Не законченный разговор

" Помогая, всем равным,
Мы  себя уважаем,
Лишь  делами, не словом
Недуг наш побеждаем,
И  придёт час расплаты
 Не куда нам не деться,
Всё, что сделано нами,
Мы  оставим  в наследство".


                1
Я прожил свою жизнь .Мне  уже не двадцать ,сорок, шестьдесят, а много больше. Рождён  был в военное время сорок первых-сорок пятых годов прошлого века, а поэтому в моем видении прошло большое время жизни в прошлом столетии о котором я могу порасуждать ,вспоминая хорошее, а так же негативы прошедшего , это дает мне право открыть взгляд, с моей вершины простолюдина, поведать своё размышления живущему  новому поколению двадцать первого века  и подрастающему поколению сегодняшнего дня. Появление моей жизни произошло на Урале города Верхней Тавде в весенние апрельские дни, когда таяли снега, обновлялась по весне новая жизнь, начиная с цветения вербы. Всё  казалось было бы хорошо,  но за неполный год до моего рождения  пришла трагедия в стране Советов загремела война , вздымалась Российская земля от взрывов бомб, снарядов, топота фашистского сапога  где то  на западном направлении  моей Родины   Я этого не знал, не видел, но по истечению времени почувствовал, что такое война детскими фибрами души и пустым желудком. Это начальное время моей жизни ,   а именно до двух трёх лет меня охраняли мои родители от голода  и холода, чтобы я рос здоровым .   « Спасибо родителям за жизнь, за всё, что они делали сохраняя наше детство»

                2

Нас ребятишек в доме было пятеро, я был последним . Отца в начале войны направили в трудовую армию на шахты. По   болезни  легких был отпущен домой на лечение, где и лечился до конца своих дней.  Мать наша была домохозяйкой, занималась  нами,  тремя неокрепшими  созданиями.   Два  брата,  пацаны четырнадцать и  двенадцати лет, начинали свою рабочею  стезю  пастухами частного  рогатого  скота,  сохранившегося  у соседей в подворье,  и в счёт оплаты за труд приносили съестное. Отец немного восстановился от болезни, работал сапожником ,мастером по ремонту швейных частных машин, ,гармоний ,не хитрой домашней утвари. Этим и жила наша семья.  Как помню  с трех лет, были  и сытые дни, жили и впроголодь в конце войны, в период голода, в дни восстановления послевоенной разрухи, когда не хватало картофеля с весны и до нового урожая ,оставался паёк хлеба ,шлёп на шлёп из мороженого картофеля найденного на поле после зимы , крапивы чуть зазеленевшей под  солнцем, ,стеблей репейника ,а там крупянка  сосен ,  молотых сухих листьев липы и . всё что было съестное приносило радости нам и нашим желудкам. Взрослели  мы все ребятишки быстро, видно, как самосохранение в трудные, недоступные не к чему времена дают тебе новые неизведанные силы-возможности к росту и выживанию в такие тяжёлые периоды жизни,  Как стебельки  злаков  на полях не окрепшие тянутся к солнцу по весне  из семян оставшихся  по неизвестной причине после уборки осеннего урожая на  краях поля и переживших  морозы , леденящие  ветры, снега, желающие познать тепло  , превозмогая все страхи будущего ,набирают силы расти , крепчать, стремясь  выжить и дать новой жизни полезность от своего появления на свет .Такая   и была наша начальная детская жизнь  отрешенная от молока матери   Но  родители не доедая сами уменьшая свой паек хлеба при дележе оставляли нам  . Это было осознано мной позднее ,когда я подрос и мог понять всё ,что происходило в России.
 Мальчишкой в три года  ты ещё не понимаешь, что война приносит в дома какую-то неизгладимую боль и печаль взрослым и детям от доставленных почтальоном бумажки- похоронки.    Слёзы ,крики ,рыдание неслись  из соседских  домов ,тогда старшие уводили нас подальше от происходящего,  мы  понимали ;что, что-то страшное непоправимое произошло в таком доме ,старались не шуметь по детски вблизи  такого дома.          Иногда я видел радости излучающих глаз у матерей моих друзей, моих сверстников мальчишек и девчонок после доставки тем же почтальоном треугольника ,который перечитывался и не раз дома и в кругу собравшихся соседей и ребятни.   «От папки с фронта»-сообщалось нам всем  мелкотой мелкоте с выражением гордости за своего папку или брата не понимающего ещё значения  слова   фронт.

