Анализ эпитетов Бальмонта

Этот небольшой анализ помогает понять огромную разницу и недосягаемость в уровнях между поэтом К. Бальмонтом и всеми остальными поэтами.

Заглянем в Словарь эпитетов и проведем сравнительный анализ эпитетов слов: Красота и Любовь.

Красота
бездушная (Надсон); бесстрастная (Полежаев); величавая (Мельн.-Печерский); властелинская (Бальмонт); властительная (Бальмонт); властная (Бальмонт); волшебная (Голен.-Кутузов.Пушкин); всесильная (Пушкин); гордая (Лермонтов, Майков, Мельн.-Печерский); дивная (Козлов, Льдов); жаркая (Веневитинов); лучезарная (Фруг, Розенгейм); мучительно-загадочная (Вересаев); небесная (Пушкин); нездешняя (Сологуб); неземная (Майков, Мельн.-Печерский); неизреченная (Блок, Гусев-Оренбургский); неизъяснимая (Голен.-Кутузов); неподдельная (Григорович); нерукотворная (Льдов); несказанная (К.Р.); нежная (Пушкин); немая (Надсон); победоносная (Огарев); пышная (Блок, Лесков, Мельн.-Печерский); самовластная (Пушкин); сверкающая (Льдов); светлая (Блок, Льдов, Ратгауз); святая (Надсон); чудная (Фруг); яркая (Лаппо-Данилевская, Минский).

Можно анализировать каждого поэта, но обратим внимание на Бальмонта.
Вопрос: может ли Красота быть Властной? По-моему, красота - это что-то больше внешнее, для глаз. Не есть ли властность больше свойство характера?

Тогда посмотрим на слово Любовь.

любовь безбрежная (Коринфский, Лермонтов, Щепк.-Куперник); беззаветная (Надсон, Мунштейн, Самборский); бессмертная (Андреев); бессмертно-молодая (Бальмонт);   болтливая (Пушкин); всепроникающая (Полонский); всесозидающая (Полонский); восторженная (Фофанов); высокая (Баратынский, Надсон); жаркая (Гончаров); живая (Гиппиус); запойная (Боборыкин); знойная (Лермонтов); золотая (Бальмонт); кипучая (Хомяков, Чехов); «Любовь-несчастье» (Кожевников); молодая (Надсон); мучительная (Пушкин); мятежная (Вейнберг, Козлов, Ратгауз); небесная (Надсон); незакатная (Ратгауз); неиссякаемая (Боборыкин); непобедимая (Бальмонт); нежная (Хомяков); огнедышащая (Туманский); пламенная (Льдов, Пушкин); пылкая (Рылеев); «Пьяная, как грозди спелые» (Бальмонт); радостная (Окулов); развратная (Кожевников); светлая (Сологуб); светлоликая (Бальмонт, Льдов); светло-радостная (В.Каменский); святая (Надсон); сладкая (Мельн.-Печерский); сладостная (Сологуб); сладострастная (Шуф); сухая (Мельн.-Печерский, Писемский); томная (Куприн); тоскующая (Брюсов); уличная (Кожевников); чистая (Жуковский, Козлов, Ратгауз); чувственная (Пушкин); чуткая (Ладыженский)

Для Бальмонта Любовь: бессмертно-молодая, золотая, непобедимая, пьяная, светлоликая.

Все логично:
Власть - стремится к бессмертию, золоту, свету, победе.
Бессмертно-молодая - не есть ли это лучшее описание качества Души? и применимо ли это к телу?


Вывод: Друзья, любовь у всех разная. И понятие Красоты - тоже.
И применяться она может даже к разным субстанциям, которые находятся на разных уровнях мироздания.
И некоторые люди могут применять понятие "Красота" (для нас связанное с материей и телом) даже сугубо и только к Душе, а любовь - к бессмертию, опять же минуя тело, материальный уровень и Возраст.

