Поэтический оккультизм ч. 1 СБДж

Неполное исследование оккультных познаний поэтов
Часть 1
В Бхагавадгите и Упанишадах говорится, что:
«Ишвара, Господь всех вещей, пребывает в сердце каждого смертного существа, и с этого места заставляет иллюзии мира казаться человеку реальностью».
«Свет на Пути» обращает внимание на необходимость понимания собственного сердца. В нём говорится, что надо искать источник зла там, где оно живет, как в сердце преданного ученика, так и в сердце человека желаний, и ваше сердце есть глубочайшая тайна всех великих неясностей.
Лонгфелло почувствовал это, когда в Осажденном городе он воспел:

«В людских сердцах я прочитал слова,
Большая тайна в них,
О том, что армия из призраков брала
Осадой души их».

Этот стих пришел к нему в связи со старой историей о том, что город Прага был когда-то осажден огромной армией призраков, которая разбила лагерь  на противоположном берегу реки, и он сравнивает человеческое сердце с Прагой. Здесь, в городе обитает Ишвара, который в это время находясь в заключении, осаждается огромной армией – призраками действий и мыслей человека в этой и других жизнях. Оккультизм вместе с поэтом заявляет, что сердце является мистическими письменами; оно также – настоящее поле, на котором сеются семена, оставаясь лежать незамеченными, и не только в течение одной жизни, но часто на протяжении многих воплощений, но они однажды обязательно расцветут при благоприятных обстоятельствах. И когда они начинают расти, они вызывают призраки дел, посеянные ими, и эти призрачные воинства окружают душу в ее темнице.
В стихотворении «Покорность» Лонгфелло писал: «Ведь смерти нет, что кажется нам – это переход!».
Это одно из положений оккультизма. Поэт писал о смерти физического тела девушки, которую очень любил, и считал переменой то, что в обычной жизни  известно, как "смерть". Последователи Религии Мудрости знают, что эта страшная перемена на самом деле не является смертью, и ни в каком даже смысле не является кончиной физического человека. Видимое бытие представляет собой скопление энергий или элементов, которые далеко не все умирают, когда человек испускает последнее дыхание, или когда тело опускают в могилу. Это – только переход, как говорит Лонгфелло, животворящего духа в другую сферу деятельности.
Такое же мнение выражено в Атхарваведе, где говорится: «Все трансформируется. Жизнь и смерть являются лишь способами трансформации, которые управляют жизненно важной молекулой от растения до самого Брахмы».
Оккультная философия считает смертью только процесс, а также период разделения между всеми различными элементами низшей природы человека и животной природы; так, что в случае самоубийства и других случаев внезапной или преждевременной смерти, "смерть", как называют ее оккультисты, длится в течение длительного периода времени. Тот момент, который называется смертью в этом мире, является только временем разделения тела с жизненным принципом, который индусы называют джива; этот момент – начало перехода.
Гёте был глубоко ищущим оккультистом. Влияние оккультизма прослеживается во всех его произведениях. Ведущим мотивом во многих его драмах является господство над жизнью людей той власти, которую мы называем кармой. Его шедевр, «Фауст», на который была написана целая библиотека комментариев, можно, действительно, читать только в свете оккультизма. «Фауст» заканчивается следующим "мистическим хором" в исполнении небесного сонма:

«Все быстротечное -
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь – в достиженье.
Здесь – заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность
Тянет нас к ней». *

Богатство оккультного смысла укладывается в эти восемь заключительных строк великой драмы, которая предназначена изобразить путь души с небес через землю обратно на небеса. Все, что непостоянно или земное, принадлежащее к сфере материи, есть лишь подобие или символ, предназначенный для обучения человека, который должен научиться читать урок, если хочет развиваться. Тот, кто Недостижимым в желаниях тех, кто на земле или от земли, находит свидетельство или осуществляется в реализации всех устремлений в жизни за ее пределами. Свершается неописуемое, потому что человек плоти не имеет чувств, чтобы понять то, что относится к более высокому плану существования. Вечная женственность является тем, что делает прогресс души возможным, или женский принцип, который привлекает мужской или чистый дух к противоположному полюсу, и тем самым заставляет его проявляться. Именно посредством таких последовательных проявлений индивид переносится вперед, обогащаясь опытом, который достигается только за счет привлечения вечной женственности или вечного женского принципа. Таким образом, вечная женственность или то, с помощью чего бог-дух проявляется в материи, является средством, чтобы поставить душу человека на свой путь через величайшие возможности вселенной до самых возвышенных высот Неописуемого. Вордсворт в своей «Оде бессмертию» пишет:

