Арифмометр или почему я не стал бухгалтером

Однажды, на работе, при разборке шкафа с разными интересными вещами, я наткнулся на удивительное изобретение человечества, середины двадцатого века,  сделанное, и об этом я говорю с гордостью, в Советском Союзе. Изобретение это было задумано правительством и партией, чтобы облегчить труд простых бухгалтеров, которые "денно и нощно" гремели костяшками деревянных счет на производстве, рассчитывая заработную плату и простым рабочим, и даже директорам производств. Считали каждую копеечку. И эта копеечка действительно была полновесной, не то что теперь, толку от этой копеечки, разве что побыстрее избавиться от нее. Даже сдачу не берут, если копеечки попадаются, смотрят на них, как на прокаженных. Никому они не нужны. А раньше на копеечку можно было коробок спичек купить. Наточить серы между болтов, и вот уже игрушка детская. Кинешь такое изобретение в стену дома, и грохот по всему двору. Развлечение. Дешево и сердито. Да, совсем забыл о изобретении. Это был арифмометр.
Вытащив из шкафа, я поставил его на стол, и стал играться. Крутил ручку, звенел звоночек, и так я увлекся, что не заметил, как подошел к концу рабочий день. Арифмометр я припрятал под столом, чтобы на следующий день продолжить игру. Люди на работе уже играли в разные подвижные игры в компьютерах, бегали, стреляли, строили, а у меня был теперь свой неповторимый интерес, который возвращал меня в далекое детство, в мамину бухгалтерию.
На следующий день, прямо с утра, когда я пришел в отдел, я достал из-под стола арифмометр, и поставил его на место компьютера. Кстати, компьютер мне по работе не полагался, и это чудо "биллгейтса" я собрал из подручных  списанных средств. Все лежало на столе, соединенное кучей проводов, но интернет уже был, и сеть была, и можно было по сети играть в стрелялки. Но с появлением арифмометра меня потеряли, как игрока. Я ушел весь в это загадочное механическое устройство.
Я крутил ручку, и время крутилось назад, в то далекое детство.
А все началось с того, что меня не с кем было оставить дома, и мама взяла меня на работу. Завод детских колясок, где мама работала бухгалтером был недалеко, всего две остановки на электричке, но для меня это уже было путешествие.
 До этого времени, я только слышал, как мама говорила, что ей на работе дали какой-то арифмометр, и что считать теперь стало гораздо лучше и быстрее. Я все ждал, что мама принесет его домой. Ведь она частенько приносила домой счеты, и мы засыпали под стук костяшек. Мама считала  заработную плату. И я думал, что мама самый главный человек на заводе. Потом мама уже рассказывала, что работу на дом она брала, чтобы рабочие быстро получили Премию, ведь каждому надо было начислить пемиальные деньги.. Кому три рубля, кому пять, а кому и целый червонец,  Это уже было после. А тогда я слышал только слово "премия"," дали премию", "надо рассчитать", " спите, я поработаю"  И я полусонными глазами смотрел, как мама быстро щелкала костяшками счет и тоже  мечтал быть бухгалтером, чтобы не спать по ночам.
  Раньше ведь не было ни компьютером. ни разных  электронных игр, и наше сознание формировалось рассказами взрослых. Особенно весело было, когда мама приходила домой и рассказывала разные истории, которые происходили в бухгалтерии. Я мало чего понимал в этом, но мне так нравилось, когда мама смеялась.
 И я  уже тогда твердо решил, что буду бухгалтером, что у меня тоже будет свой личный арифмометр, и что бухгалтерия - это самое веселое место на земле.
Но случилось непредвиденные обстоятельства. Когда я отдыхал на каникулах в деревне, у бабушки, я даже и представить себе не мог, как быстро разрушатся мои иллюзии по поводу того, чтобы стать бухгалтером.
Было начало июня 1971 года, и  впереди было еще два месяца каникул, но случилось несчастье. 28 июня умерла бабушка, с которой мы каждый год ездили в деревню. Хоронили ее в день, когда случилось еще одно несчастье, гибель экипажа космонавтов "Союз-11" .  Долго еще в нашей семье хранилась газета с фотографиями экипажа "Союз-11"
