Джек Лондон. Мартин Иден

Читать Мартина Идена оказалось так же легко и непринужденно как дышать. За 18 часов перед глазами пронеслось невероятно стремительное развитие главного героя. В этом страстном человеке с горящими глазами я все больше видела себя. Ради любви просыпается какая-то внутренняя неведомая сила и целеустремленность, чувство подстегивает не хуже плетей, только боль от них сладкая и пьянящая, она приближает к желаемому результату. А усталость на пути требует еще больше ударов. История показывает, какую большую роль в жизни человека играет иллюзия. То, под каким углом человек воспринимает ситуацию или объект напрямую зависит от багажа знаний и опыта в момент созерцания. С развитием новый взгляд неотвратимо меняет иллюзию. Но эта мысль простая и ясная на первый взгляд не так очевидна. Мартин строит свою иллюзию – любовь к девушке образованной, проживающей в любви, богатстве и красоте, возвышает ее образ до небесной выси. И что бы покорить вершину Мартин должен стать таким же бриллиантом. Характер, воля и отменное здоровье - инструменты, неустанно ограняющие алмаз, который так бы и остался незамеченным без внезапного обретения цели. Руфь так же создала свою иллюзию, вылепить из неотесанного болвана «достойного члена общества», копию своего отца, так как считала, что это единственно правильный жизненный путь. Любопытно наблюдать, как Мартин цепляется за свою иллюзию даже тогда, когда ее остатки растворяются в лучах его вспыхнувшего сверхнового разума. Он превзошел всех вокруг, вырвался в космос и увидел целую вселенную, но любовь к Руфь тянула вниз, туда, где она летала в тропосфере среди таких же птиц, откуда никогда не вырваться. Руфь, видя как подопечный, обретя вроде бы крылья, почему-то вырывается за границы привычного понятного мира, пугается и еще сильнее тянет веревку воздушного змея. А она видит Мартина именно не равным себе, а только тем, кто обрел способность лететь рядом. Только он не воздушный змей. И даже не птица. Теперь он ракета. Но девушка, закованная в своих догмах, не способна это увидеть, и все твердит о том, что писательство это глупость, и нужно следовать истинному пути. Мартин работает на износ верный мечте, внимание, стать достойным человеком/стать писателем. Это тождественные понятия, только для всего нового и старого окружения совсем нет. Ни одна живая душа не поддерживает молодого целеустремленного человека. Абсолютно никто, мало того считают тунеядцем, бездельником, нищим, и даже любимая девушка, как бы ее не привлекала «мощная шея и сила исходящая от него» абсолютно не верит и никогда не верила. Далее ожидаемое разочарование обеих сторон. Мартин вдруг осознает, как ошибался в начале пути в представлениях об образованных «прекрасных» людях, и жалеет о стремлении стать такими как они. Ни один из них, особенно любимая Руфь, никогда не был бриллиантом, каким стал он. Конечно не все, встретятся еще несколько людей, которые, пошли дальше, не остановились на достигнутом. От того особенно больно. Мало того, что их слишком мало, так еще они либо прячутся среди туповатой толпы одиночками, либо собираются отшельниками и пьют, услаждая себя интимными жаркими разговорами о «действительно важном», о тех новых иллюзиях, которые Мартин обрел в ходе образования. А любовь упорно приводит к мысли, что девушка не виновата, ее нужно спасти от окружения, несмотря на то, что ей это вообще-то абсолютно не нужно. Руфь в свою очередь, окончательно перестав понимать Мартина, и, вообще-то, адекватную реакцию на провокации ее семьи, перерезает веревку и отпускает непокорного змея. Последняя нить рвется. Единственный понимающий человек, лучший друг - погибает. Любимая, ради которой он взлетел, бросает. Пропасть между ним и остальными людьми непостижима. Мартин остается один наедине с целым космосом своего разума. Вот только зачем этот космос. Цель была другая. Мартин Иден погружается в тихий прохладный вакуум одиночества и бездействия. Тем временем вдруг плоды усилий начинают давать результат, рукописи, что стучались в закрытые двери несколько лет, достигают цели и приносят автору баснословное богатство. В конечном итоге, Мартина Идена выносит тот факт, что, несмотря на то, что преодолен гигантский путь, есть рост над собой и даже над теми, кому хотелось стать ровней ради любимого человека, основным определяющим моментом был и остается статус в глазах общества. Пока статуса нет, никому нет дела до личности, которая очевидно стала выдающейся. Весь внутренний мир, во всем многообразии ничто. Особенно, если она не совпадает с общественным мнением. Но как только вдруг замечают, и дают статус, толпа резко начинает видеть «достойного человека». И все двери открываются, хотя ты все тот же человек, кем стал чуть раньше. Все тот же Мартин Иден, «тунеядец», «бездельник», но почему-то уже не нищий. Мартин Иден, будучи идеалистом, не справляется с ситуацией и убивает себя. Намеренно избегаю политических настроений, кои сквозят через все произведение, так как пока что не сильна в том, что бы делать какие-то выводы. Но, тем не менее, не уловить их невозможно)) Оставлю это на более позднее рассмотрение.


Рецензии