Такие дела.
Чудны дела твои, Бальмонт!

И вопрос на засыпку: Кто в мире обладает самой огромной Властью? Чья это Красота?

***
А вот как сам Бальмонт ответил на вопрос, Какую Красоту он Любит:

Бальмонт. отрывок из  "Колдунья":

"Я слился с Колдуньей, всегда молодой,
С ней счастлив был счастьем богов.
Часы ли, века ли прошли чередой?
Не знаю, я в бездне был снов.
Но как рассказать мне о сладости той?
Не в силах. Нет власти. Нет слов.

— Колдунья, Колдунья, ты ярко-светла,
Но видишь, я светел, как ты.
Мне ведомы таинства Блага и Зла,
Не знаю лишь тайн Красоты.****
Скажи мне, как ткани свои ты сплела,
И как ты зажгла в них цветы? —

Колдунья взглянула так страшно-светло."

***
ВИНО МИНУТ

«Охраняй врата всех чувств» — завет Готамы.
«Умертви себя — ты внидешь в царство Брамы».
Но раскрыл я все закрытые врата,
Мне желанна боль, и с болью — Красота.
И в раскрытости, в разорванности чувства
 Дышат бури, светят молнии Искусства,
Смех и пляски, красный цвет и там и тут,
Страх развязки, звук рыданий, звон минут.
«Бойся жизни» — нам грозит иное слово.
Говорят мне: — «В том веление Христово».
О, неправда! Это голос не Христа,
Нет, в Христе была  *живая Красота*.   <========
Он любил, Он Вечность влил в одно мгновенье,
Дал нам хлеб, и дал вино, и дал забвенье,
Боль украсил, Смерть убил, призвав на суд.
Будем жить, и будем пить вино минут!

***
Бальмонт  "Бог и дьявол"

Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог,
Одному — мои стоны, и другому — мой вздох,
Одному — мои крики, а другому — мечты,
Но вы оба велики, вы восторг *Красоты*.

Я как туча блуждаю, много красок вокруг,
То на север иду я, то откинусь на юг,
То далеко, с востока, поплыву на закат,
И пылают рубины, и чернеет агат.

О, как радостно жить мне, я лелею поля,
Под дождем моим свежим зеленеет земля,
И змеиностью молний и раскатом громов
 Много снов я разрушил, много сжег я домов.

В доме тесно и душно, и минутны все сны,
Но свободно-воздушна эта ширь вышины,
После долгих мучений как пленителен вздох.
О, таинственный Дьявол, о, единственный Бог!

***
Мне чужды ваши рассуждения:
"Христос", "Антихрист", "Дьявол", "Бог".
Я - нежный иней охлаждения,
Я - ветерка чуть слышный вздох.

Вы так жестоки - помышлением,
Вы так свирепы - на словах,
Я должен быть стихийным гением,
Я весь в себе - восторг и страх.

Вы разделяете, сливаете,
Не доходя до бытия.
Но никогда вы не узнаете,
Как безраздельно целен я.

Гимн солнцу
1

Жизни податель,
Светлый создатель,
Солнце, тебя я пою!
Пусть хоть несчастной
Сделай, но страстной,
Жаркой и *властной*
Душу мою!

Жизни податель,
Бог и Создатель,
Страшный сжигающий Свет!
Дай мне — на пире
Звуком быть в лире, —
Лучшего в Мире
Счастия нет!

5

Я тебя воспеваю, о, яркое жаркое Солнце,
Но хоть знаю, что я и красиво и нежно пою,
И хоть струны Поэта, звончей золотого червонца,
Я не в силах исчерпать всю *властность*, всю чару твою.

....

Так, тебя воспевая, *о, счастье, о, Солнце святое,*
Я лишь частию слышу ликующий жизненный смех,
*Все люблю я в тебе*, мы во всем и всегда — молодое.
Но сильней всего то, что в жизни горишь ты — для всех.


