А на рассвете я арканю солнце!

А на рассвете я арканю солнце!
 
   Хочу
   установить
   право
   отваживаться
   на  в с ё!

    Поль Гоген*/

А на рассвете я арканю солнце!
Оно встаёт... Так пусть моё лассо,
Рукою твёрдой пущено, взовьётся,
Поймать поможет солнца колесо.

Я мысленно накинул уж давно
Мной лично заплетённую  соломцу
С петлёй (как галстук). И летит лассо
На воротник жабо, что носит солнце.

Моё лассо должно помочь поймать
Мою звезду! Открыть мне путь
к вершинам.
Но спрашиваю я себя опять
В который раз:
- Где взять мне
жизни силы?
           
Так надоело и глаза устали
Охотится,  пулять, куда придётся.
Гонятся за рогами цвета стали,
И за крутым загривком иноходца.

Что даст мне эта уйма водорода,
Сгораемого в бесконечной бездне?
Но я ловлю...
В семье не без урода!
Без солнца не могу, ты тут хоть тресни.

 Набережная
 Профессорского
 уголка
 г. Алушта,  Крым
 03.06.2016
___________
*/Эже'н Анри' Поль Гоге'н
(фр. Eug'еne Henri Paul Gauguin
( 7 июня 1848 —
  8 мая 1903) —
французский живописец,
скульптор-керамист и график.
Наряду с Сезанном и Ван Гогом
был крупнейшим представителем
пост-импрессионизма.

В юности служил моряком, в 1871-1883 годах – биржевым маклером в Париже. В 1870-е годы Поль Гоген начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов, пользовался советами Камиля Писсаро. С 1883 всецело посвятил себя искусству, что привело художника к нищете, разрыву с семьей, скитаниям. В 1886 году Гоген жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 – в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 вместе с Винсентом ван Гогом работал в Арле, в 1889-1891 годах – в Ле-Пульдю (Бретань).

Художник-самоучка, плохой муж и отец, променявший жену и пятерых детей на призрачную жар-птицу живописи... Пьяница и сифилитик, женившийся на 13-летней таитянской девочке; поклонник запрещенных веществ и неудавшийся самоубийца,
а ещё - великолепный живописец, картины которого знают и любят миллионы людей во всем мире.

Эволюция творчества Поля Гогена сопоставима с его бесконечными поисками Рая на Земле, растянувшимися на целую жизнь. Что же, его земной рай воплотился в творчестве, которым мы по праву восхищаемся.

Остаётся лишь надеяться, что на небесах, которых Гоген, безусловно, достоин, он встретился с Ван Гогом, и теперь оба творца коротают вечность за рюмочкой абсента, обсуждая насущные проблемы творчества и даже не думая ссориться по пустякам, как это бывало в их земной жизни.
Если сказать, что Поль Гоген был великим художником, найдется очень мало людей, готовых, а главное – способных, этому возразить. А вот утверждение о том, что Поль Гоген был великим человеком, напротив, весьма спорно. Художник, безусловно, был незаурядной личностью, на долю которой выпало немало бед и невзгод. Но если рассматривать его именно как человека, абстрагируясь от таланта и творческого наследия, остается только удивляться тому, как ему удавалось уживаться с людьми, точнее, как эти люди его терпели.

Гоген был агрессивным и высокомерным, портил отношения с окружающими и ссорил их друг с другом (иногда просто ради забавы). Он считал себя непризнанным гением и жил мечтой о том моменте, когда весь мир жестоко раскается в том, что не понимал его таланта. Единственным человеком, к которому Гоген был по-настоящему привязан, была его дочь Алина (она же, к слову, была главной почитательницей его творчества даже тогда, когда в него не верил никто). Но и Алине не удалось ни удержать художника рядом с собой, ни уговорить его взять ее с собой в далекие теплые края.

Единственное, что получалось у Гогена действительно хорошо (кроме живописи, само собой), так это убегать. Его бегство было самозабвенным, отчаянным и никогда не приносило ему успокоения. На протяжении всей жизни художник с разной степенью успешности сбегал от обязательств и ответственности, безденежья и непризнанности, семьи и обыденности, цивилизации, в конце концов. Важно то, что это всегда было именно «бегство от…», а вот цель этого бесконечного путешествия от Гогена всегда ускользала.

