Молитва Окуджавы или почему я такой тупой?

Прозаик, поэт, переводчик, драматург, композитор и исполнитель собственных песен Булат Шалвович Окуджава,  родился 9 мая 1924 года в Москве, в многонациональной семье. Отец, Шалва Окуджава мегрел (народность мегрело - занской  группы картвельской языковой семьи), мать -   Ашхен Налбадян – армянка.
В 1937 году первый секретарь Нижнетагильского горкома партии Шалва Окуджава был арестован и приговорен к высшей мере наказания по подложным доказательствам. А Ашхен в 1938 году, как жену врага народа, сослали в Карагандинский лагерь. Вернулась она через 12 долгих лет.
О трогательной встрече сына-Булата с матерью, пережившей ужасные 10 лет в Сталинских ГУЛАГах,  в Тбилиси, описана в рассказе Окуджавы "Девушка моей мечты".
Может показаться, что я сноб, так как указал на армянские корни Окуджавы! Спешу заявить, что я - ярый противник снобизма, о чем свидетельствует опубликованное мною эссе "Армянский снобизм, похожий на патриотизм, или Арменикум" (https://www.proza.ru/2017/08/06/1391).
О чем и как пишет творческая личность, палитра его красок и их яркость формируются еще в утробе матери и находятся на стадии постоянного развития до последних минут его земного существования.
Генетический код существует, и это неоспоримый факт. В этом я еще раз убедился недавно на примере моей 8-летней внучки, которая говорит с кричащим армянским акцентом, невзирая на то, что она родилась и выросла в России в русской среде (бабушка, детский сад, школа, улица и др.).
В творческой копилке Окуджавы около двух сотен авторских песен. Он является одним из родоначальников жанра современной авторской песни.
Я давно ношу в себе некоторые соображения и мысли по поводу его творчества. Но, каждый раз откладывал, считая их неуместными.
Цинизм, откровенность, непосредственность и простота имеют общие края поведенческой характеристики человека, но они разные по своей сути.
Мое положение и возраст позволяют быть откровенным на уровне цинизма.
Я в молодости, будучи менее образованным, начитанным и менее информированным, старался хитро скрывать свои сомнения при общении с другими, когда я что-то не понимал, но делал вид, что да, да, я все понимаю.
Такая ущербная психология бесспорно ассоциировалась с комплексом неполноценности.
- А как иначе? Все поняли, а я тут скажу, что  я не понял? Что подумают обо мне? Что я недоразвитый и неграмотный.
Я помню мои мучения и унизительные переживания, когда я вживался в наш интернациональный коллектив лаборатории московского НИИ, куда я в начале 70-их годов поступил в аспирантуру.
В процессе общения меня не покидало унизительное и мучительное сомнение, что я им не чета, что я совсем тупой, так как  практически не понимал их юмор. Они все смеются, и я, к моему стыду, так же громко смеюсь, поддерживая компанию и лихорадочно думая, а что тут или где  тут было смешно?
Однако, слава Богу, с годами я избавился от этого стыдного самобичевания, и сейчас сам являюсь заводилой и шутником во время сборищ.
И уже я  не стесняюсь открыто говорить, что я не понимаю!
В России широко отметили 95-летный юбилей со дня рождения Окуджавы. На концерте, посвященном его памяти, Тамара Гвердцители исполняла  песню "Молитва", написанную в 1963 году в  Москве.
Боковым слухом ловлю, что Булат что-то чудит.
Адекватность Окуджавы может быть примером для подражания. Однако, я не понимаю, почему он пишет так:
Господи, дай же ты каждому, чего у него нет,  и перечисляет:
• мудрому дай голову,
• дай счастливому денег,
• дай передышку щедрому,
Зачем дать мудрому еще одну голову?
Ведь по определению, дать то, чего у него нет!?
Счастливому дай денег!
А разве бедный может быть счастливым?
И зачем щедрому передышка?
Господи мой Боже,
• зеленоглазый мой!
Я впервые встречаю такую аллегорию. Зеленоглазый Бог!?
 Почему зеленоглазый? Может в русском фольклоре Зеленоглазый примерно также как красный или мудрый? Вроде нет!
А как понять такой  оборот речи, где фантазия зашкаливает:
• Пока Земля еще вертится,
• И это ей странно самой.
Маститый поэт, а Булат бесспорно является таким, вкладывает в каждом слове смысл, позволяющий передать свои ощущение или трактовку, описывая конкретное явление. А как понять это - "И это ей странно самой"? То есть Земля вертится и не перестает удивляться, почему она это делает? 
Не знаю, как и что думает Земля, вращаясь и вокруг Солнца и вокруг свой оси, но я точно думаю, что эта фраза Булата очень странная и невообразимая.
На то и поэт, и у него свои причуды! Однако, слово из песни не выкинешь!
Может Окуджаву пора пеичислить в ряд поэтов - сюрреалистов?
Оказывается не только я поражен такими пассажами Окуджавы.
В своей книге "Загадки творчества Булата Окуджавы: глазами внимательного читателя" Е. Б. Шраговиц, в 2015 пишет:
(https://detectivebooks.ru/book/42143617/?page=13).
Привожу сокращенные отрывки и цитаты из этой книги.
...Для первой публикации, учитывая цензурные ограничения, Окуджава назвал это стихотворение «Франсуа Вийон». В более поздних публикациях оно получило название «Молитва».
 ... Здесь он открыто признал влияние Вийона на свое творчество.
 ...Главная черта в Вийоне – пародийная ироничность.
... Поскольку Окуджава упомянул Вийона в названии песни, не будет слишком смелым предположить, что «Молитва» написана в манере Вийона.
....Принцип  поэзии Вийона – ироническая игра со всем твёрдым, общепринятым, раз навсегда установленным. Излюбленные средства этой игры – антифразис (употребление слов в противоположном значении) и двусмысленность»
Обращение к Богу «зеленоглазый мой» – это опять антропоморфизм и, с точки зрения канона, фамильярность, неуместная в обращении к Вседержителю.
Хотя сам Окуджава позже говорил, что ввел в песню эти слова, думая о глазах своей жены, которой посвящено это стихотворение. Не пытался ли Окуджава сказать читателям, что для него Богом является его жена? Уже привычное «пока земля еще вертится» во второй строке получает неожиданное продолжение: «и это ей странно самой», придающее тексту пантеистический оттенок.
