Если б Есенин и Бальмонт сыграли в карты

Если б Есенин и Бальмонт как-то сыграли в карты,
Был бы червовый туз у поэта Есенина:
Это его Напевность, чувственность и ласка.
Только у Бальмонта было б - три остальных туза.

Это Есенин будто - маленький атеистик,
Ведь перед вечным небом дороже ему - земля,
Ибо на небе больше нет ни вина, ни женщин.
Бальмонту - "мало ласок", властна его душа!

Эта напевность, стройность - и приземлённость духа,
Это душевность просто, мелкая глубина.
Бальмонт - это Вселенскость и утонченность Слуха,
Символ, Абстракность, Сердце и гигантизм Ума.

Жаль, что Поэт поэтов был запрещен в России.
А ширпотреб кабацкий - в моде у нас всегда.
Сентиментальность - Черви. Только Поэта Сила -
В Близости к снам, где Любит Властная Красота.

******************************************************

Бальмонт высоко оценил стихотворение С.Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…»:

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: "Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный".

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
"На, пожуй... маленько крепче будешь". 

http://zinin-miresenina.narod.ru/profile3.html
После революции  пути Есенина и Бальмонта нередко перекрещивались. В 1917 году С.Есенин в свою личную библиотеку покупает в переводе К.Бальмонта книгу Ш.Руставели «Носящий барсову шкуру. Грузинская поэма ХП в.».  К.Бальмонта и С.Есенина приглашают в Москве   на лекторскую работу в создаваемую в октябре 1918 году «Школу Стиховедения». 12 ноября 1918 года  они вместе с другими поэтами читают стихи  на вечере, посвященном открытию эстрады Всероссийского союза поэтов в кафе «Домино» на Тверской, 18.   Оба подписали поздравительный   адрес в честь 50-летия со дня рождения А.М.Горького. В поэтических  сборниках «Весенний салон поэтов» и  «Автографы» публикуют свои стихотворения.  Оба выступали с чтением стихов  1 мая 1919 года на вечере «Праздник труда» во Дворе искусства, в правление которого среди 22 членов числились К.Бальмонт и С.Есенин.           Расхождения во взглядах по многим вопросам  стали  быстро  проявляться. К.Бальмонт был рад свержению самодержавия, но после Октября  его «восторг» сменился глубоким разочарованием и в своем  сборнике «Революционер я или нет» (1918 ) писал: «Ты ошибся во всем. Твой родимый народ -  // Он не тот, что мечтал ты,  -  не тот».  В декабре 1919 года  при обсуждении имажинизма упрекал поэтов-имажинистов за их стремление  единолично  представлять  поэзию образов, хотя  само течение  считал «чрезвычайно интересной поэтической задачей».   В 1920 году на диспуте «Литература в будущем»  С.Есенин восторженно говорил  о людях, о звездах, об образах, но как писал в письме Есенину  некто М.И.Себекин, «на Вас зарычал состарившийся пес Бальмонт, стертый камень «опал» потемневшего кольца…». По мнению  рецензента журнала «Вестник литературы» (1920, № 3, март), К.Бальмонт защищал не столько свою поэтическую школу, сколько самого себя от обвинения в буржуазности, о чем писали идеологи Пролеткульта.  В это время С.Есенин  нередко иронически отзывался  о Бальмонте.  Во время работы  в книжной лавке говорил поэту Вс. Рождественскому: «-Нет, ты только послушай, как заливается этот индейский петух!»  И раскрыв пухлый том Бальмонта, громко и высокомерно, давясь подступившим смехом, Есенин прочитал нараспев и в  нос какую-то необычайно звонкую  и трескучую строфу, подчеркивая  внутренние созвучия.              Встретил резкую критику изданный  в 1920 году сборник стихов К.Бальмонта «Перстень».  В 1921 году поэт  эмигрировал в Европу, где  издал несколько книг, в том числе и стихи против революционных преобразований в России. Во время поездки по Европе и Америке  С.Есенин  в беседе  с журналистом в мае 1922 года  приводил  прозвища-характеристики отдельных поэтов, данные  Маяковским, который, в частности,  Бальмонта называл  «Чирикало». В защиту К.Бальмонта встал И.Бунин, который в статье «Мы не позволим…» писал, что  «сходила когда-то  «вся» Россия и от Надсона, Бальмонта. А что осталось с ними теперь? Есенин был от природы талантлив. А Бальмонт разве нет? Даже несравнимо с Есениным».  После смерти Сергея Есенина  К.Бальмонт  обвинил Советскую власть  в самоубийстве поэта. 


Рецензии
Да! Прочитал с интересом!
есть над чем подумать...
и есенин и Бальмонт - настоящие самородки, вторых таких нет,
совершенно разные поэты, это верно!
но настоящих поэтов одинаковых ведь нет!
все по-своему уникальны...
С уважением Сергей!

Сергей Карпеев 3   03.11.2022 15:14     Заявить о нарушении
Есть у Есенина интересная поэма "Страна негодяев". Там кстати конец поэмы в Киеве происходит. Думаю, с накоплением опыта и возрастом он бы круче стал писать, и о соц проблемах. Это уже по-взрослому. По-моему там даже нет женских персонажей. Одни мужики и политика.

Елизавета Судьина   03.11.2022 15:55   Заявить о нарушении