Уверенность в том, что его жизнь будет незаурядной, и в том, что он заслуживает особенного отношения, появилась у Гогена еще в раннем детстве.
В возрасте полутора лет он совершил свое первое дальнее путешествие – из Франции в Перу – и в нем же трагически лишился отца. В Лиме маленький Поль с матерью Алиной и сестрой Марией жили в полном достатке в доме дальнего родственника-миллионера. Если бы не вмешались прямые наследники дона Пио, семья Гогена могла бы унаследовать немалое состояние, и тогда мир, вероятнее всего, лишился бы одного великого художника. Но таким уж был злой рок, преследовавший семейство Гогена по материнской линии, – все они большую часть жизни вынуждены были прозябать в нищете.

Сложно себе представить, как тяжело было семилетнему Полю адаптироваться к новым условиям жизни, когда семья вернулась во Францию и поселилась в доме его деда в Орлеане. Мальчик привык к другим пейзажам за окном, к другой речи (его первым языком был испанский) и к совершенно другому уровню жизни. Еще совсем недавно с ним обращались, как с маленьким королем, и вот уже ему приходится ходить в обычную французскую школу и начинать задумываться о скучной работе в какой-нибудь заурядной сфере. Этого Поль допустить никак не мог. Не слушая мать, которая советует ему делать карьеру (потому что он с трудом сходится с людьми и «не умеет завоевывать расположение»), и выбирая путь отца, в свое время нарушившего семейную традицию и ставшего журналистом вместо зеленщика, Гоген нанимается помощником лоцмана в торговый флот. Следующие шесть лет он путешествует по всему миру, как губка впитывая впечатления. Даже известие о смерти матери, которое нашло его в Индии лишь спустя несколько месяцев, не смогло его остановить. Но, в конце концов, Гоген все же вернулся во Францию и постепенно превратился в того, кем так отчаянно не хотел быть.

Следующие несколько лет прошли для Гогена словно в каком-то странном сне. Он все же устроился на заурядную работу биржевым брокером (скучнее не придумаешь, однако эта работа приносила стабильный и весьма высокий доход), женился на грубоватой белокурой датчанке Метте Гад, которая фактически заменила ему мать, и обзавелся детьми. Те, кто знал Гогена в тот период, вспоминали, что он был очень тихим и неразговорчивым, будто спал на ходу, но иногда в нем просыпалась какая-то звериная первобытная ярость. Способный после долгих лет на флоте гнуть голыми руками подковы, Поль мог вдруг наброситься на нечаянного обидчика с кулаками и серьезно его покалечить.
Казалось, что о такой жизни – семья, стабильная работа, достаток – можно только мечтать. Но это было совсем не то, чего хотел для себя Гоген. От этой летаргии его спасало только одно – неожиданно открывшийся художественный талант. Надо сказать, Полю очень повезло с покровителем. Старый друг его матери Гюстав Ароза не только помог ему в свое время найти работу, но и позже познакомил с Камилем Писсарро. Вслед за Арозой Гоген становится коллекционером картин, а позже и сам начинает писать. Дружба с Писсарро продлилась много лет, Гоген называл его не иначе как «мэтр» и преклонялся перед его талантом. Но лишь до того момента, пока не уверовал в собственное высшее предназначение. Спустя много лет Писсарро в разговоре с журналистом Шарлем Морисом отзывался о бывшем ученике не лучшим образом: «Настоящий художник должен быть нищ и не признан, его должно заботить искусство, а не мнение остолопов-критиков. А этот человек сам себя назначил гением и повернул дело так, что нам, его друзьям, приходится ему подпевать. Поль вынудил меня помочь ему с выставкой, заставил вас написать о ней статью… И за каким чертом он таскается в Панаму, на Мартинику и Таити? Настоящий художник найдет натуру и в Париже –
дело не в экзотической мишуре, а в том, что у тебя в душе». Как бы там ни было, Писсарро и другие импрессионисты оказали серьезное влияние на творчество Гогена.

