О литературном процессе ХХ -го столетия до 1945г

 1.    Еще Фредерик Стендаль в романе "Красное и чёрное" пишет о романе, "как о зеркале,проносимом по большой дороге жизни". Не вина зеркала, что в нём отражается грязь дороги, в том вина смотрителя дороги, который плохо за ней ухаживает.

   Литература критического реализма и её лучшие представители в странах Западной
Европы и Америки нашли своих горячих последователей и продолжателей и в ХХ-ом
столетии. Идеи и темы Ф.Стендаля, О.Бальзака,Дж.Байрона, Ч.Диккенса, М. Твена,Ф. Купера, Г. Гейне,Г. Веерта и других широко известных классиков мировой литературы
углублялись: писатели и поэты стали больше внимания уделять психоанализу своих героев,тесно связывая их внутренний мир с проблемами социальных отношений, с наметившимся распадом  буржуазной семьи, с возникновением наряду с философией
позитивизма,экзистенциализма,учений Ницше, Шопенгауэра,Фрейда новой философии марксизма-ленинизма, которую никак не удастся из ХХ-го века "вымести", ибо она была,повлекла за собою величайшие изменения в мировом социально-экономическом и политическом процессе и, несомненно, отразилась в творчестве многих критических реалистов,из которых многие поддержали путь революционной борьбы за социальные преобразования.
  Критический реализм, по-прежнему, остаётся основным литературным методом,
от которого в поисках более углублённого пути изображения личности с её индивидуальными проявлениями, отношением к миру, от которого человек зависим
материально,которым формируется духовно: идеи не висят в воздухе! Они реализуются в справедливом или не справедливом подходе к индивиду:
в Америке, к примеру, бытовал лозунги: "Беден только тот, кто хочет быть бедным!",  "Америка - страна равных возможностей для всех!".
    В результате мы видим, что Клайд Гриффитс сел на электрический стул...
Теодор Драйзер развенчал эти лозунги в "Американской трагедии".
 Навязывание красивой, успешной жизни рекламой, культа денег и богатства,
приводило и приводит теперь к ряду самых циничных преступлений, которыми изобилует и ХХ1-й век, в котором живём мы с Вами.
   
В литературе критического реализма повсеместно практически решается тема распада
буржуазной семьи: в "Саге о Форсайтах" Дж.Голсуорси отчётливо видна распря между отцами и детьми, которые не хотят жить во имя накопления капитала, им хочется свободы, отречения от этой удушливой, ограничивающей человека атмосферы накопительства ради величия!   То же самое видим в эпопее "Будденброки" Т. Манна:
золототиснённая книга  семьи Будденброков, становления их значимости в обществе
более никого не интересует. Символично, что последний из вырождающейся семьи
умирает, упав лицом в грязь. Филипп Эриа пишет на эту тему трилогию "Золотая
решётка",(Семья Буссардель", "Испорченные дети", "Золотая решётка") практически продолжая рассказ о кризисе, переживаемом буржуазной семьёй. Ещё более широко эта тема разработана в американской литературе."Трилогия желания" Теодора Драйзера развенчивает три самых соблазнительных кита буржуазной морали:"Деньги!Власть!и Наслаждение!".

     Вечная погоня за наживой лишает главного героя трилогии Фрэнка Каупервуда всякой духовной связи с близкими людьми. Владелец громадного состояния ведёт двойную жизнь. Если у О.Бальзака банкир Нюсинжен сквозь пальцы смотрит на связь своей жены с Растиньяком, то Фрэнк идёт дальше!-Он нанимает своей жене Эйлин Батлер любовника за деньги, чтобы надоевшая ему женщина не мешала ему жить!
 Воистину, критический реализм углубляется самой жизнью... Состояние Каупервуда,
монополиста, владельца транспортных компаний, разлетелось в считанные дни.
Деньги власть, и наслаждение не дали ему главного: духовного родства, наследников, которым он смог бы безбоязненно передать своё дело.
   Наследство растащили как пирующие шакалы...
2. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,СВЯЗАННОЙ С РАБОЧИМ ДВИЖЕНИЕМ.СОЦРЕАЛИЗМ.
   Крупнейшим явлением конца 19-го-нач.20-го веков было появление на исторической арене философии марксизма. "Капитал" Карла Маркса,"Анти-Дюринг" Фридриха Энгельса не могли оставаться не замеченными.В дальнейшем рассказ о том,
как наживается капиталист за счет рабочих и крестьян был продолжен в применении к российской действительности В. И. Лениным.
      Не следует выкидывать слов из песни, а она в начале века была революционной.
      Положение осложнялось милитаристическими устремлениями капитала, стремящегося к переделу мира.Была развязана Первая Мировая война, кровавая мясорубка народов,брошенных друг на друга. В горниле этой бойни закаляются писатели и поэты, зарождается новый метод литературы, углубляющий критический реализм: не только критиковать, давать оценки порочному миру, но и показывать выход из сложившейся ситуации! Лозунгом времени стал лозунг:"Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
Впервые призыв к борьбе против безысходности в судьбе бедного человека прозвучал в романе датского писателя Мартина Андерсена Нексе "Дитте- дитя человеческое",
но рождением социалистического реализма и шествием его по всему миру стала книга солдата мира Анри Барбюса, которая называлась "Огонь".

