Жвака и ошмыга. Сохраняй свой язык!
Из интервью Шемякина Владимиру Снегиреву (2017)
Шемякин словно и не ложился. В одиннадцать утра я застал его на том же месте и все в том же наряде. Он пил чай и делал карандашные пометки в книге.
- Миша, мы разошлись за полночь. А ты, похоже, так и сидел здесь?
- Не здесь, - тихо поправила Сара. - Но работал до пяти утра.
- Над чем работал?
- А вот сейчас расскажу, - откладывает книгу Шемякин.
Пять лет назад я летел в самолете. Там мне на глаза случайно попался журнал, типичный глянец. Но была одна статья, которая меня зацепила. Вот смотри, автор пишет: в мире исчезают не только редкие виды растений и животных, но также язы-ки. Их истребляют не телевидение и не мобильные телефоны (хотя они - тоже), а политика жесткого языкового единообразия. И дальше идет интервью с доктором филологических наук Леонидом Касаткиным. Он бьет в набат по поводу сохранности диалектов и в качестве позитива при-водит пример Японии, где диалекты, оказывается, учат в школе. Там детям преподают язык их мате-рей, бабушек и прабабушек. А у нас политика прямо противоположная. Детям внушают, что диалект - это плохо, что нужно переходить исключительно на литературный язык. Диалект исчезает.
Я проникся этой тревогой, и с тех пор стараюсь своими средствами восстановить сокровища русского языка. Через рисунок дети смогут легче запомнить слово и его смысл.
- Например?
- Ну вот, допустим, идет по улице слепой - как ты его еще назовешь?
- Незрячий, невидящий...
- А теперь смотрим, как в русских говорах. Слепоглазый, слеподырый, слепозырый, слепонда, слепондя, слепоокий...
А вот про дурковатого: слепоум. Обалденно!
Ведь прав профессор Касаткин. Глобализация, которая в чем-то хороша, убивает национальную идентичность. Вот давай возьмем недавно изданный словарь современного русского языка. Заметь: русского! Открываем на любой странице. Например, на букву "д". Диггер, диджей, дилер, дискаунтер, дистрибьютор, драг... Продолжать? Да, это помогает в общении с иностранцами, без этого сейчас никак. Но я о другом. Это не может и не должно вытеснять наше родное. Расширяй свой мозг, тренируй свою память, сохраняй свой язык - вот о чем я.
Показываю сделанные рисунки. Вот посмотри, кто такой жвака - разиня, растяпа и еще три десятка терминов. А это ошмыга - оборванец...
Я буду делать такие словари и для детей, и для взрослых. Ну что, нравится тебе?
- Интересно.
- А знаешь, почему тебе это нравится? Потому что ты сам - оберюхтя.
- Может быть. Кстати, и жвака тоже.
- Еще я занимаюсь загадками - это отдельная тема. И частушками-нескладушками. Вот книга Садовникова, изданная в 1901 году, - "Загадки русского народа". (Шемякин прочел из этой книги несколько загадок, но ни одну из них отгадать я не смог, мудреные очень.)
Я привожу загадку и делаю к ней рисунок. Таким образом мы воскрешаем и язык, и картинки старого быта.
Пока народ шутит, он жив.
Почему загадки? Я хочу показать уникальность мышления русского мужика. Тут мы с тобой опять возвращаемся к вчерашнему разговору о революции. Правящий класс напрасно держал мужика за бессловесную скотину. Брезгливо относились к родному языку - у дворян моден был французский, потом была англомания. Народную культуру почти не знали. Вспомни Даля. Он сделал важную работу по сохранению диалектов, собиранию фольклора, составил грандиозный словарь. Но кто такой Владимир Даль? Из обрусевших датчан. А кто сделал самую большую энциклопедию русского быта в фотографиях? Обрусевший швед.
Свидетельство о публикации №119062602684
Есть у меня и
ГИМН РУССКОЙ РЕЧИ.
http://www.stihi.ru/2012/07/25/9390
Галина Самоленкова 30.08.2019 12:02 Заявить о нарушении
Педсовет 31.08.2019 06:29 Заявить о нарушении