В 1882 году во Франции случился биржевой кризис, и Гоген лишился работы. Рынок живописи тоже пострадал, картины таких малоизвестных художников, и без того продававшиеся довольно вяло, вовсе перестали находить покупателей. Но, несмотря на это, он расценил потерю работы на бирже как знак: ему нужно становиться настоящим художником. Метте, беспокоясь о благосостоянии семьи, устраивала мужу скандалы и называла его сумасшедшим.
С ней бы согласились критики, пренебрежительно отзывавшиеся о работах Гогена, и даже его друзья, которые с большим трудом пытались прокормить себя живописью. Но он словно очнулся наконец от долгого сна. Будущее виделось Гогену радужным и счастливым. Ярких цветов в нем, впрочем, в самом деле будет много, а вот счастья…

В шаге от бессмертия

О счастье Гоген забудет еще на несколько лет. Семья осталась в Копенгагене, Метте буквально выгнала мужа, неспособного обеспечивать семью. В Париже ему часто приходилось голодать и браться за самую низкооплачиваемую работу, чтобы хоть как-то себя прокормить. Гоген переедет в Бретань, ненадолго задержится в Арле, побывает в Панаме и на Мартинике… Постоянная нужда и жажда чего-то большего гнала его все дальше и дальше. Постепенно в воображении Гогена начинал складываться образ того места, в которое он хотел попасть. Детство в Перу, плавание в дальние страны в юности, Панама, Мартиника… Ему виделись чувственные смуглые женщины (которые будут молча обожать его и не требовать, чтобы он их обеспечивал), покрытые тростником хижины (за жизнь в которых не нужно платить), в изобилии растущие экзотические фрукты (которые избавили бы его от необходимости искать деньги на пропитание).


Рецензии
В той пустоте, в которой небеса
Потеряны, разорваны сомненьем,
Прорезались земные голоса
С неистовым и праведным волненьем.

Кричали люди, проклиная то,
Что на земле назвал Всевышний «жизнью»,
А в пустоте теряется простор,
Понятие теряется «Отчизна».

В трясине лет неизмерим маразм,
И кажется нам жизнь святою, точно.
Не испытать от прошлого оргазм,
И будущее кажется заочным.

Дойти, доплыть, не кануть в суете,
По крошкам собирая вдохновенье,
Вновь оказаться с богом на кресте,
Почувствовать Всевышнего волненье.

Взобраться на соседнее плечо,
Да что плечо – на плечи, ближе к свету!
Почувствовать, как небо горячо,
Хотя не по погоде – по сюжету.

Пройти по облакам, нырнув на дно
Непознанного мира вдохновений.
Пройти по солнцу и вернуться, но
Писать, писать словами откровений...

Когда крыло, за ним другое вдруг
Покажется, там, над лопаткой где-то,
Лететь, лететь и, разрывая круг,
Упасть на землю раненным поэтом.

И пропустить весь мир через себя,
Взойти цветами, мятой иль полынью.
В той пустоте иначе – нет, нельзя,
Нельзя по солнцу – просто и не сгинув...

Отринув мир бесцельный и пустой,
Всем рассказать, как небо многогранно.
Вернуться навсегда, не на постой –
На землю (пусть покажется всё странным).

Но небеса не принимают – нет –
Пропущенные души сквозь могилы.
Пройти по небу может лишь поэт
И вновь вернуться, потерявши силы...

Упасть израненным. И в поле ржи,
В пшеничном поле – утонуть до срока.
Слова, слова, а дальше рубежи –
В поэзии растаять просто роком...

© Copyright: Александр Канторович, 2019

* * *
Я сжёг
иллюзий праздных паруса,
Пустил на дно корабль
пустых фантазий
И, обрубив концы
случайных связей,
Отправился,
куда глядят глаза -

В Поэзию -
мир сказочно простой,
В пустынную
долину одиночеств,
Открытий, размышлений
и пророчеств,
Хранящую смирения
покой.

Где до небес почти
подать рукой,
Где слышен
мелодичный звон созвездий,
И шёпот
галактических предвестий
Ласкает ухо,
как морской прибой.

