греется в турке рассвет

тень позолоты
тихо по стенке ползёт
с солнцем играет

красится утро
в пелене паутины
росинки блестят

будни проснулись
греется в турке рассвет
чашка готова



#Ли_хокку


Рецензии
Вы знаете, Лена, после прочтения стихов, "посвящённых" несовершенству произведений авторов сайта, почему-то всегда... очень часто возникает одно и то же чувство - если ты (возмущённый автор) так ратуешь за чистоту и красоту поэзии, так негодуешь на засилие рифмоплётства на сайте, то почему же тогда так... убого твоё критическое "произведение"... убого во всех смыслах.
Вроде бы не к слову мысль? Не совсем :)))
Люблю, что стихи... что трёхстишия (буду по Микушевичу называть так русские хокку-хайку), в которых мысль, пусть глубока и неоднозначна (что ещё лучше), просто... есть... Мысль... смысл, а не набор бессвязных фраз, которые почему-то нужно ещё переводить с русского... на русский... безуспешно :)))

Вячеслав Цыбулько   02.07.2019 16:32     Заявить о нарушении
Мысли всегда к слову - какими закоулками они не блуждают...
Трёхстишия хороши тем, что в жесткости и краткости формы мысль концентрована.
Нашла на днях автора, темы философские, заинтересовалась, задала вопрос о его отношении ко времени - отправил почитать один из своих циклов... Читаю и не могу отделаться от мысли о словоблудии высокого качества вокруг известных философских истин и идей - этакий "принцип Портоса"... Ответа на свой вопрос о его отношении пока не нашла, а от чтения переложенных в рифму философов устала - здесь я однозначно предпочла бы оригинал, нежели пережёванное кем-то. Видимо, прийдётся задавать обидный вопрос)))

Одни берут форму на вооружение и просто живут в ней, другие - ради неё. Вот и вся разница... и проявляется это во всем.

Лена Гармашева   03.07.2019 07:03   Заявить о нарушении
Вы знаете, Лена, вот недавно "расширял свои владения" - подбирал новых поэтов для чтения :))) Решил таки расширить "ареал обитания", особенно в части поэзии "цивилизованного" мира, типа французской, испанской, итальянской, немецкой и т.д.
Натолкнулся на две... "ремарки".
Об основных принципах театральных постановок и игры в русском, немецком и французском театрах. Это когда читал инфо об Антонене Арто. Поразило то, что французский подход, если одним словом, - мишурный, т.е. важна эффектность подачи, а не внутренняя суть.
И основные принципы одного из видных (опять-таки французского) поэтов - искусство ради искусства, т.е. поэзия ради формы, ритма и красоты рифмы.
Да и здесь сталкивался с чем-то подобным. Мой любимый автор как-то посоветовала (Екатерина Щетинина - будут возможность и желание... почитайте, а вдруг) мне почитать Вадима Шарыгина. Почитал, вроде бы неплохо. Но... быстро надоел своими заявлениями - писать стихи можно только ради 20-30 человек... в мире (для русских и на русском). Дело не в том, что это... по сути... где-то даже хамское заявление, а в том, что его холодные выверенные стихи не очень-то, если честно, и хочется, и можно читать - опасно для душевного здоровья :)))
Подруга и однокурсница покойной жены (они заканчивали ЛГИТМИК) на это счёт имела прекраснейшую фразу, успокаивающую амбиции. Когда человек особо зарывался в своём самомнении, она ему говорила - что ты ходишь с умной попой на лице :))) Ну, скажем, "попа" заменялась более конкретным обозначением :))) Но по сути-то - верно :)))

Вячеслав Цыбулько   04.07.2019 07:35   Заявить о нарушении
С поэзией произошло то же, что и с фотографией - инструмент стал доступен дилетантам и произошла девальвация сути.
Изначально это все же был язык легендарных или сакральных текстов для инициаций (тех же мистерий), который для человека с космогонией того времени должен был отличаться от обычного повседневного.

