В плену собственной гениальности

От начинающих авторов   часто можно услышать фразу:  - Я пишу хорошие стихи, но  их никто не понимает. Почему? Мама и многие  соседи  говорят, что стихи  у меня просто  гениальные.  Почему же  в редакциях   их отвергают, журналы от них отворачиваются… 
    Во многих литературных объединениях тоже можно встретить авторов   с такими претензиями. Когда же попросишь  такого поэта   почитать что - нибудь из  его «гениального творчества», то можно услышать   что-то вроде:

"Я стать хочу обыкновенным гением,
Чтобы творить своим пером добро
И создавать бессмертные творения,
Читаемые в школе и метро."

Или:
Я перед  Вами  бросил  сердце на дороге, и вдруг почувствовал на нем две Ваших ноги"
Или:
«Открывай, не боись, пусть идёт перепись».

Есть ещё один вариант  начинающего «гения». На вопрос:  - Как вы живёте, чем занимаетесь? 
13-летняя  девочка отвечает: "Я учусь, развлекаюсь, когда  скучно, пишу стихи".  Такое признание  вызывает невольный страх.  Вот  девочка нагуляется, вырастет, возьмёт да и напишет сборник стихов, который  людям придётся читать, в то время, как Пушкин перевернётся в гробу. И поневоле забудется, что такое настоящая литература, прекрасные стихи.
    Возвратимся к автору, стихи которого не понимают. Если это так, то, значит, он  отличается от других людей, значит он  – белая ворона. И  хочется спросить,  а  понимаете   ли,   автор,  стихи других  поэтов, читаете   ли их?
    В своих  произведениях  он хочет  раскрыть себя, показать лучшее, что  в  нём  есть и  это  его право,  а может быть, даже и   счастье.  Хочется сказать ему: - Пишите, раскрывайтесь, но не надо делать вид, что   ваши стихи самые лучшие, а стихи других  - так себе.   Научитесь понимать и других людей.  Ведь у каждого человека своё представление о   хорошем и плохом, и это представление  надо  уважать.
      Чаще всего авторы, считающие свои стихи гениальными,  пишут  безграмотно. Почему? Да потому, что такие поэты уже считают, что они гении, они выше рифм, размеров, орфографии и пунктуации русского языка.  И нам, не гениям, сложно понять поэта, который даже родной  язык, свой главный инструмент, презирает и ни во что не ставит. Это уже не говоря о том, что в таких стихах нет ни идеи, ни логики, ни смысла. Есть только нагромождения слов для красоты или изнасилование трех главных тем: любви, осени и Бога. Причем, обычно по шаблону, без доли искренности и оригинальности. Такой автор не вполне владеет языком, невнятно выражает свои мысли и нагромождает образы, забыв увязать их в целостную композицию.  Конечно, изрядная доза грамматики вкупе с основами стихосложения смогут исправить ситуацию, но лишь при согласии автора с полученными замечаниями.  Однако, автор, считающий себя гением,  самозабвенно изливает на читателя свой   поток красноречия, ни на йоту не позволяя себе усомниться в непогрешимости избранного пути. Для такого "поэта" все критикующие - враги по определению, а сам он - непонятый гений. Как говорится, медицина тут бессильна.
   Поэты могут быть хорошими или плохими.  Хорошие  - это начитанные люди,  в библиотеке которых на первом месте  стоят  Пушкин, Есенин, Ахматова, Бродский, Цветаева, Лермонтов, Блок и  другие гении.  Плохие поэты   ничего не читают, ничего не знают, зато уверены в собственной гениальности. Просто потому, что им не с чем сравнивать  свои произведения. Стихи таких поэтов   порождаются примитивностью творческого мышления автора, который, будучи не в силах создать ни одного мало-мальски интересного образа, штампует затёртости, употребляет слова исключительно в прямом значении. Стихи получаются убогими, безграмотными, но выспренно - красивыми.    А ведь  там нет  даже намёка на  работу  извилин автора. Есть проза в столбик.
     И  такие авторы твердолобо гнут свою линию, предпочитая считать себя жертвой всемирного литературного заговора. Конечно, можно встретить  читателей,  которые  в восторге от зауми - так неграмотные люди порой с благоговением смотрят на несущего наукообразный бред сноба. Непонятно   пишет - значит, человек ученый и уважаемый. Каждый поэт или писатель  должен  помнить, что   если брать  "в среднем по палате", то для написания чего-то не ниже определенного уровня нужен просто определенный гуманитарный пласт. Просто некоторое количество идей, некоторая сумма находок, ознакомление с которыми   воспитывает вкус, что, по крайней мере, позволит понять, чем "буря мглою небо кроет" отличается от хита группы «Комбинации»  про "два кусочка колбаски".
     Гениальность вызывает у обычных людей восхищение. На самом деле людям достаточно редко приходится сталкиваться с настоящей, подлинной гениальностью. Многие из нас обладают  определёнными  способностями, но это не то же самое. Талантливых на свете много, а вот гениальных – считанные единицы! 
    Так что же такое гениальность?   Определений у слова очень много, но все они сводятся к тому, что это наивысшая степень проявления человеческих умственных и духовных сил  и деятельных возможностей, которые выражаются в постоянном проявлении себя. Гениального человека,  в первую очередь,  отличает  нестандартное мышление. Гениальность никогда не станет подстраиваться под общественное мнение, действовать так, чтобы угодить социуму. Так поступает большинство, а гениальность по своей природе уникальна и неповторима. Высшей ценностью для такого человека является свобода и самовыражение. Потребность выразить свою индивидуальность для  гениального человека  первостепенна.
  Ещё одно условие  подлинной гениальности  - яркое воображение. Гениальный  человек постоянно живет внутри своего собственного мира и полностью соответствует его законам. Воображение позволяет формировать новые образы, создавать непривычную модель мира. Именно воображение помогает художнику конструировать новые миры, поэту придумывать оригинальные образы и воплощать их на бумаге.