        Книга ценна правдивостью описания. Сам А.Барбюс, участник событий
несравнимых по цинизму отношения к человеку со стороны "хозяев жизни",
сидел в окопах, в слякотной грязи, под обстрелом и писал книгу "Дневник взвода".
Позднее он назовёт её "Огонь".
          Война это грязь, вечный дождь,лица, которые нельзя узнать,("когда ты домой приедешь,жена нарожает от тебя негритят!"). Война это вечное ожидание:
кухни,которая где-то застряла, почты, которой почему-то нет... Это пожелтевшие фотографии жён, невест, детей, матерей и отцов, которые хранят у сердца и достают редко, перед особо трудным боем...
          Взрывы, трупы товарищей, с которыми говорил и смеялся ещё утром,
а теперь сеткою из металла собираешь куски... Война - гниющие ноги, обмотанные газетой: нет сапог!
          Французы уже не завидуют немцам: раньше от "бошей" кофейком тянуло...
Теперь бурдой, как и у нас... Каждый думает: зачем я здесь? За кого воююю?
          Перед боем у линии фронта немцы , воздев руки к небу , умоляют:"Господи! Помоги нам!", то самое делают французы, молятся!"Господи!Помоги нам!". Наконец, однажды они бросают оружие, не желая больше убивать друг друга!
Находятся те, кто указывает им на виновников этой бойни, солдаты решают бороться за мир, против войны и её поджигателей!
          Именно это революционное решение сделало роман Анри Барбюса первым произведением социалистического реализма в зарубежной литературе.
           Отряд подобно мыслящих, желающих радикальных изменений в жизни простого народа в различных странах полнился с каждым годом.

       К необходимости общей борьбы против зла приходит Эрнест Хемингуэй в Америке. "Человек один не может",- говорит его герой Гарри Морган в романе " Иметь и не иметь",Человека можно убить, но победить его нельзя!",- заявляет
в повести "Старик и море" старый рыбак Сантьяго.
       На позиции нового подхода к социальным проблемам, приходят многие писатели мира, особенно после Великой Октябрьской социалистической революции в России.
       Борцами за мир, социальное благополучие, за новые общественные преобразования становятся Ромен Роллан("Очарованная душа"); Анри Барбюс("Ясность"); Луи Арагон("Коммунисты"); Джеймс Олдридж("Дело чести", "Дипломат");Поль Вайян-Кутюрье( Стихи и публицистика), Анна Зегерс(Седьмой крест","Решение");Ричард Олдингтон("Смерть героя") и многие другие.

       Революцию в России зарубежные писатели приняли по-разному.Одни восхищались ею, другие отрицали её и не верили, что она продержится более, чем Парижская Коммуна.  Нарастали упаднические настроения тех, кто идеализировал старый мир,его
аристократические устои,позиции христианского непротивления злу и насилию.
    Значительная часть писателей объявляла себя вне политики и углублялась в изучение психологии индивида и в область чувственного постижения природы.Многие
занимаются поиском новых форм, желая обновить литературу свежей творческой находкой.
    Подобные поиски удавались не всем и часто приводили просто к выхолащиванию содержания.

3.ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
     Особенно в 20-е -30-е годы появляется множество течений формалистического искусства. По сути своей они стремятся доказать, что идут дальше критического реализма, стремясь сделать объектом изображения все реальные проявления человеческой психики, индивидуальное восприятие личностью окружающего мира,
событий, образов, характеров."Я существую", а остальной мир по мере моего воображения.