... Стихотворение оканчивается скромной просьбой к антропоморфному и беспомощному Богу дать, хотя бы «всем понемногу», включая лирического героя. 
Конец цитаты.
Признаюсь, прочитав книгу Шраговича, я успокоился,  и мои комплексы неполноценности утихли и перестали терзать душу.
Прослушал песню, появились  странные мысли.
Как нормальный человек я должен был сказать: "Он как хотел, так и написал, мало ли что? Это же Окуждава! Ему виднее"!
-Ан, нет, надо, как мазохист, копаться, исследовать причинно-следственные корни.
И слава Богу, на этот раз разобрался быстро.
Оказывается, эта тема не только меня зацепила.
Был бы я робким и неуверенным в себе, пропустил бы мимо ушей, боясь, что опозорюсь, так как вроде всем это понятно, и только я не понимаю.
Старость не радость.
Однако, оказывается все же имеются преимущества. Больше мудрости и уверенности в себе.
Описанные выше особенности про это стихотворение, имелись в свободном доступе, и даже целая книга посвящена этой теме (Е. Б. Шраговиц. смотри выше).
Но думаю для простого обывателя, мои рассуждения могут оказаться не только интересными, но и полезными.
Просто хотел лучше понять прихоти и капризы моего кумира.
Везет же мне. Один кумир - Сароян, второй - Окуджава.
Здесь уместна поговорка: Дурная голова ногам покоя не дает".
Раз выбрал себе кумиров, нарушая Божий завет "Не сотвори себе кумира", так и будь достойным своих кумиров и разберись, какие у них причуды.
Это мои проблемы, которые я попробовал раскрыть и обсуждать в эссе "О чем и как пишут мои любимые писатели, или эссе о предпочтениях" (https://www.proza.ru/2013/10/02/1942).
Тем не менее, обращаюсь к друзьям и не только.
Что Вы думаете по поводу моих сомнений и соображений?
Если обсуждение и переписка будет содержательная, то собираюсь этот материал с перепиской разместить в Прозе. ру., так же, как однажды поступил, когда написал эссе "Формула счастья". http://www.proza.ru/2015/02/08/2134, в финальной части которого я писал:
- Дорогие друзья! Как законопослушный и честный человек прошу вашего разрешения использовать материал из фейсбука для опубликования нового моего произведения по названию "Формула счастья". Там будут опубликованы ваши комментарии.
Не получив утвердительного ответа, тем не менее, я решил опубликовать этот материал. При этом, стал размышлять:
-А в какую рубрику может быть размещено это произведение. А произведение ли это?
- А что это, если не произведение?
- Может миниатюра?
- А кто его знает?
- Если так подойти, получается, уже заведомо определены всевозможные формы произведения. Это видно и из процедуры опубликования произведения в «Проза Ру». Там предлагают выбирать из имеющегося в памяти.
- А если найдется кто-то, который (здесь, конечно я себя имел в виду) создал нечто другое, которое не описывается теми определениями, которые уже признаны, как хрестоматийные? Так что, нововведения, революция или прорыв исключены?
- Исключены, так как при регистрации ты должен уже определиться. Там нет место для полемики.
- Интересно представить ситуацию, когда Клод Моне попробовал бы разместить свое произведение на каком-то известном сайте, а там он не находит слово "Импрессионизм". Или Сальвадор Дали не находит определение "Сюрреализм". Как им бить?
- Не надо умничать. Скромно придумай или согласись с чем - либо. Выбирай что-то близкое, потом попробуй создать или утвердиться в качестве лидера нового направления. Тогда модераторы введут новое определение, и ты можешь спокойно размещать, сколько тебе захочется, - тихо шептал мне в ухо мой внутренний голос.
- Тогда сойдусь на определение «Миниатюра»?
- Какая миниатюра?
- Эссе подходит?
- Тоже не похоже!
- Репортаж или как там еще?
- Но это точно не репортаж.
-Да обзывай, как хочешь. Надоело! Какая разница, как назовешь?
- Дааа!
- Допустим тебя уже признали, как основоположника нового направления в прозе. Определись, как бы ты хотел назвать это сочинение или произведение, или что это наконец?
- Я бы назвал импрессионистическая или импровизированная проза. В сокращенном виде получится ИМПРОПРОЗА.
- Со своей Импропрозой потерпи, а пока определись, если хочешь все же опубликовать это импропрозаическое произведение, в какую рубрику его разместишь?
- Пока начну процедуру, а там определюсь…
Это эссе было опубликовано 08.02.15года.
С того времени прошло уже 4,5 года.
Теперь у меня опять возникают проблемы публикации этого эссе, а за это время "мировое литературное сообщество", к моему сожалению, не признало существование такого литературного прозаического направления - импропроза. Иначе, в Проза.ру. наверняка была бы введена новая рубрика.
Теперь у меня еще одно произведение из этой рубрики.
И опять проблема. Как или под какую рубрику его опубликовать?
Еще раз просмотрел Проза.ру. А вдруг что-то изменилось.
Долго размышляя остановился на двух вариантах:
1. Литературная критика:
- критические статьи;
- литературные обзоры.
2. Эссе и статьи:
- литературоведение;
- философия.
Я решил выбрать самый безобидный и широкий вариант. Философия.
- Разве бывает такая философия?
- А это разве не есть яркий пример существования "Закона единства и борьбы противоположностей"?
- Посмотри, как трактуется этот закон: "Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности и её познания человеческим мышлением. Закон имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними".
- Ну признайся, что не понял. Ты же уже бравировал, что не стесняешься признать свою тупость,! Ты все понял?
- Во блин, даешь?
Кто бы мог подумать, что начиная писать труд про стихотворение "Молитва" Окуджавы, меня так далеко занесет?
Честно говоря не понял. Или все философы инопланетяне и так кучеряво выражаются, что простой человек не поймет, или я действительно тупой!
25.06.19. Брянск


