Эсхил. Орестея

Итак. Эсхил описывает события после Илиады. Агамемнон возвращается домой после десятилетнего отсутствия и делает это, мягко говоря, странно. Казалось бы, дом, милый дом, но нет. Во-первых, Царь принес в жертву Артемиде свою дочь. Войско Агамемнона не могло отплыть из-за отсутствия попутного ветра. Обманом, обещав дочери женить ее на Ахилле, он выманил девушку из города и выполнил волю богов, высказанную прорицателем. Во-вторых, в Трое он пленил дочь царя Приама Кассандру и собирался сделать ее своей женой. Падение Трои, это, конечно прекрасно, но Клитемнестра, жена Агамемнона ждала его дома, и у нее были вполне естественные претензии. Отвлекаясь от текущей ситуации нужно обратить внимание на проклятье, лежащее на роду Агамемнона. Не вдаваясь в подробности, деда Агамемнона – Пелопса, в честь которого по мифам полуостров стал называться Пелопоннес, проклял возничий отца жены Миртил, на великие злодеяния и гибель весь род Пелопса. С тех пор его потомков преследовали довольно кровавые и трагичные события. У Пелопса было двое детей – Атрей, отец Агамемнона и Минелая, и Фиест, родитель Эгисфа и еще нескольких детей. Братья в борьбе за власть совершили много кровных преступлений, усугубляя ситуацию. И их дети не избежали подобной участи. Эгисф, сын Фиеста, желая отомстить за отца, вступает в сговор с женой Агамемнона, жаждущей мести за смерть дочери. Эсхил сосредоточил свой взгляд на той ситуации, когда каждый персонаж действовал именно так, как должен был, каждый был прав, и в то же время результат совокупных действий приводил к совершенно кошмарному финалу. Это жанр получил название трагедия. Был ли прав Агамемнон, принося любимую дочь в жертву? Разве он мог противиться воли богини перед всем своим войском? Нет. Мог ли Эгисф оставить мысли о кровной вражде защищая своего отца? Нет. Могла ли Клитемнестра простить мужу убийство дочери? Нет. Тупиковая ситуация. И вот царь, достигнув цели, возвращается домой, предполагая, что его ждет расплата за прежние поступки. Клитемнестра разворачивает довольно любопытную кампанию, все ее слова при первой встречи с Агамемноном имеют двойное дно, подсмыслы, которые понимают только они двое. Тем не менее Агамемнон, понимая, что его ждет заходит домой и умирает от руки жены, кстати, убившей его секирой во время купания, удивительная женщина! Эгисф при этом остается в стороне. А затем весь город узнает об убийстве, ведь царица верит в свою правоту и даже не скрывает это. Далее следующая ступень родового проклятья, Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры жаждет отомстить за смерть отца и в итоге убивает свою мать, следуя воле Аполлона. Ох уж эти боги! После этого несчастный Орест преследуется Эриниями, богинями кровной мести и ненависти, ведь он поднял руку на мать. Аполлон помогает Оресту скрыться и направляет его к богине справедливости Афине на честный суд, где его оправдывают, а разгневанных Эриний Афина обращает в Эвменид, милостивых богинь, обещая им любовь и почтение афинян до конца времен. И снова боги исполняют решающую роль в жизни простых смертных. Трагедия определенно мой любимый жанр.


Рецензии