     На деле же часто получается скорее изображение болезненных состояний души,
что, несомненно, имеет место в условиях очень непростой общественной ситуации,
когда человек становится продуктом никем не зафиксированной социальной доктрины:
"Каждый за себя!". Мотив бессилия и одиночества в такой атмосфере становится весьма частым явлением. Мало того, личности хочется, чтобы её заметили, выявили способности, позволили подняться вверх по иерархической лестнице. Подобные мысли о собственной ничтожности, с одной стороны, унижают, с другой, заставляют раболепствовать перед начальством, а ещё более перед магической личностью Хозяина,которого бедолага мог и никогда не видеть, но бояться и почитать, ибо это слово - предел его мечтаний!
   Примером может стать знакомый многим образ Георга Замзы,который однажды превратился в громадного паука. (Новелла Франца Кафки "Превращение").
  Всю жизнь над ним кто-то! Начальник, чтобы быть выше, отдавая приказы и поручения, садится на тумбочку! Деталь, но как выразительна! Мироустройство таково: каждый хочет быть значимым!
    Вспоминается образ каторжника Вотрена ("Отец Горио", О. Бальзака):
"Люди должны пожирать друг друга, как пауки в горшке!".
    Возможно, Кафка не случайно выбрал этот образ? По сути, при таком отношении друг к другу, все люди в битве за место под солнцем оказываются тайными вампирами по отношению к друг к другу. Они тщательно скрывают свою паучью сущность,
но возможности фантазийного мастерства и влияние сказок Гофмана позволили Кафке
вскрыть это тайное мечтание Я!
    Георгу не могут простить, что он обнажил душу каждого, кто копошится в этом паучьем горшке.
    Возможно, моё толкование покажется субъективным, но не зря же стесняются Георга в его новом обличии? Он к тому же бесполезен: работа потеряна, кормить всех мелких паучков не может.Он им отвратителен: трудно признаться, что таковы они сами... 

Не случайно, я выбрала для примера  эту новеллу весьма талантливого художника,
избравшего даже язык сухой и точный, каким он мог пользоваться в страховом агентстве, где работал и где неуместны были бы эпитеты и метафоры. Многие , отмежевавшиеся от критического реализма авторы в силу присущего им дарования
писали произведения, над которыми читатель задумывался и исследовал среду, породившую те или иные художественные образы. Уйти от реальности нельзя, какие бы художник не выбрал формы, он будет непременно отталкиваться от жизни в которой он существует.
Именно это делает и экзистенциалист Франц Кафка.
     Выводы из такого искусства слова весьма плачевны: одиночество, ненужность и полное безразличие людей друг к другу.
     Стоит почувствовать разницу устремлений в сравнении с прогрессивным критическим реализмом и искусством новым, проповедующим единение меж людьми и общее решение общих задач!

 Данный материал не претендует на полную характеристику всех формалистических школ и группировок, отделившихся от критического реализма. Это объект отдельного исследования. Некоторые из них, самые основные, стоит назвать:

 а)НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.. Основатель Эмиль Золя.
Решил углубить бальзаковский метод, уделяя много внимания биологическим и наследственным проблемам в жизни человека и формировании его как личности.
Школа эта развилась при непосредственном влиянии философии позитивизма и
натуралистических исследований Ч. Дарвина и Сент-Илера.
Громадное значение приобрели и работы Зигмунда Фрейда,австрийского
врача, который большое место уделяет сексуальным инстинктам человека, его наследственной биологической природе. Натурализм коснулся даже выдающихся критических реалистов: например Теодора Драйзера. В его "Трилогии желания"
Каупервуд как личность трактуется именно с натуралистических позиций: ему от природы были даны черты предпринимателя, которые вывели героя на столь высокий уровень в среде монополистов.

б) ФУТУРИСТЫ. 
Среди них особую известность получила школа футуристов(основатель Томазо Маринетти, Италия).Его "Манифест футуризма"(1909г.)- образец откровенно-империалистической пропаганды, с защитой всех фашистских идей. Литература неотрывна от жизни:
фашизм пришёл к власти в Италии раньше чем в Германии , в 1922году, с установлением власти Муссолини.
  Сторонники Томазо Маринетти проповедовали философию Ф.Ницше, полную человеконенавистничества,отрицания морали, существования на Земле "высшей касты"
людей.Произведения, воспевающие динамизм, силу, железную технику дали свои плоды.
Идеи распространились. Образованные в Германии фашистские организации "Стальной шлем" и "Чёрный райхсфер" (1919г.) умножили настроения воинствующей публики и в 1933-ем году к власти в стране пришёл фашизм.
Он шагал по миру, угрожая культуре и литературе мира!Вслед за философией Ницше
Маринетти объявил войну "лучшим чистильщиком мира", пропагандировал идею великой Италии и воспевал национализм и предлагал ввести особый телеграфный стиль: выбросив некоторые части речи, пользоваться вместо них цифрами. Красота и поэзия прошлого отвергается ими совершенно. Сторонниками империалистической литературы сталиМ. Баррес, Ш. Морраси К. Фаррер во Франции и создатели колониальных романов.
Р.Киплинг, к примеру, утверждал, что "Негритянки должны быть благодарны за насилие британским солдатам, так как они очищают кровь негритянской рассы".Талантливый художник, Редьярд Киплинг показал себя не с лучшей стороны в произведении "Джунгли", где империалистическая идея слишком откровенна и цинична.