«Рожденье наше – только лишь забвенье;
Душа, что нам дана на срок земной,
До своего в сём мире пробужденья
Живет в обители иной;
Но не в кромешной темноте,
Не в первозданной наготе,
А в ореоле славы мы идем
Из мест святых, где был наш дом!
Дитя озарено сияньем Божьим;
На отроке растущем тень тюрьмы
Сгущается с теченьем лет,
Но он умеет видеть среди тьмы
Свет радости, небесный свет;
И юноша, шагающий с востока –
Природы жрец, далёко
Вслед за виденьем чудным
Идет путем здесь трудным.
Вот, наконец, его здесь муж постиг,
Поблек во свете будних дней в сей миг».

Совершенно очевидно, что здесь Вордсворт излагает теорию "реинкарнации". Так как он говорит, что душа имела другое место обитания; для того, чтобы иметь обитель в другом месте, она должна была иметь в другом месте существование. Он также говорит, совершенно загадочно, как и Уитмен и Уиттиер, о приходе с востока, как будто воспоминая прошлую жизнь в какой-нибудь восточной стране, где преобладали такие идеи.
Шелли в «Освобожденном Прометее» воспевает:

«Теперь душа людей слилась в одно
Любви и мысли мощное звено
И властвует над сонмом сил природных,
Как солнце в бездне голубой
Царем блистает над толпой
Планет и всех светил свободных.

Из многих душ единый дух возник,
В себе самом всему нашел родник,
В нем все течет, сливаясь на просторе.
Как все потоки, все ручьи
Несут течения свои
В неисчерпаемое море.

Обычных дел знакомая семья
Живет в зеленой роще бытия,
И новые в них краски заблистали;
Никто не думал никогда,
Чтоб скорбь и тягости труда
Когда-нибудь так легки стали».**


В этих стихах провозглашается учение о Братстве. Шелли относится к человечеству, как одному целому, состоящему из многих частей, одной жизни, протекающей через все. В первых двух строках допускаемое оккультизмом, но высмеиваемое наукой и догматическим богословием «мысли мощное звено» подчиняет себе элементы и на самом деле влияет на ход и судьбу мира. То есть, карма физического мира, неразрывно связанная с индивидуальной кармой, формуется и концентрируется силой человеческих мыслей и жизней. В продолжении мы можем сказать, что эзотерическая теософия учит о том, что на наклон земной оси влияет в большей или меньшей степени нечестие или доброта людей на земле, тем самым сокращая количество того, что люди называют бедами, например, ледниковые катаклизмы, циклоны, землетрясения и другие превратности земной жизни. Несмотря на то, что эта теория может показаться фантастичной, она остается  совершенно достоверной для нас. Так как научный мир не имеет никаких объяснений наклона оси или прецессии равноденствий, мы имеем право иметь свое мнение, когда у них его нет. Для верующего христианина эта теория заслуживает внимания, если он вспомнит, что Содом и Гоморра были уничтожены за их нечестие. Они стали такими грешными, что огонь был низведен на них с неба. Если такое бывает, то, вероятно, в результате циклического нарушения. Наука не предает этому значения. Если это произошло, то это было кульминацией динамической силы злых поступков и мыслей жителей.
Во многих местах христианской Библии говорится о взывании к Господу крови убитого. Итак, если кровь не имеет никакой силы, чтобы кричать, мы должны попытаться каким-то образом понять смысл этих выражений, и единственным путем для этого – это придать динамическую силу мыслям, которые производят акт насилия. Тогда было бы легко приписать крови способность взывают к справедливости, вместо того чтобы говорить, что дела крови требуют возмездия.
Когда проливается кровь, духи стихий устремляются на это место, притянутые туда эманациями, появляющимися из нее. Они становятся важными факторами в этом якобы «взывании крови от земли». Укрепляясь человеческими испарениями, они являются новой силой, состоящей не только из мыслей убийцы, но также из отчаяния, ненависти и мести убитого. Наука, конечно, ничего не знает об этом, и не хочет знать. Она не может сказать, как долго будет существовать эта новая сила, состоящая из элементалов, крови и мыслей убийцы и его жертвы. Но Бог христиан все знал об этом. В Бытие 4:10 Он говорит Каину:


«И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей».


Кровь сопровождает событие, мысли каждого человека придают ей силу, а элементалы дают ей голос, чтобы взывать к Богу.

*перевод Б.Пастернака
**перевод К.Бальмонта


Рецензии