Верит ли иудаизм в первородный грех?

Верит ли иудаизм в первородный грех?
Товия Сингер

Вопрос:
Уважаемый раввин Сингер!
Есть ли в иудейской вере учение, сопоставимое с учением о "первородном грехе" в христианской традиции? Под этим я подразумеваю учение о том, что все люди рождаются с врожденной склонностью не подчиняться Богу. В моей конкретной христианской традиции водное крещение требуется для устранения этого греха. Не могли бы вы прокомментировать.
Спасибо за вашу помощь.

Ответ:
Термин "первородный грех" неизвестен иудейским Писаниям, и учения церкви по этому поводу противоречат принципам Торы и ее пророкам. 

Сперва я объясню христианское учение о первородном грехе тем, кто незнаком с ним. Согласно этой доктрине, первый грех, совершённый нашими прародителями Адамом и Евой в Эдемском саду, вызвал катастрофические последствия для человечества. Главное, считают  христиане, эти последствия простираются за пределы мучительных родов и тяжёлого труда за пропитание (3-я глава Бытия).

Учение утверждает, что когда Адам и Ева восстали против Бога и ели с запретного Древа Знания, их грехом были заражены все их потомки. Как следствие, человек безнадёжно потерян в грехе и бессилен идти по пути послушания и праведности по собственной воле.

Миссионеры утверждают, человек входит в мир с врожденной и неконтролируемой жаждой греха; он не может сделать ничего, чтобы заслужить спасение. Церковь делает вывод: человек может быть спасен только через веру в Иисуса. Они настаивают на том, что неутолимое стремление человека к греху им не управляемо. В христианских терминах человек не просто склонен к греху, а он есть раб греха. Из этого церковь заключает, что человечество не может спасти себя от ада, если не примет христианство.

Имейте в виду, что для бескомпромиссности по этой доктрине у церкви есть веская причина. Основатели христианства понимали, что если человек благодаря своей преданности и послушанию Богу может спасти себя от вечного проклятия, церковь очень мало сможет предложить прихожанам. Если праведность может быть достигнута путем подчинения заповедям Торы, какая польза человечеству от смерти Иисуса?!
Христианская доктрина первородного греха враждебна еврейским Писаниям. Тора осуждает чужеродное учение о том, что человек не может свободно выбирать добро над злом, жизнь над смертью. Это провозглашено в знаменитых учениях Моисея детям Израиля.

В необычной проповеди, произнесенной Моисеем в последние дни его жизни, пророк предстает перед народом и осуждает мысль, что состояние человека безнадежно. Моисей без колебаний говорит от имени Бога, что человек может и должен заслужить спасение; он высмеивает идею о том, что послушание Всевышнему "слишком трудно или далеко". Праведность человека в в пределах его досягаемости. 13-я глава Второзакония словно готовит еврейский народ к христианским доктринам, которые будут противостоять им в будущем. В конце Пятикнижия Моисей убеждает молодой народ не подвергать сомнению свою способность сохранять верность заветам Торы:

“… если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею. Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" и не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его”.
 Второзаконие, 30: 10-14

Для церкви послание Моисея создает богословскую катастрофу. Как могли авторы Нового Завета утверждать, что тяжелое положение человека безнадежно, если Божественное Писание утверждает, что человек обладает способностью оставаться верным Богу?

Сравните:
Второзаконие, 30:14
"Но слово очень близко к вам, во рту и в вашем сердце, чтобы вы могли это сделать."

Римлянам, 10: 8
Но что говорит Писание? "Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем."

Как Павел мог удалить жизненно важный пункт из послания Моисея “вы можете это сделать”, заменить на “это есть слово, которое проповедуем” и рассчитывать на поддержку еврейского народа? Павел достиг успеха среди язычников, но евреи не пошли на его обман.

Евреям потребовалось лишь поверхностное чтение первых глав Матфея, чтобы уличить его в том, что в Исаии нет пророчества о девственном рождении. Кроме того, еврейский народ был вдвойне не впечатлен заявлением Матфея о том, что Мессия должен был быть жителем Назарета, когда такого пророчества не существовало. Народ Израиля понял, что Матфей умышленно искажает Божественное Писание.

         ***


Рецензии