А возможность была

               
       После школы сразу пошел работать на главпочтамт. Наша станция, где мы жили в двадцати минутах на электричке до Свердловска. Паренек я еще был молодой, восемнадцати еще не было. Это наш поселковский водитель работал там, понарассказывал столько: и деньги платят и девчат полно молодых на почте –один женский коллектив. Я мальчик был стеснительный, но красивый - волосы черные, волнистые. Деньги свои собственные хотелось заработать сильнее, чем получить образование. У меня пока не было особенного интереса к учебе. Только школу закончил. И учиться опять? Нет, отдохну – вся жизнь впереди. Да, особо еще не задумывался кем хочу стать, какую профессию приобрести – все впереди. Поживу в удовольствие.
       На работу приняли сразу почтальоном по сопровождению почты. И в первый день –выезд по отделениям города и дальше по районам - до Горного Щита – Шабры. Это маршрут нашей бригады. В первый же день перед глазами – авария за аварией. Едем по городу, водитель притормаживает – авария на дороге. Смотрю – лежит ну просто размазанный в крови труп, мужчина молодой. Брр. И так до конца дня – четыре трупа на дороге. Самое интересное, далее, сколько работал – не было больше ни одной аварии, во всяком случае на нашем маршруте. Предупреждение? Ездили вдвоем с водителем на ГАЗ-52, ну такая машина чем-то на хлебовозку похожа кузовом.  По другим маршрутам полагался еще третий – инкассатор. Наш маршрут был не особо ценным – доплачивали мне тридцать процентов за инкассатора с выдачей оружия. Ну, это уже когда восемнадцать лет исполнилось. В то время инкассаторами работали еще ветераны ВОВ, на пенсии и подрабатывали. Уговаривали – иди к нам инкассатором. Я подсчитал, что у нас на сопровождении – премия сорок процентов, а у них –тридцать. Думаю, зачем мне это? Сейчас только понимаю, у них же еще за вредность доплачивали, но вот так я в настоящие инкассаторы не решился. Но работа у них поинтереснее была. Ну и поопаснее, конечно. Для них - воевавших - это обычная работа. Да, я и на своей намотался и хапнул кусочек опасности, когда был на подмене на других маршрутах.
       Верх-Исетский завод катал трансформаторную сталь. Японская технология.  Нужно было отвезти важный пакет. Командировочные – три рубля. Два дня. День туда – день обратно. Съездили вдвоем с Борькой –тоже сопровождающий. Были в Японии и ни одного японца не видели. Нас из самолета даже не выпустили. Пакет с документами передали в самолете. А через десять дней нам говорят на работе: «Скидываемся по рублю». Вот погибли двое сопровождающих. Нам повезло больше. Одного я знал, а второго – не помню. Наверно недавно работал.
       Самый крутой маршрут был – семнадцатый. Маленький: четыре отделения. Самый сложный – шестнадцатый и одиннадцатый. Это были военные городки. И ехать далеко, намотаешься. Но женщинам нравились эти маршруты. Обеспечение в военных городках было лучше. Женщины рвались до магазинов. А мне зачем? Холостой. Водитель говорит, сейчас поедем в городок, в столовой всем говори: «Приятного аппетита». Это так - за своих сойдем. В столовой был буфет. А в то время ананасов не было в продаже в магазинах. А в буфете – пожалуйста. Пока в электричке ехал домой, отбою не было. Где взял? Пакетов раньше не было. В сетке вез.
       Еще маршруты –до Березовского, Верх-Нейвинского. Опасные. Березовский знаменит Песками. Уральская Сахара. Кругом золотоносные шахты. Верх-Нейвинские россыпи. Неизвестно, что кроме посылок, бандеролей перевозили в страховых мешках, брезентовых мешках-сумочках с сургучным штампом (инкассаторских сумках). Или известно.
       Мужики забухали. Потеряли мешок с золотом. Просто мешок, откуда им знать, что там? Ехали с отделения. Дверь машины открылась, мешок с железной полоской (запирающимся устройством) выпал. Самое интересное, когда приехали на главпочтамт, все сошлось. Сдали благополучно под роспись. Может оператор связи обсчиталась, а может в отделении лишний мешок выдали. Но все сошлось.