Рецензии
Здравствуйте.
Вы не одиноки в непонимании!
Я тоже часто зацикливаюсь на том, что другие кажется не замечают. Это и в стихах, и в прозе, и в кинокартинах.
Видимо, так мы сложены.
С уважением и добрыми пожеланиями, Нелли.

Нелли Григорян   26.06.2019 10:37     Заявить о нарушении
Спешу исправиться. Паскаль говорил о своей незначимости. Это совсем не то, что ничтожность!

Арарат Пашаян   26.06.2019 14:27   Заявить о нарушении
А помните слова Севака: « мы не нация, а недоразумение»? Хочется верить, что не всё так безысходно.

Нелли Григорян   26.06.2019 14:31   Заявить о нарушении
А Вы читали Дереника Демирчяна Кто мы, армяне? Вы на армянском читаете? У меня кажется на армянском ест! Он там очень важные вопросы поднимает.
Что касается Севака, то он был очень противоречивый, и возможно вспыльчивый.
Но человек, который писал стих об армян и "Несмолкаемая колокольня" про Комитаса, он не может к свое нации так брезгливо относиться. Просто видимо достали!
А откуда Вы взяли эту фразу? Вы можете дать мне исходную ссылку.
У Брата имеется монография. С Сваком (Sevaki het) Սեվակի հետ․.
Я обращусь к нему и он пояснит как это и почему это было?

Арарат Пашаян   26.06.2019 16:06   Заявить о нарушении
Кстати, я тоже очень плохо отзываюсь о своих соотечественниках. Посмотрите "Армянский снобизм, похожий на патриотизм, или Арменикум".

Арарат Пашаян   26.06.2019 16:08   Заявить о нарушении
Не хотелось бы плохо отзываться, но часто заставляют.

Нелли Григорян   26.06.2019 18:47   Заявить о нарушении
Блез Паскаль говорил: Признание собственного ннезначимости удел особо одаренных людей.
Утешает то, что мы с Вам претендуем быть причислены к этой каторге.
С годами я пишу все глубже и хулиганистее и на первый взгляд сумбурно. Но это на первый взгляд.
Только в этом произведение я затронул минимум 3 если не 4 злободневных проблем. Поэтому очень сложно на такие произведения написать рецензию.
Спасибо за смелость!

Арарат Пашаян   04.08.2019 22:07   Заявить о нарушении