Чтобы взмолиться Богу, нужно умиление...

Молиться тяжело по разным причинам. Во-первых, это может быть общая греховность души, её засоренность разными сластями, удовольствиями, огрубляющими сердце и далеко уводящее его от Бога и Его сладости. Какая уж молитва, если только и думаешь, что о бабах, жратве, деньгах и дрянной музыке с фильмами? Чтобы взмолиться Богу, нужно умиление… Нужно, чтобы сердце тронуло. Вторая причина, в общем-то, похожа на первую. Даже если человек презирает земные удовольствия и стремится познать Истину, ему всё равно может не хватать веры, чтобы вознести искреннюю молитву Богу. И тут уже дело в том, откуда берётся вера.
Есть много людей, как бы во что-то верящих, но далёких от всякой религии. Я сам был таким целых долгих 5 лет, потому что годы от 16-ти до 21-го – это действительно долгие годы. И я знаю и по себе, и по общению с подобными мне людьми, что вера такая подобна тепличному растению, не могущему выдержать суровых реалий жизни. Всё может держаться только на надрыве всего существа: «Иначе не могу». Альтернатива – полный мрак, безверие, чёрная бессмысленная дыра. Так, кстати, было и у Толстого – очень яркого представителя именно такой породы людей. Эти люди фактически колеблются между какой-то своей смутной верой и полным безверием. Это очень печальное состояние. И всех таких людей объединяет их отношение к Церкви – иногда сдержанное, иногда открытое, но всегда присутствующее неприятие, нежелание войти в поток церковной жизни и искренне духом подчиниться всем её порядкам и установлениям. А если пойти глубже, там встретится ненависть. А между тем, дела обстоят так, что крепкой может быть только церковная вера, и только она даёт искреннюю, повседневную, живую молитву. Вера – дар Божий, выделяемый каждой душе из Божией сокровищницы – Церкви, по мере вхождения человека в неё и смирения его перед ней.
Почему тяжело быть в этом мире? Даже глубоко церковному человеку далеко не всегда бывает легко молиться и легко жить. Хотя, собственно говоря, молитва и есть жизнь, жизнь души: где нет молитвы, нет жизни духа, а где дух живёт, там обязательно бывает молитва, самая сердечная и искренняя, но и подчас самая сокровенная и не осознаваемая как молитва. И дело просто в том, что наша жизнь не на земле, а на небе, земля же есть место нашего изгнания из небесного отечества, или, если можно бывает сказать мягче, гостиница на пути Домой. И на земле не бывает и не должно быть легко. Более того, если тебе кажется, что тебе легко, стоит насторожиться и посмотреть, не уклонился ли ты от путей Божиих, сам того не заметив, не переметнулся ли в плен к Его врагу. «Широк путь и пространны врата, ведущие в погибель, и многие идут ими. Узок путь и тесны врата, ведущие в жизнь вечную, и немногие находят их.» Если чувствуешь на себе тяжесть креста, значит, можешь взять крест свой и пойти вслед за Христом, и дойти до конца, до Голгофы, и получить венец победителя.
июнь 2004г


Рецензии