Шаг

 
А следующий шаг уж предначертан,
Вплетён в круговорот других событий -
Так паучок сплетает паутину
По строгим формулам, не ведая их вовсе,
Так птицы прилетают точно к цели,
Не изучив приёмов навигации -
Так действуют законы мироздания,
Диктуемые звёздами и небом.

И ты, мой мальчик,знаки их поймёшь,
Услышав птичий гомон на рассвете,
Перебирая жемчуга росы...
Твой навигатор бьётся под рубахой -
Прислушайся, он не соврёт - подскажет.
И сделай этот шаг.


Рецензии
Тема "шага" в стихотворении рассмотрена в двух проекциях. Где это определение является частью физического явления движения и как синоним некоего знакового или важного поступка. "Шаг", как смена положений ног, автором не рассматривается. При упоминании темы в первой строке автор сразу обращается к особенностям некоей внутренней силы, движущей естественные процессы...

Шаг, как мера ходьбы, не становится человеческим, он сравнивается с круговоротом событий, пауком и плетением паутины, маршрутом полета птиц, законами космоса..В тексте поэтапно осваивается образная вертикаль, интересно аллегорическое сравнение этих уровней в подаче литературного героя. Так самый нижний уровень — земли, ассоциирован с очень говорящим образом паука.

С этим представителем мира фауны в литературе и коллективном бессознательным связано огромное число фреймов и чувств. Но самые активные, ярко выраженные, пожалуй, это — страх, интриги, ловушки..

С точки зрения психологии паук — это аналогия интроверсии, самодостаточности и углубленности в своем мире. Ему свойственно быть скрытным и замкнутым. Сети или паутина на современном уровне неплохо отражают известную WWW со всей переходящей по этому нарративу символикой.

Выражение "по строгим формулам" при всей направленности смысла к тому, что его действия почти рефлекторны, не требуют особых усилий и производятся почти по наитию, опровергаются данным уточнением про формулы, что делает его работу явлением осознанным, насколько это применимо к миру животных, где осознание имеет рефлекторные, звериные оттенки.

Следующее уточнение, опровергает предыдущее так же легко, как и первое. Словами "не ведая их вовсе", подводится мысль о том, что действия паука исходят не от него, а от некой запрограммированности, волю которой он исполняет, даже не зная ее. Такой зомби-паучок получается, плетет разумно, но это не его заслуга, а так задумано...Обычный подход старшего брата цивилизации...И если рассмотреть образ паука применительно к теме "шага", то это очень осторожное, тайное, целенаправленное передвижение или действие в значении поступка.

Второй уровень после наземного, аллегорически связан с птицами. Их раскадровка намного проще паучиной, но здесь тоже возникают ассоциации, которые несут птицы — условность свободы полета, преодоление беззвучия паука и существование не только в пространственном, но и звуковом континууме. Птицы в проекции "шага" рассмотрены как "навигаторы", свободно ориентирующиеся в пространстве на уровне биомеханики внутреннего устройства.

Интересна детализация их полета определением "точно к цели". Это чем-то напоминает военные действие и полеты неодушевленных объектов с целевым вектором. Какая у птиц может быть цель, может для них направление важнее — во время перелетных тр'аншей вернуться назад на родину, уже дома , вернуться к гнезду или к кормушке. Рассуждают ли птицы и ориентируются ли они целевыми установками...
После осторожного интроверта-паука, целевые птицы тему шага в новом слое превращают в некий внутренний стимул, помогающий ориентироваться в пространстве. Так сочетание осторожности и мотивированности в поступке, преодолев два нижних уровня, доходят до самого высокого — до законов мироздания.
Здесь речь скорее всего о траектории движения небесных тел, которые подчиняются ,а скорее, совершают свои маршруты в соответствии с открытыми и понятными на земле законами. Но третий уровень, видимо, не случайно дан следующим после интро-паучка и целевых птиц. Это позволяет и в мироздании увидеть не только механику процесса, но и его ментальный уровень — скрытность и обусловленность...

Далее после такой ступенчатой подводки, лирическая героиня обращается к невидимому адресату, опять перечисляя все три уровня, но уже в обратной последовательности: птичий гомон, жемчуга росы (уровень паука) и называя "бьющееся под рубахой" "навигатором", предлагает, услышав это биение, сделать шаг (читай совершить поступок), исходя из смысла услышанного. И если вспомнить про слои, то это должно быть по-земному-скрытно, по небесному-мотивированно, по космическому - синхронизировано с законами небесной механики. И при сведении воедино всех этих уровней, при умении слышать внутренний голос, поступок будет одобрен и получит прописку в мире всех этих трех сфер...

Возвращаясь к первой строфе, о "предначертанности", стихотворение для своего мнимого адресата почти не оставляет ниши свободной воли в совершении поступка, делая его лишь частью глобального общего механизма, связанного с единством действия трех сфер. Такие "шаги" не очень соотносятся с тем, что принято думать о "свободном" человеке.

Показалось, что в итоге, лирический герой, в случае ошибки, может легко списать свою неудачу на любой из трех факторов: неправильного паука; сбившихся с курса из-за обилия ретрансляторов птиц; астероида, столкнувшегося с мусором МКС и поменявшего траекторию движения. Если понимаешь, что птицы уже не могут найти свой дом, небо затянуто спутниками, а паук, это не тот, что в траве, а тот, что в мировой паутине...Восприятие уже не подчиняется навигатору под рубахой..

И тогда предначертанность превращается в обреченность...

Кшесинская Деметра   14.03.2021 10:44     Заявить о нарушении
Любопытные рассуждения)
Благодарю, Деметра.
Увлекательных исследований!

Елена Фалеева   16.03.2021 21:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.