(Я не буду писать зачем это было сделано иначе комментарий превратиться в многостраничную ленту. О снятии с пьедестала Мифологии, ради коммерциализации смыслов хорошо и доступно у Барта в "Мифологиях", где он описал алгоритм самого явления - по сути весь маркетинг строится на использовании архаичных символов и протаскивании на них новых смыслов, мифологизирующих любое явление).
Вернувшись к Шарыгину - с этой точки зрения он несомненно прав, но не учитывает, что мы уже в эпохе постмодерна (я люблю добавлять ещё пару приставок "пост") - во времени "послекультуры". Традиции разрушены, как изжившие себя, новые не родились - нет базы, но и старые не ушли в силу их особенностей (они ведь по сути социальная "прошивка" на которой держится вся оболочка человечности, убери их - получишь полное расчеловечивание).

Вот и осталась форма сама по себе. Для того, чтобы она наполнилась смыслом нужно пройти путь смерти - отмирания формы и рождения её в новом качестве. Это основной закон жизни, он работает во всем. Рождение нового уровня самосознания всегда идёт через отмирание старого мiропонимания... Процесс либо затянулся, либо свернул куда-то)))

Это беда не только поэтов, но и художников и философов - всех узких специалистов "их полнота однобока" и раскрыта формой.

Я не поэт и не пишу стихи, у меня почти сразу родилось понимание, что я этим просто дышу, и назвала всё это по примеру иных продуктов жизнедеятельности, обыграв слово "лирика" на эпатаже - кЛИстиРИКА. Когда Нечто рождается во мне, мне в общем-то всё равно, какой под рукой инструмент для вывода Этого в свет. Что под рукой оказалось, тем и будут. А поэты и художники ныне идут от формы, и возвели её на алтарь смысла. Для понимания этого надо ощущать мир вне формы, жить вне формы, взаимообразовываться сутью, а не внешним явлением. Расшевелить их можно только раздражителем, отсюда истоки замечательных фраз, на подобии подруги Вашей покойной жены. Всегда были люди это понимающие и использующие единственный доступный инструмент - ёрное слово. Хорошее воспоминание)))

Лена Гармашева   05.07.2019 06:20   Заявить о нарушении
Знаете, Лена, можно поспорить - прав или нет Шарыгин. В чём-то - да. Но это что-то так мало, но плодит и подпитывает в самом человеке один из смертных грехов - гордыню :))) Хотя в православных канонах гордыня странно разделена на два - тщеславие и гордость. По части гордости - странно, так как она очень и очень разная и, если честно, то с гордыней... не имеет ничего общего.
Но вы знаете, Лена, в чём Шарыгин всё-таки не прав. Как-то я написал отзыв Вячеславу Глебовичу Куприянову, что-то там сказав о стихах и не стихах. Он ответил просто - всё написанное человеком от души, даже не очень удачное, всё-таки... стихи. Да, я с этим и согласен, и нет. Если человек понимает, что его поэзия далеко не так уж и совершенна (а вот Вадим этого-то как раз и не понимает - она у него... бездушна), то он может развиваться. Если он этого не понимает (как подавляющее большинство авторов сайта), то это превращается в банальное рейтинговое... рифмоплётство, опирающееся на петушко-кукушистость. :)))
Вы правы, будучи по сути поэтом, вы считаете себя... не поэтом. :))) Многие принимают такое заявление за... ложную скромность или за напрашивание на лесть, а на деле - это просто не так.
Я, например, начал писать... со зла :))) Звучит смешно, но это так в реальности. Конечно же, как и большинство, я считал, что люблю поэзию... пока не стал и правда читать её серьёзно. Помнить, что в школе тебе пришёлся по душе Маяковский или Есенин - замечательно. Но это - не любить поэзию. Так получилось, что разговор двух коллег, один из которых явно "работал" на меня, заставил меня серьёзней заняться чтением. И... понесло по кочкам!
Да, я не поэт. По всем канонам. Но... разве меня это остановит? :)))

