Крылатые фразы-8

ОТЛОЖИТЬ В ДОЛГИЙ ЯЩИК
Русский царь подумал вроде
В кои веки о народе.
ДЛИННЫЙ ЯЩИК прикрепили,
В нём ПРОШЕНИЯ забыли –
В ДОЛГИЙ ЯЩИК ОТЛОЖИЛИ!
-----
Есть у рода людского такой «талант» — откладывать дела «в долгий ящик». А кто придумал это выражение, которое так отчетливо описывает эту привычку? Крылатая фраза «откладывать в долгий ящик» возникла во времена правления Алексея Михайловича. Отец Петра Великого, вышедший из династии Романовых, придумал интересную и полезную идею: прикрепить большой, одним словом, длинный ящик рядом со своим дворцом в Коломенском. Этот ящик был придуман для того, чтобы люди могли опускать туда свои челобитные, то есть, жалобы и предложения. Затем эти жалобы, в идеале, должны были отправиться к боярам для разрешения вопроса, изложенного в них и беспокоящего народ, а потом и на утверждение царю, для принятия окончательного решения. Но бояре тоже люди. Даже если не брать в расчет все человеческое, которое не чуждо боярам, то, исходя из многочисленных примеров, которые знала история, бояре все-таки, в большинстве своем, сильно за народ не радели и предпочитали провести время более, на их взгляд, продуктивно, нежели заботиться о чьих-то там жалобах и недовольствах. Поэтому в этом «долгом» ящике челобитные могли не просто прозябать долгие дни, недели и месяцы, но и вовсе никогда не видеть свет белый. Вот и стали с тех пор люди говорить о делах, которые откладываются на все более долгие сроки, как о чем-то, что откладывается в долгий ящик.

*  *  *

ГРУШИ ОКОЛАЧИВАТЬ
Мы понять непременно должны,
Чтобы ГРУШИ зря НЕ ОКОЛАЧИВАТЬ,
Если смысла дела лишены
И нас просто хотят ОКОЛПАЧИВАТЬ!
-----
Когда плоды грушевого дерева созревают и наливаются медовым соком, им уже незачем становится без дела болтаться на ветке, поэтому они благополучно, как и любой созревший и адекватный плод, покидают свои «насесты», падая на землю. Чтобы сорвать грушу, которую вообще есть смысл срывать (созрела же), особых трудов не требуется, кроме как подставить руку или нагнуться, чтобы поднять ее с земли. В связи с этим природным свойством, достать грушу с дерева – это вам не звезду с неба стащить. Колотить по грушевому дереву, чтобы достать грушу – пустое и бессмысленное дело, которое лишь создает видимость деятельности. Вот поэтому и говорят о делах, которые равносильны безделью или напрочь лишены смысла, что это то же самое, что и груши околачивать.

*  *  *

НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ
Отнести мы не можем ОШИБКУ к ПОДДЕЛКЕ,
А она превратилась уже в ВЫРАЖЕНИЕ,
И сказать можем мы: НЕ В СВОЕЙ ТЫ ТАРЕЛКЕ,
Хоть по смыслу имелось в виду НАСТРОЕНИЕ!
-----
Если вы когда-нибудь переводили сложные тексты с иностранного языка на русский, то наверняка сталкивались с тем, что иногда трудно бывает выбрать одно подходящее значение среди других значений многозначного слова. Иногда проблема возникает с подбором синонимов, а иногда проблема в том, что человеку, который носителем языка не является, попросту непонятен контекст. Такая печальная история постигла переводчика, которому нужно было перевести реплику с французским словом assiette. Он слегка запутался в значениях слова, которое именовало и слово «настроение», и слово «тарелка». Вместо того чтобы перевести фразу нужным образом: «Ты не в духе», он перевел ее как: «Ты не в своей тарелке». Такой перевод приметил Грибоедов. Ему он показался забавным, а потому Грибоедов вложил его в уста своего героя – Фамусова. Благодаря этому фраза стала расхожей и превратилась в самое что ни на есть ясное и устойчивое выражение.

*  *  *

ЗАРУБИ СЕБЕ НА НОСУ
Естественно, что возникает вопрос:
Зачем для ЗАРУБКИ использовать НОС?
Поймём, если вспомним одно лишь словечко,
Коль НОС в выражении – просто ДОЩЕЧКА!
-----
Пословица «Заруби себе на носу» не только звучит, но и носит угрожающий характер. Этим выражением мы привыкли предупреждать или ставить на место. А много веков назад, если человеку нужно было что-то запомнить и наметить себе на будущее, то он делал зарубку на специальной деревянной дощечке, которую называли «нос». С помощью таких зарубок люди не только пытались что-то запомнить, но и использовали в арифметических целях: производили подсчет или записывали то, сколько они должны были кому-то или сколько кто-то был должен им. В связи с безграмотностью люди не могли делать элементарные записи, да и приспособлений удобных для этого не было, поэтому вместо букв, слов и предложений они вынуждены были пользоваться элементарными зарубками, чтобы создать заметку.

*  *  *

ПОВЕСИТЬ НОС
Фраза ПОВЕСИТЬ НОС усечена,
Быть в выражении  КВИНТА должна.
ВЕШАЕТ НОС СВОЙ на КВИНТУ скрипач,
Словно кручинится от неудач.
-----
Мы привыкли использовать фразеологизм «Повесить нос» в неполном, усеченном виде. В полной версии он звучит, как «Повесить нос на квинту». Для того чтобы понять смысл происхождения выражения, нам понадобятся скрипка и скрипач. На скрипке располагается эта квинта - первая и самая высокая струна музыкального инструмента. Когда скрипач играет на скрипке, то голова опускается вниз так, что нос почти что касается квинты. При этом во время игры он сосредоточен и собран, и лицо опущено вниз, создавая видимость угрюмости. Вот люди это подметили и придумали под впечатлением от этой картины такое вот витиеватое выражение, которым стали описывать то человеческое состояние, когда несчастного одолевает кручина и тоска.

