Не меряй себя - ничего нет, нечего мерить

Гордыня чрезмерна всегда. Это ложный взгляд на самого себя, глубоко унижающий истинное достоинство человеческого духа. Святые Отцы говорили: “Не меряй себя. Ничего нет, нечего мерить”. Это лучшее лекарство от гордости. Человек находится по ту сторону всех тех вещей, которые можно измерить. Он измеряется Богом как Его образ и подобие. А Бог неизмерим. Так же бессмысленно соизмерять одного человека с другим или с другими. То, что имеет отношение к абсолютному, не соразмеряется. Потому всякая гордыня, просто как принцип, - ложь, отлучающая от Истины, от Бога, не только ложь, но и начало всякой лжи. И только в полном смирении человек обращён к Богу, в смирении он уподобляется Богу, ибо Бог также смиряется перед этим миром и всей его неправдой, терпит – Он, Всемогущий. Это явил Он во Христе, сойдя на землю, это происходит и сейчас, в той полной тишине, в которой Он здесь и сейчас с нами. Бог здесь, но Его никто не замечает, все заняты “более важными и нужными” вещами. И только в смирении человек найдёт Его, Живого, Личностного, ведущего тебя и общающегося с тобою, дающего надежду (а надежда – от слова “надёжа”, “надёжный”), живую веру и любовь как чудо сердца.
Можно сказать ещё нечто сверх этого. Человека действительно нет, “ничего нет”. Но это “ничего нет” – только для тех, кто хочет себя мерить (или другого). На самом деле, просто человек неотделим от Бога. Человек действительно есть настолько, насколько он неотделим от Бога. Отдельность человека от Бога – грех, а грех есть начало небытия. Можно справедливо сказать, что нет греха, как нет и небытия. Но весь ужас нашего положения в том-то и заключается, что мы живём во грехе и жизнь наша прямо-таки насыщена небытием. Думаете, о чём это Пушкин писал: “Но вот настало пробужденье, || И для души воскресли вновь || И божество, и вдохновенье, || И жизнь, и слёзы, и любовь”? “Воскресла жизнь”. А что же было до этого? Где он был? “В потоке мутном серых дней” – в смерти, в небытии, когда нет для души ни лучика света, а человек и плакать не может, и сердце каменное. Так что вот так и живём мы в том, чего нет, в чём нет жизни для сердца. Без Бога. Хотя, как писал Апостол Павел: “Он близко к каждому из нас. Им мы и движемся, и дышим, и существуем”. осень 1996 года, 21 июня 2001 года

https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/


Рецензии