Всё хорошее в тебе - не твоё достояние

Когда ты наедине с самим собой, можешь наслаждаться своей «духовной высотой», «мудростью», «божественностью», можешь со снисходительной ухмылкой вспоминать «бедных горемык» – других людей, но при встрече с ними, волей-неволей, а обнаруживают себя гады, сидящие в твоём сердце, попытки превозношения над ближними, встречая должный отпор, неизбежно выливаются в приступы злобы, душа ёжится, сердце испытывает боль. Святые отцы сравнивают страсти со змеями, гнездящимися в наших сердцах, которые, будучи потревожены, вылезают и жалят само то сердце, в котором свили себе гнездо. Всё хорошее в тебе – не твоё достояние, и это очень недвусмысленно даётся почувствовать, когда, превозносясь внутренне самим собой, пытаешься сверху вниз посмотреть на ближних: тотчас хорошее уходит и остаётся нечто злое и жалкое, всякие обиды и пр. Конечно – «меня же не оценили!» Но если в тебе действительно что-то есть – смиряйся перед ближними. «Возвышающий себя унижен будет, унижающий себя возвысится». «Хотящий быть наибольшим да будет всем слугой». И – «если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное». Занимая такую позицию по отношению к ближним, ты скоро действительно уже не сможешь возвышать себя над ними даже и внутренне, и страсти начнут отваливаться и издыхать одна за другой. Вполне возможно, тебе покажется, что умираешь и ты. Но нет, не так-то легко умертвить творение Божие, ты не умираешь, ты освобождаешься. Старец Алексей (Мечев) со слезами говорил, что он только тёмное пятно на белом месте, это он говорил от сердца, при этом ведя к Богу тысячи людей с великой духовной силой. Отец Кирилл (Павлов), на которого ныне равняется вся православная Россия, говорит о себе, что он ничто. Святые не лукавят, они говорят истину. Только в такой пустоте, в таком освобождении от самости, в таком ничтожестве и начинает действовать Господь Бог, который «трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит», никого никогда не потревожит и не потеснит, а придёт только в специально приготовленный для него храм, каменный или плотяной, храм сердца человеческого. И пока сердце занято самим собой, места Богу там нет. И если всё же ты бываешь иногда по-настоящему добрым, без самодовольного превозношения, но искренним сердцем, то только потому, что в это мгновение забываешь себя. А потом всегда вспоминаешь, и… паразитируешь на Боге, думая о себе, какой ты хороший и какой ты «великий» и «сильный», «не из последних молодцов». Будь ребёнком, не задумывайся о «своих дарованиях», не считай великим и славным то добро, которое ты обязан совершать по заповедям Божьим, забывай о нём, как об обычной, обыденной вещи, не стоящей ни награды, ни даже внимания. Более того, ведь наверняка не так, как нужно, сделал, будь готов к укору и осуждению. Ты хотел добра, а выходит-то обычно «как всегда»… Только милостью и помощью Божией можно творить добро. И не великое, а обычное, малое, незаметное. Великое же добро складывается постепенно из множества маленького, бытового добра, опять же, милостью Божией. 13 декабря 2004 года

https:// ridero.ru/books/zhelayu_spaseniya_tebe/


Рецензии
мудрость.
спасибо

Гелена Смилянская   07.07.2019 07:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.