Спидометр

               
 Что такое спидометр я знал с раннего детства.  В машине у дяди Лёни был такой, и машина была колхозня, ГАЗ -51. На ней он встречал нас у поезда, когда я и старший брат, с мамой приезжали на вокзал ст. Александроневская. Когда ехали в кабине, я смотрел на него, и  мне нравилась прыгающая стрелка.
Были еще цифирьки, но они были мне не интересны. А зря. Очень полезная информация. Знать, сколько километров прошла машина.
Я тогда был маленький, пяти лет отроду, но уже твердо решивший, что, когда вырасту обязательно буду шофером, и у меня тоже будет колхозный грузовик с таким спидометром.
Время шло, и мечты с годами менялись со скростью цифирек на спидометре. Сам не заметил как, я стал учеником профтехучилища связи. Мечты мечтами, но надо где-то учиться, тем более на горизонте уже мячила советская армия. Так складывалось, что в дальнейшем меня ждали войска связи.
  Военком тоже наверно мечтал выполнить план по призывникам, которых надо было отправить для прохождения службы в Германии. Поэтому он и вызвал меня в военкомат в конце рабочего дня.  Я  к тому времени  уже работал на телефонной станции.
 - Служить хочешь?
- Хочу!
- Где хочешь служить?
- ???
- У меня к тебе предлжение, вот есть команда, танковая учебка в Германии. Согласен?
- Согласен.
И уже через неделю с городского призывного пункта я ехал в электричке в славный город Калинин.
Еще неделя и самолет приземлился в Германии, на ээродроме Фолькенберг.
Как и обещал военком - все сбылось.
Танковя учебка. Я вообще смутро представлял себя не то что в танке, а даже около танка. Правда знал, что и в танке есть радиостанция. В училище, на  занятиях по военному делу нам показывали Р - 112, и даже разрешали покрутить ручки. Мелькнула мысль, что буду служить у радиостанции.
Учеба шла медленно, хотя, со стороны время летело. После месяца слуюбы в роте связи узнали, что есть готовый связист. От них пришел командир, и один на один стал агитировал перейти в роту связи. Расаказывл об интересной службе, разных перспективах.  Но я отказался.  Я уже успел немного привыкнуть к будням, и не хотелось снова вливаться в другой коллектив.
 Ежедневные занятия в классе, на споргородке, на плаце. Выезды на учебный центр, на вождение.
Полоса препятствий. Шесть препятствий - шесть километров трассы. «Колейный Мост», «Участок разрушений и заграждений», «Минное поле», «Ров», «Преодоление брода» и «Горка», на  котрой были  вкопаны четыре столба, и надо было остановиться меджу них, а на съезде с горы было пять столбов, вроде как "конверт"
Надо было проехать, чтобы не распечатать этот "  конверт" Не посбивать столбы. Ладно если один, но находились такие профи, что валили сразу все пять столбов. Работы сразу прибавлялось тем, кто обслуживал эти препятствия.  При помощи мата и лопаты они быстро восстанавливали препятствие. Танки друг от друга ехали каждые две – три минуты.
 Многое уже постиралось из памяти, потому как вождение было всего полгода, вернее пять с половиной месяцев. Дальше экзамены, предложение остаться в учебке, и, сержантам уже было не положено вождение.
За оствшиеся полтора года ездил на танке всего два раза. Один раз взводный, другого взвода, у которого сержант был в наряде, взял меня с собой на вождение.
- Сейчас вам, товрищ сержант покажет, как надо преодолевать препятствие, - сказал он взводу.
-Давай, покажи, как надо, колейный мост на третьей передвчи, - тихонько сказал мне
- Да Вы что, я за рычагами год не сидел, - шепотом ответил я
- Давай, не позорься!
Я пошел к машине. Вперди был Колейный мост и Горка.  В пмяти был случай, когда, будучи курсантом, я это Колейный Мост преодолел с третьего раза. Заезжал на его. и видел, что танк ушел влево, , скатывлся. И снова на исходную.
После первого раза офицер решил упростить мне задачу и поставил для ориентира в середину триплекаса иголку. Глазомер должен был быть такой, стобы, значит эта середина прошла 20-25 см от края левой полосы. Не помогло.