       Лежит небольшой мешок на трамвайных рельсах. Подходит мужчина. Интересно, что это? Но домой он его не забрал. Толи время советское было такое, а может человек хороший. Отнес в отделение милиции. Но лучше бы забрал он себе этот груз. Ведь все же сошлось! Как известно к мешку прицепляется бирка. Вот по адресному ярлыку этой бирки и определили и почтовое отделение, и смену, и сопровождающих. С работы уволили. Семь лет. Жестко. Отсидели давно уже наверно и вышли. Думаю, суд не принял во внимание халатность. Посчитали – сговор. Пострадали зря. Не было у них и в голове ничего такого. Пострадали. А для нашедшего золото – заметка в газете. Отметился. А люди – сели. Лучше бы вместе с мешком этим за «бугор» уехал. Неужели он до сих пор гордится своим поступком? Смена была не моя. Маршрут – не мой. Бог отвел. Да хоть бы я и не пил с ними, ведь молодой еще был совсем. А отвечать пришлось бы по – полной. Не думаю, что за мешок с письмами и бандеролями посадили бы. Перевозили бы свои грузы своими машинами. Или это сейчас у частных компаний свои перевозки? А раньше все государственное было. Вот зачем всякую ерунду, кроме почтовых отправлений отправлять почтой? Или не ерунду. Совсем не ерунду.
       А все думают, почта - это посылки, письма, бандероли. А тут такой драгоценный груз. А пенсии? В небольших отделениях – небольшая сумма. А город Свердловск – жителей за миллион. Это сейчас через банк, на карту пенсию можно получить. Раньше – только наличными на почте получали. Это же какие суммы мы перевозили!
       А каждый четверг перевозили мешки «Спортлото». По три рубля доплачивали за такие мешки. Так эти мешки вообще сургучом не заливали. Значит левые для почты были. А нам, что? Платят и хорошо.
       Самое, что сложное, для меня, молодого, было не забыть из дома с собой удостоверение. Без него не пропускали. Я как назло, все время торопился и забывал. Не возвращаться же. Да и не в городе живу. Ехать на железнодорожный вокзал, потом на свою станцию – и таким же «макаром» обратно. Выкручивался. Пешком иду мимо проходной – не пускают. Я обратно к водителю, сажусь в машину. А машину – пожалуйста, проезжай. И ведь видят, что там я, только что не пустили. Но так – можно.
       Вот почему-то одни ценные посылки, ценность свыше четыреста рублей, назывались «високосные». Получил в отделении четыре штуки. Ценность – свыше тысячи. В то время-то! Расписался я в получении, но закрутился и не забрал. Помимо них было что переносить в машину. Уже приехал на главпочтамт, обнаружилась пропажа. И ведь не помню где посеял. Вспоминал-вспоминал. Вернулся на ОПС, к которому накладная приписана. Операторша – молодая и полноватая деваха лет тридцати, ну, по моим подсчетам. Я же молодой еще мальчик был. Девок еще не щупал. И она мне: «Вот твои посылочки». Ну и в лоб: «С коньяком жду у себя». И адрес мне выпалила. Мне конечно любопытно и мужчиной стать хочется. «Угу», - пробурчал невнятно, краснея и бледнея сколько не перед ней, а перед бывалыми мужчинами-напарниками. Дома мялся-мялся, мылился-мылился. Не пошел. Замял эту тему. Не глядел ей в глаза, молча получал свою почтовую корреспонденцию и облегченно сваливал с отделения. Но потом, уже чуть позже решился, весной уже. Вот чего без предупреждения? Нарисовался. Девушка рада была, конечно, накормила, провели вечер достойно, и я к ней - только с намеками, -«Нет, говорит, не тот день». Лопухнулся, короче. Ночевал. Неумело как мог дотрагивался до всех прелестей женского тела. И то –вверх блаженства. Утром на работу от нее. На работе мужики подшучивают: «Ну что, у нее ночевал?». «Да», - гордо отвечаю. Не рассказывать же, что как было. «Мужик!» - сразу зауважали сослуживцы.
       Вот сейчас бы молодым быть, вернуть то время! И что мешало прийти через день-два? Ну вот такой был «непросвещенный» - что за «не тот день», шут его знает? Попонятнее то, нельзя было объяснить?
       Проработал я там немного, с точки зрения моего теперешнего трудового стажа. В сентябре восьмидесятого уже устроился лаборантом на кафедру автоматизации производственных процессов, в УЛТИ, ныне университет, твердо решив поступать на следующий год и получить высшее образование. На почте предлагали в техникум, училище связи поступать. Захотелось высшее образование. Сейчас жалею. Год проработал лаборантом, зарекомендовал себя. Конечно поступил. Пять лет очного обучения. Диплом. Инженерные должности в трудовой. Но там, на почте было интереснее. Или я просто тогда молодым был?


Рецензии