в)ПРОГРЕССИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА,
 Охватить эту тему полностью практически невозможно. Слишком широка деятельность писателей всего мира в защите гуманистической идеологии, в развитии демократии и прав человека. Остановимся только на некоторых конкретных шагах писателей
прогрессивного лагеря в защиту культуры.

Писатели прогрессивного лагеря не сидели сложа руки!
 Ромен Роллан выступал с публицистическими статьями ещё в двадцатые годы,теперь, в годы фашистской реакции, он пишет драму "Робеспьер", в которую вкладывает свой жизненый опыт во времена Народного фронта.      
  А. Барбюс был организатором и руководителем писательской группировки "Клярте", защищающей интересы народов, выступившей против войны. Он вместе с А.М.Горьким и Р.Ролланом  организовал антивоенные и антифашистские конгрессы: в Берлине - в 1927 году, в Амстердаме -в 1932году и в Париже - в 1933 году. Писатели мира
дважды собирались на писательские Конгрессы в защиту культуры, (1935-ый и 1937-ой  г.г.),
Усилилась антимилитаристская направленность произведений в стане критических реалистов. Некоторые из них стали участниками боёв за свободу Испании  и служили миру не только пером, но и оружием.Многие романы Эрнеста Хемингуэя стали отражением этих трагических для народа Испании событий и послужили окончательному формированию мировоззрения писателя, защитника слабых и угнетённых, верящего в силу людского единства.Самые известные его произведения посвящены этим событиям:"Фиеста","Прощай, оружие", "По ком звонит колокол".
 
     В событиях войны в Испании против режима Франко принял участие и наш русский поэт Михаил Светлов. Откликом на те события стало широко известное стихотворение "Гренада":
                Мы ехали шагом,
                Мы мчались в боях,
                И "Яблочко" песню
                Держали в зубах.
                Ах, песенку эту
                Доныне хранит
                Трава молодая,
                Степной малахит.

                Но песню иную
                О дальней земле
                Возил мой приятель
                С собою в седле.
                Он пел, озирая
                Родные края,
                Гренада, Гренада,
                Гренада моя!

Тема народного единства стала одной из важнейших в литературе критического реализма и зародившейся пролетарской литературы.В свет появляются романы Этель Лилиан Войнич (Англия)- "Овод" и "Прерванная дружба".Ими зачитывалась молодёжь и взрослые. Романы показывали мужественных борцов с железной волей и убеждённостью
в идеалах рабочего класса. Гергард Гауптман в Германии пишет пьесу "Ткачи" об ужасающих условиях жизни силезских ткачей, а в Италии появляется интереснейший
исторический роман "Спартак", написанный Рафаэлло Джованьоли о восстании рабов против своих хозяев.Роман написан в конце 19-го века((1874г), но приобретает в сложившейся исторической атмосфере особое звучание идеей борьбы за свободу!
       Американская литература даёт миру выдающиеся имена Марка Твена, Джека Лондона, Теодора Драйзера, Эптона Синклера и многих других прогрессивных писателей.
       В Англии известнейшие писатели  Герберт Уэллс и Бернард Шоу
стремятся к социалистическому движению.
       Французская литература выдвигает на арену имена Анатоля Франса, который циклом романов "Современная история"  приближается к литературе о рабочем движении и Луи Арагона, написавшего роман "Коммунисты".
  Теперь принято критиковать метод социалистического реализма, а ведь он никого
не обязывал! Просто в отличие от критических реалистов, бичующих пороки общества
и часто не видящих выхода из конкретных ситуаций, новый метод призывал к действенному отношению к миру. Вовсе не обязательна кровавая революция, но народ не должен быть равнодушным! Демократия во многих странах мира даёт право участия
в выборах, в осуществлении права на труд , права на жизнь в конце концов!
   Двадцатый век изобиловал проблемами, в которые вмешивалась прогрессивно-мыслящая часть общества, призывающая к улучшению жизни рабочих, крестьян в фермерских хозяйствах.

