Асеев Николай

Николай Николаевич Асеев родился 9 июля 1889г.( в один год с великой Ахматовой!) во Льгове Курской губернии.  Отец - Штальбаум Николай, страховой агент, дворянин.

Мать Пинская Елена Николаевна, умерла когда мальчику было 8 лет. Рос в семье дедушки.
Асеев после реального училища учился в Коммерческом институте в Москве,в университете Харькова и Москвы.

Первый сборник вышел в 1914г. ("Ночная флейта"). Асеев воевал в первую мировую, в 1917г. избирался в Совет солдатских депутатов. В годы гражданской войны работал в редакции большевистской газеты. В 1922г. Вызван Луначарским в Москву.

Вошёл в ядро литературной группы "Леф", которую возглавлял Маяковский. Принимали участие в "Левом фронте искусств" также Пастернак, Кручёных, Кирсанов, Каменский, Шкловский, Кассиль, Бабель.

Основные принципы группы - литература факта, социальный заказ.
Асеев дружбу с Маяковским пронёс через всю жизнь; одно время даже подражал ему.

За поэму "Маяковский начинается" Николай Асеев получил Сталинскую премию:

Я глянул
откуда такие берутся?
Крутой и упругий
с затылка до пят!..
Быть может,
с Казбека
или с Эльбруса —
так
тело распластывает водопад?
Тревожный,
насмешливый
и любопытный,
весь нерастворимый
на глаз и на слух,
он враз отличался —
какой-то обидной
чертой превосходства
над всем,
что вокруг.

Асеев - один из зачинателей советской поэзии.  Ранний поэт увлекался былинным фольклором, народным эпосом. Позже в его поэзии звонко звенит ветер обновления, романтика революции и гражданской войны.  Стихи его мелодичны, музыкальны, своеобразны.

Марина Цветаева в предсмертном письме просила Асеева позаботиься о сыне Георгии: "Не оставляйте его никогда. Была бы без ума от счастья, если бы он жил у Вас".

Асеев был потрясён известием о смерти Цветаевой, прописал Георгия у себя и заботился о нём.

И всё же дочь Марины Ариадна Эфрон обвиняла Асеева в неоказании помощи Цветаевой. Мог спасти её от самоубийства...  Но Марину Цветаеву очень невзлюбила жена поэта - скорее всего из ревности.

Умер Асеев 16 июля 1963г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

МАРШ  БУДЁННОГО

С неба полуденного
жара не подступи,
конная Буденного
раскинулась в степи.

Не сынки у маменек
в помещичьем дому,
выросли мы в пламени,
в пороховом дыму.

И не древней славою
наш выводок богат —
сами литься лавою
учились на врага.

Пусть паны не хвастают
посадкой на скаку,—
смелем рысью частою
их эскадрон в муку.

Будет белым помниться,
как травы шелестят,
когда несется конница
рабочих и крестьян.

Все, что мелкой пташкою
вьется на пути,
перед острой шашкою
в сторону лети.

Не затеваем бой мы,
но, помня Перекоп,
всегда храним обоймы
для белых черепов.

Пусть уздечки звякают
памятью о нем,—
так растопчем всякую
гадину конем.

Никто пути пройденного
назад не отберет,
конная Буденного,
армия — вперед!

СИНИЕ  ГУСАРЫ
1

Раненым медведем
мороз дерет.
Санки по Фонтанке
летят вперед.
Полоз остер -
полосатит снег.
Чьи это там
голоса и смех?
- Руку на сердце
свое положа,
я тебе скажу:
- Ты не тронь палаша!
Силе такой
становись поперек,
ты б хоть других-
не себя - поберег!

2

Белыми копытами
лед колотя,
тени по Литейному
дальше летят.
- Я тебе отвечу,
друг дорогой,
Гибель не страшная
в петле тугой!
Позорней и гибельней
в рабстве таком
голову выбелив,
стать стариком.
Пора нам состукнуть
клинок о клинок:
в свободу - сердце
мое влюблено.

3

Розовые губы,
витой чубук,
синие гусары -
пытай судьбу!
Вот они, не сгинув,
не умирав,
снова
 собираются
  в номерах.
Скинуты ментики,
ночь глубока,
ну-ка, запеньте-ка
полный бокал!
Нальем и осушим
и станем трезвей:
- За Южное братство,
за юных друзей.

4

Глухие гитары,
высокая речь...
Кого им бояться
и что им беречь?
В них страсть закипает,
как в пене стакан:
впервые читаются
строфы "Цыган".
Тени по Литейному
летят назад.
Брови из-под кивера
дворцам грозят.
Кончена беседа,
гони коней,
утро вечера
мудреней.

5

Что ж это,
 что ж это,
  что ж это за песнь?
Голову на руки
белые свесь.
Тихие гитары,
стыньте, дрожа:
синие гусары
под снегом лежат!

Николай Асеев писал также проникновенные стихи о любви:

         * * *

Не за силу, не за качество
золотых твоих волос
сердце враз однажды начисто
от других оторвалось.

Я тебя запомнил докрепка,
ту, что много лет назад
без упрека и без окрика
загляделась мне в глаза.

Я люблю тебя, ту самую,—
все нежней и все тесней,—
что, назвавшись мне Оксаною,
шла ветрами по весне.

Ту, что шла со мной и мучилась,
шла и радовалась дням
в те года, как вьюга вьючила
груз снегов на плечи нам.

В том краю, где сизой заметью
песня с губ летит, скользя,
где нельзя любить без памяти
и запеть о том нельзя.

Где весна, схватившись за ворот,
от тоски такой устав,
хочет в землю лечь у явора,
у ракитова куста.

Нет, не сила и не качество
молодых твоих волос,
ты — всему была заказчица,
что в строке отозвалось.

ИЗ  ПОЭМЫ "ЛИРИЧЕСКОЕ  ОТСТУПЛЕНИЕ"

Нет,
ты мне совсем не дорогая;
милые
такими не бывают...
Сердце от тоски оберегая,
зубы сжав,
их молча забывают.
Ты глядишь -
меня не понимая,
слушаешь -
не видя и не веря,
даже в этой дикой сини мая
видя жизнь -
как смену киносерий.
Целый день лукавя и фальшивя,
грустные выдумывая шутки,
вдруг -
взметнешь ресницами большими,
вдруг -
сведешь в стыде и страхе руки.
Если я такой тебя забуду,
если зубом прокушу я память -
никогда
к сиреневому гуду
ни идти сырыми мне тропами.
"Я люблю, когда темнеет рано!" -
скажешь ты
и станешь как сквозная,
и на мертвой зелени экрана
только я тебя и распознаю.
И, веселье призраком пугая,
про тебя скажу смеясь с другими:
- Эта -
мне совсем не дорогая!
Милые бывают не такими.

     * * *
Рука тяжелая, прохладная,
Легла доверчиво на эту,
Как кисть большая, виноградная,
Захолодевшая к рассвету.
Я знаю всю тебя по пальчикам,
По прядке, где пробора грядка,
И сколько в жизни было мальчиков,
И как с теперешним не сладко.
И часто за тебя мне боязно,
Что кто-нибудь еще и кроме,
Такую тонкую у пояса,
Тебя возьмет и переломит,
И ты пойдешь свой пыл раздаривать.
И станут гаснуть окна дома,
И станет повторенье старого
Тебе до ужаса знакомо...
И ты пойдешь свой пыл растрачивать...
Пока ж с весной не распрощаешься,
Давай, всерьез, по-настоящему,
Поговорим с тобой про счастье.


Рецензии