Лермонтов-художник и график

илл.:Петр Ефимович Заболоцкий.
Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка (1837)
Академик живописи П.Е.Заболоцкий был учителем Лермонтова.
Ссылки на продолжение публикаций с комментариями живописного наследия М.Ю. Лермонтова см. под статьей.

Живописное наследие Михаила Лермонтова.

Талантливый человек талантлив  во всем. Расхожая истина.
Михаил Лермонтов был одарен многими талантами до уровня гениальности. Не только поэзия жила в нет, но и философия, музыка, живопись. Наконец, бунтарский прометеевский дух.

Судьба Лермонтова это тот случай, когда природные дарования счастливо развились благодаря заботливому уходу. В те времена детям принято было давать хорошее домашнее образование, по крайней мере на начальной ступени. А это очень важно:что заложено на заре жизни. А уже потом продолжали образование в гимназиях, университетах, военных академиях. В Институтах благородных девиц. Позже уже на излёте империи появились в обеих российских столицах Высшие женские Курсы, эти первые опыты высшего образования для женщин. Это отдельная большая тема. А здесь хотелось бы полистать живописные альбомы Лермонтова, с тем, чтобы не только подивиться индивидуальному дарованию, но и кое-что понять в принципах педагогики того времени, особенно для так называемой элиты.

 М.Лермонтов принадлежал высшим  слоям российского общества по бабушке из рода Столыпиных, того самого не очень удачливого Реформатора П.А.Столыпина. Мишу воспитала бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина. Мишенька рано лишился матери, которая умерла от чахотки, косящей в ту пору не разбирая сословий. А отца Миши, капитана Лермонтова, бывшего по мнению тёщи неровней ее дочери, она выставила, откупившись его материальным обеспечением взамен на отказ от прав отца. Сама она была вдовою. Женщина крутого нрава, настоящая помещица-крепостница, расчетливая до жадности.  Так, с отцом Мишеньки у нее были многолетние тяжелые финансовые расчёты и тяжбы. Но вот на образование любимому единственному внученьку денег не жалела. Ежегодно она приглашала учителей и платила пять тысяч рублей золотом, огромная сумма по тем временам.  Воспитывала внука словно царского отпрыска. Неудивительны результаты при наличии у Михаила и природного дарования. Лермонтов владел несколькими иностранными языками, большая часть его переписки с родными, друзьями - на французском языке.
 
Английский он выучил сам в пору, когда больше в ходу был немецкий - будучи пленен навсегда Байроном. А также и полагал себя потомком шотландского барда. Его дух витал над Туманным Альбионом. Выписывал "Вестник Европы" и другую российскую и иностранную периодику. Много читал из домашней библиотеки. Играл на рояле.  Занимался спортом, невзирая на физические недостатки, какие у него были с рождения. И в этом тоже хотел сравняться с лордом Байроном, с которым у него было так много сходного в канве судьбы и творчества.

Писал стихи с малолетства. Был влюбчив до нервического пароксизма.

И рисовал.

Всякий, кто перелистает рисунки и картины маслом Лермонтова, поразится их профессиональной тщательности. Мне думается, что главная черта Лермонтова-живописца это замечательное чувство движения. Помните рисунки животных на стенах пещеры Альтамира и другие образцы наскальной живописи первых людей? Например, знаменитого альтамирского красного быка в полете. Это изумительная по талантливости живопись, отличающаяся прежде всего тонким чувством движения во владении техникой рисунка и живописи:кажется, что красный разъяренный бык летит в воздухе, лисица сейчас сорвется и побежит...Переданы и характерные тончайшие изгибы животных, и игра света и тени, цветовой колорит, точно соответствующий данному моменту движения. 

Когда я смотрю рисунки и живопись учащихся художественных школ и даже профессиональных живописцев закончивших средние специальные и высшие художественные заведения, я нередко не могу сразу определить:что мне не нравится? Часто что-то не приходится по душе мне в этих работах, при том, что с техникой у авторов все вышколено как будто. По формальным признаком все на месте:и правила рисования человека, животных, предметов. И законы воздушной перспективы, и др. Но нередко они кажутся схемой, техникой, нет того, что сообщает рисунку и картине особое главное очарование:движения. Не тем ли замечательны рисунки детей при всей их беспомощности и отсутствии всякой техники:в них всегда всё движется и живет.


Таково очарование французского и затем русского импрессионизма, манеры живописи, во многом подражающей(случайно?) детской непосредственности и "нетехничности".  Вернуть себе себя-ребенка...

Так вот, кажется, что рисунки и картины Лермонтова полны беспрестанно движущейся материи. Люди, животные, листва, облака - всё пребывает в вечном движении природы. Есть ли в этом созвучность с лермонтовской поэтической лирой? По видимому, да. Как и пушкинская, лермонтовская поэзия читается легко, без внутренних преград, какие бывают когда читаешь стихи натужные, не очень хорошие, даже если с правилами стихосложения в них всё соответственно.

Всадники у Лермонтова скачут в ущельях, полных опасностей, и ты так и слышишь топот копыт и гортанные выкрики. Почти всё лучше, что создано Лермонтовым-живописцем, связано с Кавказом. Лермонтов один из первых живописцев кавказского края.