После второго раза поставили колышки на мосту, чтобы я , значит иголкой по ним. Не помогло.
Трети раз ротный сказал замкомвзводу : Научите курсанта водить!
Сержант подошел и сказал: Если сейчас не проедешь, я тебе все, в общем, лицо будет попорчено. Понял?
- Понял!
Трети раз проехал. Зачет.
- Сержант подошел, сказал : Молодец, вот тебя значит как учить надо!
К слову сказать, научил он меня хорошо. Видно, ротный и замполит в конце обучения спрашивали у него, котого в учебке оставить, он назвал меня.
Так я остался продолжать службу в учебно -танковой роте.
Второй раз было на препятствии Учсток заграждений и разрушений. Он представлял собой ряд " ежей"  . Надо было для кждого подъезжающего танка осталять один проход, периодически таская с места на место эти " ежи".
Подъежавший к препятсвию танк встал, люк открыт, из люка дым. Подбежал к танку. Курсант вылез. Прыгнул в люк, отрубил массу. Не знаю, что там дымилось, но через несколько минут запустил двигатель. Все былонормально. Немного прокатился по трассе. Немного, так, чтобы не было видно с Вышки, на которой находились поверяющие.
Да, третий раз я катался на башне танка, когда надо было развести планшетки по препятсвиям.
Курсант, выпоняющий упражнение не видел, как я забрался на броню. С вышки, получается, проверяющие тожене видели, как такнк ушел с исходной.  одной руке планшетки, второй рукой держась на скобу, я не ехал на броне, а прямо скакал на лошади, - такое было ощущение. Планшетки раскидывал сержантам, которые были на препятствиях,  а сам продолжал стоя скакать на броне.
Мое скакание прервал офицер, который шел по танкодрому.
- Прыгай, - закричал мне. - С «вышки» увидят!
- Прыгнул, а что делать, и, бегом на вышку. 
Курсант приехал раньщше. Разбор.
- Кто там у тебя на броне был? Это нарушения, Не зачет!
Вступились офицеры роты, Поговорили. Все обошлось.
Мне втык. - Так сами же сказали, чтобы планшетки на препятствия... В общем, третий раз катания на броне был самый запоминающийся.
А теперь, этот самый  спидометр.
Вождение. Рота выехала на учебный центр. Меня поставили отправлять танки с исходной. Надо было записать показания спидометра до отпрвки и поприбытию танка на исходную.
 Что тут сложного. Сложное заключалось в том, что на некоторых таках эти спидометры не работали.
Офицер это знал, поэтому посоветовал мне просто взять исходное число и прибавлять к нему по шесть километров.
Очень я не любил целые цисла, поэтому прибавлял то пять и девять, то шесть и две, и так запутался, что одному прибавил шестнадцать с гаком.
Его потом проверяющий офицер спрашивал : "  Курсант, гда Вы наездили столько?"   
А мне мой взводный выговорил, что плохо я считаю.
После этого я так считал, что оказалось, что из пяти взводов, один взвод наездил меньше всех. За это тоже получил наоняй от взводного.
Но за то, что проявил смекалку, все обошлось.
Смекалка была экспромтом. Прота закнчивала вождение, ипришла другая рота. Я долже был передать планшетку с цифирьками спидометра мл. сержанту другой роты.
Сказал ему, чтобы прибвлял по шесть километров, но он был принципиальным, честным, и написал, как есть.
Нас обоих вызвали на вышку. Проверяющий офицер держал в руке две планшетки.
- Как так понимать? Танки никуда не ездили, а показания спидометров разные.
- ???
- Объясните
- Товарищ майор, может, сержант не правильно показания спидометров писал, надо же последние числа. а он, наверное, первые.
-  Вы какие числа писали? - спросил майор мл. сержанта другой роты
Тот, видно, смекнул, что, не надо спорить.
- Первые,товарищ майор
- Вы что, не умеете показания списывать, идите и проверьте.
Мы спустились с вышки вниз. Он переписал показания спидометров в свой планшет.
Мы снова стояли перед строгим взором проверяющего. Он посмотрел планшетки и сказал : "  Вот теперь все правильно!"
Вождение танков продолжалось...

Учебный Центр Кракау 1980-1982  101 УТП 15 УТР


Рецензии