Здесь время
утекает не спеша
Сметая пепел
двойственных понятий -
Здесь за чертой
восторгов и объятий,
Любовной лирикой
исполнена душа.

03.01.2012 

© Copyright:
Александр Онищенко,
2012

Евгений Виноградов Юниор   22.05.2021 11:32     Заявить о нарушении
"Как хорошо, что нам
не приходится убивать звезды!..
Ну, а если пришлось бы
каждый день охотиться за солнцем?
Нет, что ни говори,
нам еще повезло."

(Эрнест Хемингуэй)

Евгений Виноградов Юниор   31.12.2019 08:21   Заявить о нарушении
* * *
Здравствуй, утреннее солнце,
Здравствуй, цезий, здравствуй, стронций!
Здравствуй, ультрафиолет,
Но тебя прекрасней нет.
 
Евгений Бачурин
1935 - 2015

Евгений Виноградов Юниор   21.02.2020 01:50   Заявить о нарушении
Бы­ва­ют ми­ну­ты: в тоске гор­де­ли­вой

Гляжу я на мир, вечно му­чи­мый злом,

Об­ма­ну­тый веч­ной на­деж­дою лжи­вой

И при­зрач­ным, вечно ис­ко­мым доб­ром.

 

Я знаю: стра­да­ние мира без­мер­но,

Его не из­быть, пока солн­це горит.

Одно толь­ко сред­ство мгно­вен­но и верно

Из­ба­вить нас может от мук и обид, —

 
Волею Власт­но­го Духа ве­леть
Солн­цу по­тух­нуть, Земле уме­реть:
Солн­це, со­крой­ся,
Сгинь на­все­гда!

 

Но вспом­нишь вне­зап­но: а крас­ные зори?..

А лун­ные ночи?.. А ласки весны?..

А волны ла­зур­но­го теп­ло­го моря.

И запах смо­ли­стый при­бреж­ной сосны?..

 

На­хлы­нут ви­де­нья, кар­ти­ны бы­ло­го…

При­зна­нья… лоб­за­нья… весь жиз­нен­ный пир, —

Душой к нему тя­нешь­ся снова и снова:

Пусть ад — но и рай на земле знает мир!

 
И об­ре­чен­ный на­ве­ки стра­дать,
Буду я в муках пред­смерт­ных кри­чать:
Солн­це, не гасни!
Солн­це, гори!
1913 г.

Алексей Луговой

Евгений Виноградов Юниор   28.02.2020 23:06   Заявить о нарушении
Устройство макромира имеет сходство с часовым механизмом.
"Движение - это жизнь". Сколько песен на эту тему сложено!... "В мельканье дней, скоростей и огней" все куда-то мчатся и бегут. Когда замолкают лирики, включают калькуляторы физики. Попробуем разобраться.
Наш корабль - Земля

Земля оборачивается вокруг своей оси, что обуславливает смену времени суток. Если вы стоите на экваторе, то вы оборачиваетесь вместе с планетой со скоростью 1600 километров в час. Но если вы находитесь на полюсах, то вы не движетесь вообще, просто оборачиваясь вокруг своей оси. Житель средних широт, и Украины в частности, движется вокруг оси со скоростью приблизительно равной 900-1000 км/час. 

Земля путешествует вокруг солнца, делая полный оборот вокруг светила, который принято называть годом. Наша планета за этот период проходит 942 миллиона километров по этой орбите, возвращаясь к той же исходной точке отсчёта. Это значит, что и мы вместе с нею движемся вокруг звезды со скоростью 107 тысяч километров в час.
Что быстрее скорости света?

Продолжаем увеличивать масштаб и уже видим, что вся наша Солнечная система путешествует в Галактике. Учёные посчитали, что Солнце со всеми привязанными к нему гравитацией планетами имеет скорость 72420 км/час относительно других звёздных систем нашей Галактики.