Вячеслав Цыбулько   05.07.2019 07:13   Заявить о нарушении
О правоте Шарыгина я всё же упомянула))) в аспекте изначальных смыслов поэзии, добавив, что он не учитывает изменившиеся реалии. Собственно, остальные мои размышления и касались вырождения поэзии в форму и бессмысленности её удержания в этом виде.
Знаете, что самое странное? Я не могу сказать, что люблю поэзию. Это всё равно, что признаваться в любви к воздуху.
По дикому: горному, лесному, морскому - скучаю, городской меня угнетает., но не дышать не могу)))
А о Вас, Вячеслав, я ещё в первых наших разговорах заметила, как о разрушителе канонов)))
Тщеславие и гордыня - суть разные явления: гордыня - это индивидуализм, где гордость % проявления гордыни = "я сам", а тщеславие - жизнь ради виртуальных смыслов (от праславянского *tъščь,- пустой).
Прочла в соседней рецензии о травме. Сухожилия коварны, срастаются долго, а атрофируются быстро. Тут важно себя не жалеть - разрабатывать через "не могу", но что-то мне подсказывает, что Вы не из таких. Выздоравливайте!

Лена Гармашева   05.07.2019 11:38   Заявить о нарушении
Лена, ну, вы и предположили... или предложили - разрушитель канонов :)))
Скорее - нарушитель канонов. :))) Многие авторы, кто серьёзно занимается написанием в японском стиле, серьёзно изучают не только культуру Японии, а и требования и каноны той или иной (выбранной) формы японского стихосложения. Для меня есть только одно требование - формула 5-7-5 или 5-7-5-7-7 (к танка обращаюсь очень редко). А шести основным требованиям к хокку (хайку), разработанным ещё Басё, никогда не следовал по простейшей причине: для меня хайку - лишь упражнение для ума :))) - ведь не так уж и просто втиснуть в формулу, рассчитанную на японский язык, мысль на русском языке, с учётом "непроизводительных потерь слогов" из-за специфики русского языка, и при этом (главное) - не искалечить мысль.
Что до традиционной европейской формы - разрушение канонов всё-таки, думаю, начинается с предложения чего-то иного... нового... Да, четверостишие - редкая, но не новая форма :))) Как и рубаи... И тут у меня к себе только одно требование - какая-никакая но ритмика должна быть, пусть нередко и рваная, и рифма обязательна, но всё подчинено одному - мысли (смыслу).
А знаете, какое четверостишие для меня эталон во всех смыслах?

Четверостишие 2, части Х Распятие, поэмы Реквием А.А. Ахматовой.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

В четырёх строках то, что пытаются описать на десятках... сотнях страниц :)))

Вячеслав Цыбулько   05.07.2019 13:45   Заявить о нарушении
Что до травмы. Лена, такого лентяя ещё поискать нужно :)))
Врач-травматолог сказал, что просто произошёл отрыв сухожилия от места крепления. По внешнему виду (ему за 50) и по суждениям он опытный врач. Много раз пытался лечить... стандартными методами - не получалось. Микрохирургической операции он не очень доверяет по понятной причине (собенно для Молдовы).
Рука абсолютно работоспособна с малым нюансом - конечная фаланга безымянного пальца чуть провисает. Вот и всё.
Нет, пытаться восстановить можно. Надежд немного. Почти как надежд на светлое будущее... человечества :)))

Вячеслав Цыбулько   05.07.2019 13:52   Заявить о нарушении
И горный водопад складывается из капелек, отторгнутых скалами...)))
А для фиксации изменений состояния нужно накопить массу и время, что затруднительно если находишься внутри события.
Здесь не до лени, сухожилия не простят. А жить всегда можно и нужно)))
Дочь после тяжелого перелома руки в детстве, развившейся в процессе лечения контрактуры Фолькмана и операции по удлинению сухожилий... в 9 лет сдала экзамен на чёрный пояс, а в 13 стала абсолютной на ЧМ, сейчас потихоньку овладевает для себя гитарой с грифом под правую руку (левой струны не зажать - верхние фаланги не работают).


Лена Гармашева   06.07.2019 06:37   Заявить о нарушении