***
ОДИН ИЗ ИТОГОВ

стихотворение Бальмонт К. Д.

В конце концов я твердо знаю,
Кто мы, что мы, где я, в чем я.
Всю неразрывность принимаю,
И вся Вселенная — моя.
Я знаю все ее стихии,
Я слышал все ее слова.
И здесь являясь не впервые,
Моя душа опять жива
Из тех планет, что были стары,
Я много новых создаю.
Неумирающие чары
И возрождение пою.
Металлов мертвенные слитки
Бросаю в нестерпимый жар,
И — в первозданьи, и — в избытке,
И свеж, и юн — кто был так стар.
Я знаю все. Но есть забвенье
И страшно-сладко мне забыть,
И слушать пенье, видеть звенья,
И ненавидеть, и любить.
Моя заманчивая доля —
Быть вольным даже и в цепях
О, да, я воля, воля, воля,
Я жизнь, я смерть, я страсть, я страх.
Мое певучее витийство —
Не только блеск созвучных сил.
Раз захочу, свершу убийство,
Быть может, я уж и убил.
Но в должный миг припоминанье
Пронзит внезапно темноту
И приведет меня скитанье
К весеннеликому Христу.

К Тому, который не страдает,
Страдая вольно за других,
Но бесконечно созидает
Из темных душ блестящий стих.
Он убедителен и кроток,
Он упоительно-жесток,
И Он — в перебираньи четок,
Но больше в пеньи звонких строк.

Всечуткий, многоликий, цельный —
Встречает с ясностью лица
Всех тех, кто в жажде беспредельной
Во всем доходит до конца.
Кто говорит, что Он — распятый?
О, нет, неправда, он не труп,
Он юный, сильный, и богатый,
С улыбкой нежной свежих губ.
Он так красив, так мудр, спокоен,
Держа все громы в глубине.
Он притягателен и строен,
И вечно нас ведет к Весне.
Он смотрит, как резвятся дети,
Как мчится молний череда,
Не двадцать маленьких столетий,
А сердце говорит — всегда.
И был ли Он сейчас в хитоне,
И был ли в панцыре как — знать!
Но только в самом страшном стоне
Сокрыта звездная печать.
Земле, что ярче изумруда,
Сказал Он, что ей суждено —
Нам первое являя чудо,
Он воду превратил в вино
И, весь — бездонное значенье,
Зиме уготовляя Май,
Разбойника за миг мученья
Он взял с собою в вечный Рай.
И там, где звезд живые реки,
Звеня, не точат берега, —
Внемлите слову, человеки, —
Он примет худшего врага.

У Человека больше сходства
С Христом, чем с Дьяволом, и он,
Впадая в низкое уродство,
Лишь на мгновенье ослеплен.

Впадая в ярость возмущенья,
В великий Сатанинский Сон,
Желая ужаса и мщенья,
Лишь на мгновенье ослеплен,
В гореньи властного пожара
Себе лишь нанося урон,
Впадая в марево Кошмара,
Лишь на мгновенье ослеплен.

И это краткое мгновенье
Продлится миллионы лет,
Но в яркий праздник Воскресенья
Весь мрак войдет в безмерный Свет!

***
Нет Бога, кроме Бога

Вчера — сегодня — самый страшный спад.
Разъялся Зверь и кличет в Человеке.
Кровавые текут и хлещут реки.
Колючий колос зла еще не сжат.

Но Дух не спит — и поборает ад.
Верь в чудо, исцеляются калеки.
И если мы сейчас — в Железном веке,
В душе растет посеянный в ней сад.

Пойди к тому, чья жизнь и мысль убога,
И дай испить от света твоего.
Ты вдруг поймешь, как счастья в жизни много.
Пойди туда, где пыльная дорога,

И кто упал, ты подними его.
Есть тьма путей. Нет Бога, кроме Бога.


***
Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота —
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.