своеобразные итоги...

Успехов!

Николай НАСЕДКИН.

__________


Рецензии