О конкурсных стихах

Во-первых, я не стала дожидаться решения номинаторов – судей первого этапа и прочитала все стихотворения, которые были допущены до конкурса. Это – шестьдесят девять стихотворений.
Надо сразу отметить, что откровенно слабых или (как бы это помягче выразиться?) негодных быть услышанными стихов я не увидела – все заявленные стихи имеют право быть услышанными. И это очень хорошо для именно этого конкурса, конкурса памяти поэта. Стихи разные, иногда читалось, что автор так заигрывался сам с собой, навоображал вагон и малую тележку, что перегружал стихотворение. Вроде здорово и интересно, а в общем – тяжеловесно. Бывало и наоборот: слишком легковесно.
А бывало, что автор перемудрил, начав разговор об одном, уходил от самим же заданной темы куда-то в леса слов и образов и там терялся.
Но всё же общее моё читательское впечатление о конкурсе очень положительное, доброе.
Мне несложно было выделить победителя. Но вот определить те стихотворения, которые займут второе и третье места лично мне было несколько сложно. В конце концов я, конечно, определилась, но хотела бы отметить десять стихотворений, которые мне запали в душу более всего, небольшими комментариями. Не судите строго, судья тоже человек :)
Стихотворения в этом небольшом обзоре расположены по порядковым номерам списка стихотворений, вышедших в финал. А которое из стихотворений взойдёт на пьедестал – это опубликует главный судья этого конкурса. Всё остальное – кухня конкурса, пусть кухней и останется.
Добавлю только, что я решила и от себя лично внести маленькую толику победы победителям (чем богаты) - всем победителям и тем, чьи стихи вошли в этот обзор,  выделю из личных очков по сотне  по 100 баллов, а "слегка" пострадавшему автору, не вышедшему в финал, но отмеченному нами, судьями второго этапа, а именно Сергею Богомолову, (как по цитате из к/ф) - два раза по 100 - и в один стакан - 200 баллов.
И ещё - я скопирую свои маленькие отзывы и определю их в комментарии победившим в конкурсе авторам. Ведь по большому счёту это и есть комментарии к их стихам.

7. Александр Ра2 «О ТИШИНЕ»

 http://www.stihi.ru/2013/01/06/7055

Первое впечатление после прочтения этого стихотворения – оторопь. Я и сейчас не могу ничего добавить к этому ёмкому, но разно насыщенному определению моего восприятия. Тот самый случай, когда только удивишься от первой строфы, как следом волной нахлёстывает следующая строфа, и далее – не поймать. Как море. А и ловить не надо. Надо просто смотреть и слушать, безмолвствовать, когда за тебя уже всё сказали. Сказали о той тишине, которая имеет свои запахи, свои краски, свои звуки. Остаться и слушать. Тишину.

13. Ян Бруштейн «ЗДЕСЬ БУДЕТ ЛЕС»

 http://www.stihi.ru/2018/12/02/9178

Поэзия Яна Бруштейна не нуждается ни в обзорах, ни в комментариях. Комментировать его стихотворения лично я захожу иногда только для того, чтобы услышать голос Яна. Его стихи и разные, и ясные, и сложносочинённые, и мудрые, бывают и резкие в нетерпимости, и повторяюсь: разные. Но одно в них есть точно, на мой неискушённый (или всё же искушённый?) взгляд: любое слово он облекает в оболочку философскую, в любом событии, явлении, действии, которое будет взято в стихотворение, отразится срез мира, который нас окружает, в котором мы живём. Сложно писать о таких стихах – их просто надо читать. А надо (именно это слово здесь самое верное) потому, чтобы увидеть – кто мы, где мы, и задуматься – зачем мы. И в этом стихотворении всё это есть.

14. Сергей Богомолов «ВСЁ, КАК ВСЕГДА, ПОД НЕБОМ СТАРЫМ»

http://www.stihi.ru/2014/05/21/1719

А мы ведь не всегда осознаём, а осознав, не всегда помним, что всё действительно, как всегда. Что мы только частичка этого мира, капля в Океане, и это значит, что мы тоже – Океан. Это такая тема, много раз многими поэтами поднятая и опрокинутая на головы читателей. Да и понятно это: что может быть интереснее для человека, чем его место в этом мире? Но последней строфой автор сумел так бросить в эти воды камешек, что круги всё идут, и идут, и идут в моём воображении читательском. Мы любим писать о своих снах, населяя их теми, кем нам хотелось бы. Или принимая поневоле (тут у нас нет никаких прав) тех, кого нам подселили в сны. А мы сами в чьих снах блуждаем, молчим etc? Мы знать этого чаще всего не можем! Круговорот воды. И если бы вдруг действительно привелось проснуться в чьём-то сне, то остаётся только одно: бежать. Как вода, желательно, не оставляя следа.

