Фактор коллектива

               
 Моё становление как человека общественного неразрывно связано со школой, школьным коллективом. В силу необходимости мне пришлось неоднократно менять школу, покидать привычное окружение и встраиваться в новое. Это всегда сопровождалось немалыми переживаниями,  сомнениями: как всё сложится? Так и на этот раз, в Ужгороде. Несмотря на волнение, я входил в новый класс с надеждой, что удастся найти друзей и стать своим. Забегая вперёд, скажу: мои надежды оправдались. Школа, где я учился до самого выпуска, была построена уже после войны. Добротное кирпичное здание классической архитектурной формы, внутренняя рациональная планировка, ещё не изношенная мебель и многое другое создавали комфортную обстановку для учения. Школьный педколлектив во главе с директором М.Ф.Соколовым был нацелен на то, чтобы дать каждому ученику высокие знания. Детей за плохую учёбу не отчисляли, а устанавливали над ними шефство отличников, которые дополнительно с ними занимались. Я сам прошёл через систему взаимопомощи своим отстающим школьным товарищам.
 Расскажу один эпизод. Наша классная, учительница русского языка Фаина Яковлевна Хотешева, буквально на второй или третий  день моего пребывания в новом коллективе сделала мне «подарок». Рядом со мной она посадила грозу класса, неисправимого двоечника и хулигана Виктора Клищенко. Моя перепуганная мать примчалась к классной выяснить причину этого странного поступка. На её вопрос последовал ответ: «Ваш Вова серьёзный, самостоятельный мальчик. Он не поддастся плохому влиянию. А повлиять в лучшую сторону на своего соседа может». Не знаю, насколько я оправдал оказанное мне доверие. Во всяком случае, до окончания восьмого класса мы с Виктором сидели на одной парте и даже подружились. Потом наши пути-дороги надолго разошлись.  Когда же мы  встретились, Виктор не стал утаивать, что с ним за эти годы произошло. Он побывал в тюрьме, после освобождения устроился на работу, создал семью. Его рассказ о трёх своих сыновьях долго не выходил у меня из памяти. До самой смерти Виктора мы поддерживали отношения. Вообще, наш класс благодаря стараниям Фаины Яковлевны был дружный. Если не после каждого урока, то, по крайней мере, на большой перемене она обязательно приходила в класс. Причём не с целью кого-то схватить за руку или отругать. Помню, с каким сияющим лицом классная сообщила нам о полёте в космос Юрия Гагарина. Только глядя на неё стало понятно, какое это замечательное событие. Фаина Яковлевна участвовала во всех наших общественных мероприятиях. Даже рутинный сбор металлолома она умела превратить в состязание и обратить нам на пользу. Для молодого читателя поясню: сбор металлолома и макулатуры –  неотъемлемая часть советской эпохи. Благодаря этим мероприятиям государство не только приобщало к общественно полезному труду школьников, но и получало реальную практическую выгоду.    
 Дважды в году мы в обязательном порядке выходили на сбор макулатуры или металлолома. Одевались соответственно, чтобы не испачкаться. Собирались компаниями по три-четыре человека и ходили по домам, трезвонили в двери и клянчили старые журналы и газеты.  Многие жители, с удовольствием облегчая свои шкафы, заранее готовили перевязанные кипы ненужного чтива. А если  искали металлолом, то в те времена он тоже лежал на каждом шагу. Достаточно было сходить в близлежащие гаражи и полазить вокруг них. Классы, собравшие наибольшее количество того или другого, обязательно поощрялись, причём не только грамотами.



Рецензии
Металлолом и мне ещё достался,и макулатура.У наших детей и внуков нет таких полезных мероприятий,а зря.Мои-то хоть при храме иногда помогают,слава Богу.Божиих благословений,Владимир.Ждём продолжения.

Елена Которова   07.07.2019 18:34     Заявить о нарушении
Спасибо,Елена!Продолжение следует.

Владимир Сурнин   07.07.2019 21:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.