Томас Эдисон писал, что «Гений – это только 1% вдохновения и 99% работы над собой

Гениальный человек всегда выделяется  среди людей обычных. Поэтому  многие учёные даже считают, что  гениальность  граничит с безумием или какими-либо психическими отклонениями. Из этой идеи даже возникла теория психопатологии из анализа биографий признанных гениев. 

Известно, что Леонардо да Винчи страдал психическим расстройством – прокрастинацией. Он боялся откладывать важные дела на потом, но все равно постоянно отвлекался на бытовую ерунду.
У Николы Тесла была фобия: он панически боялся человеческих волос.
Н.В. Гоголь всегда боялся, что его похоронят заживо (что так и случилось).
Ги де Мопассан закончил свои дни  в сумасшедшем доме.
Джек Лондон отравился морфием и атропином.
Хэмингуэй застрелился после выписки из психиатрической  лечебницы.
Батюшков потерял рассудок  в 34 года.
Дедушка А.А. Блока закончил жизнь в психбольнице.
 Отец Д.Байрона лишил себя жизни.

Любого гениального человека  отличает оригинальность. И в этом есть доля истины: почти у каждого поэта, художника или скульптора прослеживается собственный стиль.

Как непрофессионалу разобраться: хорошие перед ним стихи или плохие?
Если вы понимаете, что читали все это уже десятки раз в различных вариациях; что изложено все это совершенно неинтересно; что автор допускает множество неоправданных технических огрехов и, например, вставляет лишние слова для сохранения ритма («уж», «ведь» и тому подобное) или явно не в ладах с языком, на котором пишет  — перед вами слабые стихи.  Курт Воннегут говорил, что для того, чтобы отличить хорошую картину от плохой, нужно просто увидеть миллион картин. Миллион — это, конечно, преувеличение, но со стихами, в принципе, работает то же правило. Известные поэты говорят, что если вы будете изучать поэзию   только по любительским сайтам, вы вряд ли далеко продвинетесь. С другой стороны, если же вы будете ограничиваться только чтением классиков «первого ряда», то пропустите много замечательных  произведений.
Полезно читать не только поэзию, но и о поэзии: разборы стихотворений и биографии поэтов — например - книги Валерия Шубинского о Гумилеве, Хармсе и Ходасевиче, книги Дмитрия Быкова о Пастернаке и Маяковском, книги Олега Лекманова о Мандельштаме и Есенине . Интересно почитать также воспоминания Ходасевича, Нины Берберовой, Ирины Одоевцевой, Надежды Мандельштам. При всей их субъективности они помогают понять, что вокруг великих поэтов было множество единомышленников и соперников, с которыми они общались на равных. Без представления о том, что поэзия — это процесс со множеством участников, можно остаться с ложным впечатлением, что иногда неизвестно откуда берутся гении, а после их ухода наступает время поэтической немоты. Но даже среди гениев в поэзии не бывает абсолютного чемпионства: на любые аргументы поклонника Бродского найдутся контраргументы поклонника Пастернака. Более продуктивный подход — ценить обоих, каждого за свое.
     Самовлюблённые поэты, претендующие на роль гениев, чаще всего являются графоманами. Графомания - явление психического порядка. Когда человек, не обладающий литературным чутьём, талантом, подлинным чувством, этикой и необходимым культурным уровнем, пишет, якобы, литературные произведения. Мало того, не умея оценить свои "произведения", обижается на критику, считая себя писателем, или поэтом. Чем же отличается графоманское произведение от подлинного стиха?