Для всей прогрессивной литературы характерно сближение с рабочим движением.
О страданиях народных масс пишут писатели Польши, Чехословакии, выступившие в конце 19-го века и широко читаемые в веке 20-ом.
Мир знакомится с творчеством Элизы Ожешко ("Над Неманом", "Аргонавты") и Болеслава Пруса ("Кукла", "Фараон"). Польские писатели стали широко известными , благодаря своей народно-демократической позиции и художественности описания
бытовых и социально-философских проблем.Роман "Кукла" стал лучшим произведением   
польской литературы критического реализма.
          
4. СИМВОЛИЗМ
    Не все поэты и писатели обращались в творчестве к социально-политическим проблемам. К представителям "чистого искусства" относились  СИМВОЛИСТЫ. Они обращались к области тонких человеческих переживаний, которые часто отображались через образы-символы: "Тревожною стаей, слепой и шальной, крылатая память шумит надо мной,и бьётся , и мечется, бредя спасеньем, над жёлтой листвою, над сердцем осенним, а сердце всё смотрится в омут глухой...",-пишет Поль Верлен, французский поэт, в стихотворении "Соловей".
  Так же , как он, посредством символических приёмов изображает образы Артюр Рембо, другой известный поэт Франции:
  В стихах "Руки Жан-Мари" рабочая ловкость, страсть, рук девушки
передана весьма лаконично:
            
                Сиянье этих рук влюблённых
                Мальчишкам голову кружит.
                Под кожей пальцев опалённых
                Огонь рубиновый бежит.

 Символистов относили к декадентской (упадочнической) литературе, позднее она получила название модернизм, искусство, ищущее новаторские приёмы изображения
жизни. Многие из представителей этой литературы были столь талантливы, что причислить их к упадочнической литературе было бы крайне неточно.
  Их творческие находки восхищают красотой, глубиной и точностью изображения
и до сих пор пленяют читателя.Сторонники "чистого искусства", они не касались
политических проблем с той горячностью и убеждённостью, как это делали критические реалисты.
           А.М. Горький писал о Поле Верлене ("Поль Верлен и декаденты", 1896г.):

"Эти люди с более тонкими нервами и более благородной душой плутали в тёмной жизни, ища себе в ней тёмного угла: часто шли против самих себя и гибли, неудовлетворённые, ничего не найдя, гибли с оскорблённой душой, измученные шумом пошлой и развратной жизни, их милой и весёлой Францией, раньше страной рыцарей, ныне страной жирных и разнузданных купцов, чувствующих себя господами положения".

"Иногда в общем неясном шуме декадентских стихов раздавался действительно ценный поэтический звук, искренний и простой, как молитва мытаря".**

  Теоретиком символизма стал Стефан Малларме. В газете "Фигаро" был напечатан
"Манифест символизма". Проникая в тайны жизни, символисты стремятся увидеть в одном образе или явлении множество смыслов. Это возможно только при создании образа-символа. В конкретном понятии должно видиться нечто более глубокое, чего не увидишь в реальности, но можно понять, домыслив.
  Довольно широкое распространение получило  это, близкое к романтическому,
искусство тонких психологических деталей и образов, навеянных неравнодушными, страдающими мыслями о судьбе человека в обществе и природе. Общий тон их поэзии пессимистичен, родственен группировке "Парнас",которая возникла ещё в 50-е годы 19-го века, но тесно была связана с искусством 20-го, так как исповедовала культ
формы и отдавала должное позитивизму Огюста Конта.

   Вся модернистская консервативная литература находилась в 20-30-е годы ХХ-го века под непосредственным влиянием опыта психоанализа Зигмунда Фрейда. Это обусловило больший интерес к проблемам подсознания, к попытке выявить, какие тёмные инстинктивные силы лежат в основе человеческих поступков: сексуальные влечения, инстинкт самосохранения, страх смерти и потребность разрушения.
    
 ФИЛОСОФИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА уводила от реальности, отвлекала от её проблем,безмерно акцентируя внимание на человеческом "Я" и противопоставляя его потребности окружающему.
 Под влиянием этой философии развивается творчество известных писателей Марселя Пруста, Андре Жида,Поля Валери -(Франция).