                3

Мне кажется не к  чему в моём рассказе отдаваться  хронологи. в исчислении  дат цифрами для истории, я веду рассказ своих мыслей, как  и что я воспринимал  по жизни.
 Для улучшения жизни наш  отец с семейством переехали на новое место жительства, сельскую местность, посёлок  Фабрика пять километров от города, где можно было получить огород. Вот здесь мы дети почувствовали раздолье, приволье и радости жизни. Не далеко был лес, со  старшими соседской ребятнёй или с   взрослыми ходили за грибами, ягодами в летнюю , осеннею пору. Купались на речке Каратунка, где учили меня плавать. Там   и проходило моё детство, там я рос, учился познавая науки жизни : общение, обещание, выполнение обещаний, обнищание, похвальба и прочее ; хорошие и плохие стороны наших людей,  чиновников, служащих,  вождей  нашей необъятной Родины.     До  сегодняшнего дня не исчезает негатив, а всё более мне кажется приобретает  размер,  размах хвальбы, обещаний, завышенных объёмов планирования и не выполненных  объёмов по отчётности, забывания, и круговое не выполнение своих взятых обязательств чиновниками всех мастей.

                4

  В  основном хочу рассказать в своём рассказе, как жилось ,как моглось,к чему стремились, к чему пришли ,как живём ,чего достигли  к двадцатилетию  двадцать первого столетия.
 Война закончилась , помню , как из вагонов железнодорожной станции выходили воины, их встречали  ,целовались ,плясали прямо на перроне  или в садочке  у  вокзала. Бывало,  привозили в вагонах с красным крестом  недолеченных из боёв  воинов,  их перевозили на телегах, запряжённых лошадьми, в больницу города, а  мы, пацаны бежали рядом с телегой,  переживая совместно их боль.  Но радость того времени ,конца войны, видны были на лицах людей, в поведении , в обиходах ближних и дальних соседей, сопереживанию,  помощи друг другу.
Жили бедно все и эта бедность, как бы ровняла всех ,и роднила между собой соседей и даже мимо проходящих , не знакомых путников. Каждый  делился , чем мог если сосед  или захожий путник просил помощи . Жили, как то дружно,  не таясь своей бедности, иногда помогая такому же бедняку съестным ,одежонкой , обувкой,  давали ночлег прохожему не боясь и не думая о плохом. Все знали всех в посёлке .Часто  вечерами собирались   у какого-нибудь дома  летом и долго шёл разговор о делах домашних, на работе ,что делается в стране, мечтали о хорошей жизни неведомого Коммунизма, велись споры, как построить новую с полным достатком жизнь: новыми квартирами ,хорошей работы и т. д и  т . п.. Зимой соседи часто сходились  в домах, вместе рассуждали, как жить дальше. Так жила вся страна подчинена  одной цели,     как быстрее восстановить разрушенное войной и привести все к нормам  Советской страны. . Пили  морковный чай ,думая о безбедной, справедливой  для всех жизни,  мечтали о мире без войн. А мы дети слушали  разговоры старших,  поглощая в себя хорошие  мечты наших отцов и матерей на будущее .где люди все будут  счастливы, равными в правах, равными на труд, учёбу и отдых в своей стране              И, правда, в моем детском  сознании отложилось ,что  Россия вставала и быстро росла  в  послевоенные годы ; появились  Сталинские снижение цен на продукты питания , денежная реформа, даже заработала ткацкая   по изготовлению рогожи из лыка липы  в посёлке Фабрика,  но самое главное появился (Сытый хлебный день  без нормы).  Мы, дети в то время ещё не осознавали какой хлеб едим, как добывался он и сколько замученных и погибших чьих-то отцов, братьев и матерей ,тех что прошли лагеря  построенные по указаниям правительства от МАГАДАНА до  УРАЛА  И  КРЕПОСТНОГО ПРАВА в деревнях жителей колхозников  России.
Вспоминая( день сытости) после  недоедание в голодные дни, сегодня прихожу в ужас; семилетний пацан проглотил за единый раз булку, целую булку с водой ржаного хлеба. Мама принесла на новые полученные деньги (первая смена денежных знаков после войны) не по норме  хлеб  и ушла на работу, (работала  сторожем на рынке) , а мы одни оставались дома ,тут я и дорвался. Ночь ,боль в животе,   до сих пор я чувствую ту раздирающую боль моих внутренностей ,когда вспоминаю те дни….
 Помню  радости мамы, и разговоры  бати, когда происходило снижение цен на продукты питания. Их называли Сталинское снижение цен. Все  взрослые и дети  радовались за быстрое восстановление, что в доме стал появляться сахар ,печенье и даже появились конфеты ,крупы.  Помню  первое красное большое яблоко, с которым играл долго пока не распочувствовал его вкус. Оно  было первое, ученика первого класса, с неизвестным до того часа  манящим запахом, предвещающим  новым, хорошим, чем-то большим  для детства временем.
Так жизнь  побежала ,как вода в реке "Каратунка", руслом полноводным, наполняющимся  потоком скользящим на  запрудах, разгребая всё мешающее   стремлению  бежать  вперёд,  сметая всё ненужное  на  пути. Но с временем  поток встречал  неожиданно новые преграды, .создаваемые  самим человеком,  для единоличного блага, и тем самым замедляя бег полноводья жизни реки, вплоть до пересыхании его в настоящее время.
 