Родная Галактика тоже оборачивается вокруг своей оси, делая примерно один оборот за 200-250 миллионов лет. И мы, следуя за её центробежной силой, движемся со скоростью 885 тысяч километров в час уже как вся Солнечная Система.
На перекрестках галактик

Но и это ещё не всё. Млечный Путь тоже движется относительно других галактик, и эту скорость принято считать равной 405500 км/час. Но в трёхмерном пространстве мы также двигаемся по направлению к Созвездию Гидры со скоростью около 2 миллионов км/час, а к Созвездию Девы также - примерно с половиной этой скорости! Вообщем, складывая все эти вектора движения наша галактика движется во Вселенной со скоростью 3.6 миллиона километров в час.
Вселенский часовой механизм

Таким образом, чем дальше от нас, тем всё труднее определить скорость движения, поскольку она увеличивается экспоненциально. Мы можем замерить нашу скорость только относительно, поскольку все другие планеты, звёзды, галактики тоже двигаются. Суммируя все вышеизложенные величины, получаем, что относительную скорость равную приблизительно 4 миллионам 600 тысячам километров в час, или 1280 километрам в секунду. Эта сумма нам кажется фантастической и мы её не чувствуем только потому, что сами являемся частью этой сверхскоростной машины. Вот почему скорость - относительная величина, а Эйнштейн - гений. 

Видео можно посмотреть здесь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Физики ответили, почему время движется вперед

"Время не имеет импульса, хотя и обладает энергией". К такому выводу в 1930-тых пришел профессор Пулковской обсерватории, астрофизик Николай Козырев. Это означает, что в момент Большого взрыва было задано единственное направление движения, получившее в науке название "стрела времени".
Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Евгений Виноградов Юниор   09.04.2020 06:54   Заявить о нарушении
Определение этого направления
Что такое постимпрессионизм? Так называют направление во французской живописи, появившееся во второй трети 19 века. Место будничных стоп-кадров без сюжета занимают осмысленные живописцами истории, и их картины становятся рассказами о сокровенном.

Поль Гоген раскрывал суть искусства, сравнивая его с зеркалом. Представитель постимпрессионизма увлекался не внешним, а внутренним. Художники задумываются о том, как вернуть в живопись содержание, которому не придавали значения импрессионисты.

Сам термин «постимпрессионизм» появился благодаря критику из Англии Роджеру Фрайю. Он дал такое название направлению в 1910 году после посещения выставки в Лондоне, где познакомился с работами Ван Гога, Сезанна, Сера и других живописцев.

Новый стиль возник в конце 19 века. В 1886 году произошло два важных события в мире искусства – последняя выставка импрессионистов и публикация «Манифеста символизма», подготовленного французским поэтом Жаном Мореасом.

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи развивались параллельно. Новое направление вобрало в себя черты предшественника, но некоторые принципы художники-постимпрессионисты отвергали категорически. Целью искусства они считали поиск новых выразительных средств, лучше подходящих эпохе. Живописцы большее внимание стали уделять философским вопросам. Общей программы и школы не появилось, определение тоже не сформировалось, но всех художников объединяла заинтересованность идейно-нравственными ценностями
Источник: http://allforcreate.ru/postimpressionism

Евгений Виноградов Юниор   22.05.2021 11:33   Заявить о нарушении
Не рабыня и не госпожа,
Не хозяйка в роскошных хоромах.
Мне б за радугой вечно бежать,
Пробираясь тропой незнакомой.

Если злобе не видно конца,
Убивает бездарность таланты,
На дуэли убить подлеца,
Ну, а друга позвать в секунданты!
Если мне повстречается Смерть,
Беспощадная, глупая, злая,
Я скажу ей: "Старуха, не сметь!
Не боюсь, не сдаюсь, презираю!"

Я- земля и песок, и вода,
И дрожащая в поле травинка,
И горящая в небе звезда,
На просторах Вселенной пылинка.

Принимаю хвалу и позор,
И страданья,и радость без края.
И жестокой молвы приговор
Понимаю и всё принимаю.

Принимаю и слезы, и смех,
Я- паяц, и поэт, и актриса.
Безразличен почет и успех
Просто Женщине, чайке-Ларисе!

Евгений Виноградов Юниор   17.06.2021 14:29   Заявить о нарушении