Графомания - это имитация, подражание поэзии. Поэтому произведение неприятно поражает своей пустотой, серостью, убогостью приёмов и скукой.
Графоманское произведение ничего не даёт читателю, оно только забирает его время.
   Рассмотрим  этот вопрос подробнее.
Чаще всего графоман начинает писать под воздействием прочитанных им стихов настоящего поэта, поэтому эпигонство и часто просто плагиат - явление распространённое среди графоманов. Греха они в этом не видят. Воруется чаще всего архитектоника стиха: ритмы, размеры рифмосочетания, но это, само по себе, грех не большой и допускаемый, особенно в шуточных стихах, если форма наполнена авторскими идеями, находками, чувствами. Воруются идеи , получаются перепевы  одного и того же с хорошего на посредственный лад.  Часто "берутся" слова, строки, художественные образы. Поскольку графоман, как правило, мало читает, то и обворовываются поэты школьной программы: Пушкин, Лермонтов, Есенин. Хотя не исключено имитирование и других поэтов.
            Что отличает графомана от поэта?
    1. Вольное "гуляние" размера и метра. Так - как  графоманы не знают, что это такое, а чутья не имеют.
2. Пренебрежение к рифме. Преобладание глагольных рифм.
3. Слова - паразиты: УЖ, Ж, ИЛЬ, ВСЁ Ж, ВДРУГ, БЫ,  ТАК и другие.
4. Смешные слова и сочетания в серьёзных или проникновенных стихах, превращающие стихи в пародию на самих себя /без зигзаг, без каприз, оборвать корешок, качать испарину земли/.
5. Слова отвратительные, грязные, мат не к месту и без остроумия /кишки, слизь, блевать и тому подобное/.
6. Засилье художественных штампов /алмазы, бирюза, изумрудная и так далее/.
7. Черезвычайно низкий интеллект, скудное образование и узенький кругозор, глупость.
8. Душевная пустота, неумение  чётко выразить  чувства и отсутствие интереса к чувствам других.
9. Собственное самоуничижение: "Я знаю, что поэтом мне не быть"...  "Если б стал я вдруг поэтом", сочетающееся с наглостью издавать свою ахинею.
10. Отсутствие себя в стихах и своего стиля, своего отношения  к тому, что написано.
11. Отсутствие собственных художественных образов, идей, сюжетов, переживаний, раздумий.
12. Качество произведений существенно не меняется с возрастом.

Поскольку "мук творчества" графоман не испытывает и над произведением не работает (не шлифует, не подбирает слова, не выдумывает ничего своего), то, как правило, очень продуктивен. Пишет тоннами и преподносит всё это, как гениальные произведения.               
   Если вы занимаетесь стихотворчеством,  и вам хочется узнать хорошие стихи или плохие,   покажите их образованным и беспристрастным друзьям, которым вы доверяете. Обратитесь в любое литературное объединение, которое есть сейчас в любом городе или посёлке. Можно отправить тексты поэтам и критикам, хотя  нельзя гарантировать, что вам ответят, правда,  многие охотно идут на контакт и стараются чем-то помочь. Можно  попробовать подать свои стихи на литературную премию для начинающих авторов.  Главное, говорите о своих стихах не  с соседями или родственниками, которые всегда вас похвалят, чтобы не обидеть, а  с людьми знающими, высокообразованными  и начитанными.


Рецензии