  Мама была просто убита горем. Конечно, так хоть мы были под присмотром бабушки.  Мама сказала:"Мне придется поменять работу". Я уже ходила и узнавала, и меня возьмут на завод. Я не буду работать в бухгалтерии, а буду работать дежурным электриком на подстанции. Я ничего не понял. Почему? Мама рассказала нам, что пока мы отдыхали, к нам домой приходил чекист с Петровки,38, и интересовался, как мама работает, с кем живет. Мама сказала, что у нее два сына и больная мать, мужа нет. Оперативник осмотрел комнату в коммуналке, посетовал на то, что трудно маме живется, и, предложил сотрудничество. Надо было докладывать, что делает директор, главный бухгалтер. Оказалось, что на работе была проверка, и руководство предприятия уличили в махинациях. По теперешним меркам - это мелочевка. Оказалось, что они отправляли детские коляски напрямую в Детский Мир,без всякой бюрократической писанины. К маме, по работе, не было никаких претензий, вот ей и поступило такое предложение. Оперативник сказал, что если мама согласится, то он похлопочет за то, чтобы нам дали новую квартиру. Окажут помощь семье.
 Мама написала заявление об уходе. Объяснив оперативнику,  что у нее два сына несовершеннолетних, и она не хочет, чтобы ее  еще и посадили.  Да и за нами надо было присматривать. Нас воспитывала улица.
- Да к вам никаких претензий, мы всю бухгалтерию проверили, вам нечего бояться, - сказал оперативник.
Но мама все таки уволилась. Так наша мама стала электромонтером на электроподстанции завода МЗЭМА.  Жизнь входила в обычное русло. Мама стала больше бывать дома, так как работала в смену. И мы больше не слышали по ночам звук который издавали счеты.
 Я стал больше интересоваться проводами. И уже два раза сам делал короткое замыкание. Мама выкручивала пробки, и ставила "жучки". Это было так интересно. Я тоже научился ставить эти "жучки".   Время шло, все текло и менялось, мы росли, старший брат пошел в армию, мама  рассказывала интересные истории про работу. Вместе с ней работали замечательные люди, прошедшие войну. Один дяденька даже был вместе с Зоей Космодемьянской в партизанском отряде, другой до пенсии служил в госбезопасности. Про партизанский отряд ничего особенного дяденька не рассказывал, сказав только то, что он видел Зою, когда она собиралась на задание. А вот старый "гэбэшник" все уговаривал маму, чтобы она сыновей направила на путь истинный, чтобы значит мы тоже стали на путь борьбы с врагами социализма. Один раз отставной "гэбэшник" удивил маму, когда надо было найти одного человека, а дело было в 1984 году, и не было никаких "баз данных", и даже справочное бюро не могло помочь. он прямо с работы позвонил "куда надо", что-то сказал, и через полчаса на руках были все данные  о этом человеке. Мама удивилась, а "гэбэшник" рассмеялся, и сказал, что надо знать только пароль, и телефон, куда надо позвонить, и там помогут. Мама говорила нам, что он предлагал дать телефон и кодовое слово, но она отказалась. А мы уже было думали что с этим кодовым словом и телефоном мы разыщем всех, правда не зная пока кого искать. И я уже было загорелся стать сотрудником КГБ, думая что и у меня будет секретный номер телефона, и это секретное кодовое слово. Но электротехника взяла вверх над внутренними органами. 
   Я уже твердо решил, что буду электромонтером. Про бухгалтерию я уже и  не вспоминал. Меня интересовали лампочки, провода, выключатели и другие интересные вещи, которые искрились, и от которых вышибало пробки на электрическом квартирном щите...
  Я еще целую неделю игрался с арифмометром. Потом я убрал его обратно в шкаф. Сел за компьютер, и включился в сетевую игру. Чему были очень рады ребята, что я опять, в очередной раз, вернулся из детства...


2013


Рецензии