26. Алекс Трудлер «НА РАЗ-ДВА-ТРИ»

http://stihi.ru/2016/01/03/2169

Представить себе стихи прошлых лет и веков разбуженными стариками, которые пытаются завести беседу с новым временем, но всё теми же, старыми словами, старыми бедами, обидами, страстями, которые как будто бы никому не интересны – идея удивительно хороша!  Перекличку услышала, например, с Иваном Буниным. И вроде как есть им что сказать, но старость берёт своё, и всё оборачивается словами, которые никто не слышит, никто (главное!) не слушает – время безжалостно и лениво, всё бросает в огонь. Остаётся только пепел? Но и пепел – это уже много. Очень пессимистичное, полное депрессивной боли стихотворение. И, что самое страшное, во многом это правда. И хорошо, что боль эта вышла строчками, значит, не догорели, не всё? Я тут, проживая сейчас в провинции, стала ходить в библиотеки: старые книжки вот вроде ворчат с полок, но они ещё живы, и когда мы берём в руки их и начинаем читать-перечитывать, то часто происходит чудо! Вся та жизнь захватывает нас – не всё потеряно! Главное, научить новые поколения читать книжки. Да, вот это посложнее будет…

29. Наталья Матвеева 5 "Я УХОДИЛ ЗВЕРИНОЮ ТРОПОЙ"

http://stihi.ru/2014/12/08/3577

Убежать, уйти от себя к себе? Мне близко это – я тоже уходила и не раз. Но можно ли уйти поэту в тишину, под свод собственных мыслей? И только там черпать новые строки стихов? Свободой ведь можно и задохнуться, если лёгкие по-другому устроены, если им подавай всё, что несёт ветер от людей к людям? Такое противоречивое послевкусие от стихотворения, но затягивает текст своим вихревым напором мысли, страстного желания найти чистые воды: чистые мысли, чистые помыслы… Другое дело, что, найдя это, уходы продолжатся. Мне интересно читать и перечитывать это стихотворение, оно заставляет гонять по кругу одну и ту же мысль: можно ли уйти от самого себя к себе?

33. Лайда «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР В МАРТЕ»

http://stihi.ru/2012/03/26/1982

Так тонко, так точно передано это мартовское состояние духа, когда ждёшь весну, а приходит то снег запоздалый, под который и плачут, и никак не наплачутся фонари, и этот снега парус одинокий, так здорово подмеченный автором, и эти заляпанные по-самое-не-могу московские окна, неопалимые (в перекличке с песенными негасимыми окнами) и коты (а как в марте без мартовских котов?) чудят, и Ходынка, и волынка, и сурдинка – это такая Москва-Москва, такой метроном тик-так-тик-так, такой мартовский сквозняк души, что остаётся только небу и подставить месяц губ своих, пусть усмехается чеширским котом в ответ на шёпот: не уезжай, прошу, не уезжай. И думать: кого просила героиня не уезжать?

47. Полина Орынянская «САД КАМНЕЙ»

http://www.stihi.ru/2019/04/25/3795

Современные поэты любят (чего уж там!) смотреть на Восток. Иногда – пытаясь постичь дзен-буддизм или даосизм, кабы достичь то, что дано не многим: просветления. Иногда – мечтая вырасти над самим собой, потрогать все четыре стихии руками. Иногда – просто в попытке украсить свою жизнь мудростью, как картинами или предметами. Но Восток действительно очень притягателен человеку, имеющему воображение и пишущему стихи. С первых строк я почувствовала какую-то холодную эстетику красоты, восточную, иноземную, сэкитай умозрения. Но вдруг в этом саду стали прорастать слова: пыльную мякоть тюкают, пряди листвы, память латает трещины на камнях, серыми мхами штопая их бока, бледная трын-трава на седой стерне…. И вдруг вскрик: Господи, веры терпения, света и тишины дай мне… Я бы Его о том же попросила! Такое стихотворение, очень личное, авторское, но я бы назвала его общей молитвой (по примеру католической церкви), к Нему. Заговорить мыслями (желаниями) многих – большое искусство.

61. Ульяна Валерьевна "Черновик"

http://www.stihi.ru/2019/05/23/2737

Интересно, а почему – черновик? Зная творчество этого автора, могу смело сказать, что название стихотворение неспроста такое, а не какое-нибудь иное.
Предполагаю, что, всматриваясь в картинку жизни, в действительность, и заметив проступающие на ней картинки из жизни прошлой, ушедшей в вечность, автор щёлкнула пару раз пальцами, чтобы сбросить навязчивые образы, вот и жизнь закончилась. А располагалась она между двумя щелчками: началом жизни и концом её. Между появлением на свет и медленным течением детства, ускорением юности, стремглав пролетевшей старости – вот тебе и ивашка на лопате! Хорошо это держать в воображении, пока, пока ещё можно поймать на лету то, что вообразил, пока ещё можно… ведь черновик!

62. Нина Злаказова "Башмачник"

http://www.stihi.ru/2017/01/25/9134

Загадочное стихотворение. Автор нанизывает на воображение образы, которые идут анфиладой печали: дерево, башмачник, кукла. Далее, выходя за пределы воображения, они продолжают двигаться анфиладой природы: луг, горизонт, травы, река… Из-под руки смотреть им вслед, ожившим и оживлённым тобою, видимо, возможно только тогда, когда не только Бог знает куда и зачем они идут. Ведь если есть башмачник, то будут и башмаки. Если есть кукла, то живёт сказка. Если есть дерево, то продолжается жизнь. Дело за малым – печалиться светло и тихо.

64. АЛЁНА РЫЧКОВА-ЗАКАБЛУКОВСКАЯ «ФРИДА»

http://www.stihi.ru/2019/05/15/3030

В стихотворении так легко и тонко описано это удивительное, невозможное осознание до конца, таинство зарождения ребёнка в утробе матери, жизнь его там до рождения. Мне кажется, что многим людям хотелось бы, даже очень, попасть обратно, в утробу, чтобы попытаться умом постичь ЭТО и ещё раз испытать блаженство покоя и уединения. Очень бережно, лёгкими и точными мазками в стихотворении нарисовано начало жизни, и вся физиология представлена, как явление природы, как мудро и талантливо устроена колыбель в утробе матери, где всё дышит чудом зарождения человека по Божьим законам. И какая, действительно, разница, кто и когда положил этому начало, когда есть соединение и тел, и душ, дающих жизнь!


Рецензии