*  *  *

В НОГАХ ПРАВДЫ НЕТ
На Руси раньше ДОЛГ ПРАВЕЖОМ ВЫБИВАЛИ.
Те, КТО ДОЛЖЕН, БИТЬЁ по НОГАМ ПОЛУЧАЛИ.
ИЗБИВАТЬ ДОЛЖНИКОВ могли НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ,
И считалось, чем ДОЛЬШЕ, тем БУДЕТ ВЕРНЕЙ!
-----
Существовало на Руси такое судебное действо, называемое правежом. Правеж – это довольно-таки жесткий способ выбить долги из должника, который не хочет или не может его вернуть. Человека ставили перед судом и на протяжении нескольких часов били железными прутьями или тяжелыми палками по ногам. Такое наказание продолжалось в течение нескольких дней, количество которых устанавливалось судом. Каждый день установленного срока бедняга являлся на место своего мучения и получал новую порцию пыток. Подобный способ наказания должен был привести к тому, чтобы человек не смог более выносить этих мук и достал нужную сумму для возмещения долга. Кстати, даже отстояв положенный срок, обычному человеку было не избежать заботы о возврате долга. После прекращения пытки, он обязан был найти деньги для уплаты. Такие стояния редко приводили к ожидаемому результату, вот и стали люди говорить, что в ногах правды, то есть, долга или признания, нет. Сейчас пословицу «В ногах правды нет» говорят в тех случаях, когда предлагают кому-то сесть, мол, садись, что стоять-то, в ногах правды нет.

*  *  *

ГОЛ КАК СОКОЛ
ТАРАНОМ сейчас называют СОКОЛ,
Был ГЛАДКО ОТЁСАН он, значит, и ГОЛ!
Забыли ВТОРУЮ ЧАСТЬ мы с давних пор.
Звучала она так: ОСТЁР, КАК ТОПОР!
-----
Желая высказаться о ком-то, как об очень бедном человеке, мы употребляем выражение: «Гол как сокол». Соколом на Руси называли не только птицу, но и специальные предметы, чья форма похожа на цилиндр. Соколами называли пест, используемый для того, чтобы толочь зерно, лом, затем так стали называть и пушку, и другие похожие по форме предметы. Но источником рождения пословицы стал сокол, который мы сейчас называем тараном. Это был большой, деревянный, а иногда и железный, цилиндр. Подвешенный на цепях, он мог пробить любые ворота. Сокол-таран всегда был гладко отесан, вот и получалось, что сокол получался действительно гол. Ну и затем наш прекрасный язык подвергнул метафоризации образ нищего человека, у которого нет почти никакого имущества, и сравнил его с голым гладким тараном. Между прочим, поговорку эту мы используем в усеченном виде, совершенно забыв про вторую, не менее важную часть. Полноценно выражение звучит следующим образом: «Гол, как сокол, а остер, как топор». Зная первую часть поговорки, с разъяснением второй части проблем уже не возникает. Естественно, что бедному человеку приходится выкручиваться, чтобы как-то выживать в столь неблагоприятных условиях, потому без выдумок в данной ситуации порой не обойтись.

*  *  *

ВСЁ НА ЛБУ НАПИСАНО
КЛЕЙМО ВЫЖИГАЛИ когда-то РАБУ
НА ТЕЛЕ могли, а могли и НА ЛБУ.
Несли сквозь века люди это ярмо.
РАЗБОЙНИКАМ СТАВИЛИ тоже КЛЕЙМО.
-----
«Да у него на лбу все написано» — говорим мы о человеке, чья наружность с потрохами выдает его характер и личность. Вспомним, что во времена существования рабства (в любой эпохе) было распространенной практикой клеймить рабов. Между прочим, клеймо в Древнем Риме мог словить не только раб, но и обычный гражданин, замеченный в клевете. Такому бессовестному товарищу выжигали букву С на лбу (от лат. calumnia – клевета). Не обошел этот обычай и преступников. В России тоже не пренебрегали этим жестоким обычаем. Правда, императрица Елизавета Петровна установила нововведение (до этого момента у нас клеймить лицо заведено не было) – клеймо ставить не на теле, а на лбу. Выжигать буквы могли в разных местах, в зависимости от цели и личных предпочтений, но клеймо на лице было самым ярким и красноречивым знаком, свидетельствовавшим о том, что раб пытался совершить попытку побега и что за ним требуется глаз да глаз, или же, что заклейменный – опасный уголовник. Правило было введено в 1746 году, но избавились от него только в 1863. Такое долгое существование обычая не могло не повлиять и на сознание людей, у которых сформировалась прочная логическая цепь из двух звеньев: печать на лице = плохой человек. В таком виде эта цепь дожила и до наших дней, обретя переносное значение.

-----
Елена Тихомирова 4: http://stihi.ru/avtor/tikhomirovaelen

Написал ты мне на лбу
И про квинту-соколУ!
Было очень интересно,
Всё теперь скажу я к месту!


Рецензии
Понравилась тема!
Хорошо написано, Иван!
Удачи!

С добром)

Алекс Василен   04.07.2019 11:40     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Алекс!
Хорошего дня и радости творчества!
С уважением и теплом,

Иван Есаулков   04.07.2019 13:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.