                5

Я ,как и все дети наших лет ,учась в школах,  радовались жизни , успехам Родины в отсутствии голода ,новыми победами в строительстве заводов, фабрик, новыми достижениями в труде отцов и матерей, старших братьев  . Наши учителя стремились школами создать из детей вундеркиндов, не жалея своего свободного время.  Проводили  в школах всевозможные кружки: чтения , рисования, пения, драматические и  другие кружки. Проводили конкурсы: межклассные, межшкольные, выставки в  домах пионеров ,школах Развивался детский спорт  в школах помимо уроков. Классный руководитель  для учеников был второй  мамой  в воспитании, познаниях в жизни,  доброте , взаимовыручке и всему хорошему ,что пригодилось нам и нашему поколению на жизненном пути. Я вспоминаю учителя с  первого  по четвёртый класс  ОЛЬГУ АГАПЬЕВНУ  старенькую бабушку, приезжающею ежегодно из  Москвы в наш далёкий край Урала посёлок Фабрика, чтобы рассказать  нам  о столице, о метро с открывающими дверями словами: «Двери открываются ,сами закрываются, что это за двери? Двери на метро», Честь и хвала ,и большая память остаётся на всю о ставшую  жизнь о таком человеке. На уроках и после уроков,  словно утка с утятами нянчилась с нами, водила  гуськом нас на задворки для познания природы, окружающей среды, вела  рассказы ,беседы  в внеурочное время.  Мы впитывали в себя  всё новое происходящее в жизни нашей страны,  гордились  своими родителями, учителями, старшими, ПОБЕДОЙ, РОДИНОЙ. Учитель отдавал нам детям все свои знания, готовил нас в будущее.  Таких учителей, мы  дети не могли забыть до своих седин.  Слава их дел  дошла до сегодняшних дней.

                6

 Я вспоминаю часто ,как стал рабочим и всю жизнь гордился званием строитель . Закончив семилетку своей школы посёлка  Фабрика города  "ТАВДЫ" ,  почувствовал силу молодецкую,  решил, что пора познавать рабочие навыки и выходить на дорогу труда.  Поступил  в двухгодичное  училище ТРУДОВЫХ  РЕЗЕРВОВ  С У- 20 города "НИЖНЕГО ТАГИЛА", окончил его по специальности каменщика и вот я направлен от училища на стройки ,  как равноправный рабочий в стране. С жалостью смотрю на сегодняшнею  поросль-молодёжь  четырнадцати тире двадцати лет, кто не учатся после образовательных школ, они все ходят хмурые, смурные без работы, без специальностей ,толкаются, кучкуются и выжидают под час кто бы предложил любую работёнку и заплатил малую толику за  их труд .Как часто их можно увидеть в любом городе, посёлках, селениях безработных, без какого ни будь занятия, прожигающую свою юность по вине руководства страны. Исчезли «ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ»-учебные специальные школы где воспитывался труженик,  специалист последователь старших братьев,  отцов и дедов с приобретёнными навыками к труду. Исчезла забота занятности молодёжи и молодых специалистов  рабочего класса.  Выживайте  юноши, и девушки кто как сможет в нашей капиталистическодемократической стране,  радуйтесь свободе на труд без знаний в профессиях и без предложений на труд и оплату на жизнь. Радуйтесь свободе выбора своей собственной жизни без участия старшего поколения.  Так  построена сегодня жизнь в нашей стране. Молодые  специалисты закончив институты, техникумы-колледжи выпускаются после защиты дипломов на свободные хлеба  без предоставления им первоначальных мест работы и часто они пополняют состав безработных или уходят в  торгаши на рынки и базары, на углы, в подворотнях или переходах в метро ,называя себя не профильными специалистами, а бизнесменами с большой буквы, теряя свои знания полученные в учебных заведениях.     «Се ля ви»-такова жизнь нашей молодёжи  начала двадцать первого века в России
                7
Куда делось всё хорошее в жизни ? Где конец  не обузданной не справедливости  перед нашим новым поколением, , кто создал не равноправие на труд,  учёбу, занятность, особенно молодежи, в  нашей Родине ?  Куда исчезли; правда, справедливость ,равноправие  в правах человека на достойную жизнь  .???
                …………………………………………………………………………………………………………………..???


Рецензии