А как тонко передана мимика, постоянно меняющаяся, в зарисовках знакомых, в том числе женские портреты и рисунки. В них нет стремления художника польстить натуре, что особенно характерно для его эпохи. Автор ставит себе иную задачу:передать в движении мускул и во взгляде внутреннюю жизнь человека.
Для Лермонтова-рисовальщика характерны быстрые очерки излюбленного им:лошадей, острой характерности в лицах знакомых.

Индивидуальная манера Лермонтова - рембрандтовское направление живописи.  Школа голландского мастера Возрождения Рембандта это тончайшая, филигранная игра света и тени. Лермонтов явственно стремится к светотеневой передаче нюансов в портретах, в том числе в Автопортрете в кавказской черкеске, в живописании местностей, особенно кавказских гор. Так, только за время пребывания в Гродненском полку Лермонтов выполнил 12 картин на кавказские темы,  к сожалению, сохранилось не всё.

О "рембандовском освещении" в живописи Лермонтова писал Борис Эйхенбаум, один из ведущих лермонтоведов. Лермонтов-живописец и график следовал манере Рембрандта творчески, а не копируя. Он даже разработал свой прием светотеневых контрастов.
Итак, Рембрандт в живописи и рисунке, Байрон в поэзии - были путеводными звездами Лермонтова-живописца и Лермонтова-поэта. Как поэт, Лермонтов, возможно, превзошел Байрона, и во всяком случае с ним был духовно сродственен и на равных, хотя и "нет, я не Байрон, я другой..." Как художник, Лермонтов, хороший ученик школы одного из главных художников мира, Рембрандта. Это мои оценки, субъективно.

Одна из первых профессиональных русских поэтесс, графиня Евдокия Ростопчина, столь щедрая к Лермонтову в оценке его поэтического таланта, что вдохновило его не забрасывать стихи, была не менее признательна и в откликах на его художественную грань многогранной "ренессансной личности". Она писала:"Главная его прелесть заключалась преимущественно в описании местностей; он сам хороший пейзажист, дополнял поэта - живописца"(Е.П. Ростопчина. Воспоминания). В Лермонтовском кругу Евдокия Ростопчина была известна как Додо и ей посвящено стихотворение Лермонтова "Мы рождены  под одною звездой".

А вот и из письма Александры Михайловны Верищагиной, она в лермонтовском дружеском кругу "френдов" и в дружеской переписке с Лермонтовым(подобно нашим сетевым перепискам) - Мадемуазель Александрин. А он, соответственно. Мишель Лермонтов. Читайте рассказ замечательного мастера рассказа и известного лермонтоведа Ираклия Андроникова "Сестры Хауф", чтобы узнать и о ее судьбе.

"...Говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я охотно верю,-писала А.М. Верищагина в 1835г.-Умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар,  картина, которую вы прислали Алексею(Лопухину), очаровательна".(6,769)
Первые учителя Лермонтова в рисовании были:художник А.С.Солоницкий, учитель рисования Пансиона. А впоследствии серьезные занятия живописью и рисунком с художником П.Е.Заболоцким. Можно посмотреть этих художников, сравнить манеры. Что от них, а что у Лермонтова свое, не извне привнесенное, а личностно проявивишееся, ведь учителя нам дают лишь азы и методы, а дальше мы должны работать и искать свою неповторимость сами.

На протяжении всей жизни Лермонтов-живописец был неотделим от Лермонтова-поэта. Как взаимовлияли эти две ипостаси, это тема захватывающих исследований. Отчасти она  освещена в захватывающе-интересных работах Ираклия Андроникова. Интересно было бы почитать работы о Пушкине-авторе рисунков на полях поэтических тетрадей. Сравнить изобразительное наследие двух не первого и второго, но равных поэтов России.

В этой же моей статье очерчены биографические  сведения о Лермонтове-живописце и авторские "мысли у картины". В следующих очерках взглянем попристальнее на сами рисунки, картины, даже карикатуры(Лермонтов работал в разных техниках живописи, рисунка, графики, литографии).

Каждый очерк будет посвящен определенной картине, рисунку, а возможно, коллажу рисунков. Даны сведения о них.  И может быть, сложатся стихи у автора очерков о Лермонтове-живописце и у зрителя-стихотворца, вдохновленные Лермонтовым.

27 июня 2019г.

Заболотский (Заболоцкий) Пётр Ефимович (1803—1866) — русский художник, академик Императорской Академии художеств.

Близок школам А. Г. Венецианова, О. Кипренского и В. Тропинина.
Звание академика было присвоено художнику в 1857 году.Михаил Юрьевич Лермонтов брал у него уроки живописи в Петербурге. Заболотский —
 автор двух портретов М. Ю. Лермонтова написанных маслом в 1837 и 1840 годах.

Читайте и смотрите далее:
http://www.stihi.ru/2019/07/19/2111
 М.Лермонтов. «Вид горы Крестовой».
Живопись М. Лермонтова. Вид горы Крестовой


 










 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.