  М.Пруст(1871-1922) был одним из самых сложных писателей модернистской школы, наполненный противоречиями и самыми разными воспоминаниями о прошлом более чем настоящим.
    Единственным смыслом существования для него было искусство. Болезнь(астма)
заставляла его сидеть дома и писать и днями, и ночами.
  Нашумевший в ХХ-ом столетии цикл романов "В поисках утраченного времени" поначалу был почти не замечен публикой. Дальнейшая разработка цикла, с осуждением войны принесла ему славу и Гонкуровскую премию.В цикл входили романы:
  "В сторону Свана"(1913),"Под сенью девушек в цвету"(1919), "Сторона Германтов"(1921), ""Содом и Гоморра"(1922)и продолжение его: романы "Пленница" и "Беглянка". В 1926 году был опубликован последний неоконченный роман цикла: "Обретенное время".
   В поле зрения автора в его громадном полотне не типизация характеров,не социальные стороны жизни, только впечатления о ней. Сюжетную линию можно уловить при известном напряжении ума. События интересуют его только с точки зрения их преломления в сознании отдельных индивидов, которые становятся героями повествования, (без соблюдения точных дат и цифр). Они будто выплывают из воспоминаний и опять исчезают, как только сознание автора перемещается к другим событиям. Согласно З. Фрейду повествование становится "потоком сознания",
а события и предметы в нём интересны тем, что вызывают определённые ассоциации и ощущения.
  Тем не менее, в целом создаётся общее полотно, в котором мысли и впечатления сливаются, смыкаются и отступают, крупные события написаны мазком, а о мелочах рассказывается в подробностях. Возможно, это более похоже на медицинскую характеристику нашего мышления.Психоанализ занимает писателя более чем реальность,где раздаются фашистские лозунги и рождается новый мир во главе с СССР.
 В силу таланта и художественности М.Пруст занял определённое место в литературе ХХ-го века. Модернисты продолжали развивать его субъективно-идеалистическую направленность в методе, а критические реалисты оценили и использовали находки в показе психологии человеческой души.

    Близко стоит рядом с творчеством М.Пруста литературная деятельность Андре Жида.(1869-1951) Оба они самые яркие представители модернистской школы и считаются её главами во Франции.  В 1921 году А.Жид пишет статью о М.Прусте, возвеличивая достоинства автора романа "потока сознания", отмечая, что читатель узнаёт из этого потока больше о мелочах жизни, которая казалась ему раньше сплошной массой.
   Андре Жид богато эрудированная личность. В начале 20-х годов он буквально становится властителем дум во Франции в среде молодёжи и интеллигенции.
Самое известное произведение автора - "Фальшивомонетчик". В центре романа не социальные стороны жизни, хотя он не лишён критицизма, а абстрактные моральные проблемы. Несмотря на это, некоторые, явно реалистические характеристики, приводят автора  к правдивой обрисовке жизни, но реализм его блекнет за субъективно-философскими рассуждениями.
  Автор посещает Конго,в поездке понимает, что экзотика страны волнует его менее чем проблемы, связанные с колониальным гнётом: вновь преследуют отчаяние и тоска!- Мир слишком жесток, несправедлив!
 Он пытается примкнуть к общественной позиции в защиту угнетённых, пишет "Страницы дневника", которые имели большой резонанс.
  А. Жид приветствует Советский Союз и даже заявляет: "Если для обеспечения успеха  СССР потребуется моя жизнь, я её немедленно отдам...".
 Это не помешало ему после пребывания в нашей стране оклеветать её публично и
занять пассивную и даже благожелательную позицию к режиму Гитлера.
  О чём это говорит? - О приспособленчестве с целью сохранения того самого "Я",
которое на все лады и во всех, даже патологических проявлениях воспевают модернисты.

     Декадентское или модернистское искусство увлекает многих писателей:
Жизнь была сложна, наполнена страхами, из ряда вон выходящими переменами: грозила
изо всех закоулков война.Человек оказывался растерянным и подавленным инстинктивною заботой о самосохранении.
В общий поток модернизма во Франции попадает и Поль Валери(1871-1945).

     Его творчество формируется под непосредственным влиянием Стефана Малларме,
известного поэта-декадента.
Продолжение следует.
   
 







 



      



      














 
















    


Рецензии
Спасибо за напоминание...

Вячеслав Беженар   05.07.2019 08:46     Заявить о нарушении