09. 1980-06. 1981 Диплом

ИСПОВЕДЬ. Книга 2, часть 2. Любить? Или… Ненавидеть? / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2019. – 174 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3961/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/yjws/

ФОТО В КНИГЕ
 ____________________________________

09.1980-06.1981 Диплом

В Ленинграде у меня начался последний учебный год во ВТУЗе. Преддипломная практика и защита диплома.
Для абсолютного большинства студентов последнего курса практика проходила на ЛМЗ: в конструкторских бюро – инженером-конструктором или в цехах - мастером. Обычные дипломные работы. Единственное исключение сделали для меня. Надо сказать, несмотря на беспорядочный образ жизни, я неплохо учился. Экзамены в сессии сдавал на пятерки, получал повышенную стипендию. После физ-меха ЛПИ это давалось легко. Уровень требований здесь был существенно ниже. Теория, расчеты попроще. А у декана нашего турбиностроительного факультета, доктора наук, Сафонова Леонида Петровича, известнейшего в отрасли паровых турбин человека возникла идея защиты дипломов как научно-исследовательских работ. Обычно были только дипломные проекты.
Первый эксперимент решили провести на мне. И на практику направили в НПО ЦКТИ – Центральный котлотурбинный институт, отдел паровых турбин.
Почему нет?
На практику я почти не ходил. За полгода был несколько раз, никто мной не интересовался. Но зарплату получал по минимальной инженерной ставке. Рублей 90. А когда пришло время защищать диплом, соответственно, сдавать дипломную работу, пришлось подсуетиться и быстро скомпилировать нечто исследовательское. Мне, конечно, помог научный руководитель Сафонов Леонид Петрович. В основном добрым словом, уже на защите диплома. А по существу - курирующий сотрудник отдела, готовящий себе кандидатскую диссертацию. Часть её, более ста страниц, я и переписал, с графиками, картинками, чертежами. Чертежи и картинки – на дралоскопе скопировал через стекло. Это заняло некоторое, не критичное время. В общей сложности, наверно, неделю.
Весной благополучно защитился на 5 баллов. У комиссии были некоторые сомнения. Но после блестящей речи декана, доктора наук Леонида Петровича, чьей идеей и была исследовательская работа студента, у комиссии все сомненья отпали.

Распределили меня на работу в НПО ЦКТИ. По моему желанию, на заводе работать мне не хотелось. Хотя, наверное, сильно об этом я не задумывался.
Выяснилось к тому же, что в ЦКТИ начальниками отделов работали двое знакомых. Патентного – отец Валеры Каминского и метрологического – дядя Володя. Родственник, сын сестры моего дедушки, тети Люси.
Но это ни тогда, ни потом не имело реально значения. Однако несколько согревало.
Расскажу здесь коротко то, что знаю об их судьбе, что касалось меня.
Валерин отец, начальник патентного отдела через несколько лет умер. Я был у него на похоронах, пригласил Валера Каминский. Рассказал мне некоторые подробности жизни отца. Сам Валера еще в студенческие годы заработал на кооперативную трехкомнатную квартиру, хорошую, на Богатырском проспекте. И жил от родителей отдельно. А мать с отцом тоже в трехкомнатной квартире в начале Гражданского проспекта, в точечной девятиэтажке. Где мы играли не раз. В преферанс, гусарика и деберц.
Не буду расписывать, приведу стихотворение, написанное после рассказа Валеры. Правда, не сразу. Оно о его отце.

Шансон одинокого хроника

«Захлебнуться бы в пьяном угаре,
Мой последний, единственный друг.»

Сергей Есенин

Это, верно, предел желаний –
Так мы жили, и все умрут.
Наглотался какой-то дряни
Мой последний, единственный друг.

Я не знаю, с кем пил он, зараза,
Только мне с ним уж больше не пить.
Лишь ночами в бачке унитаза *)
Одиночества шкалик ловить.

Выйду ночью, запрусь в туалете…
Спит жена, дети спят… А я
Разложу на стульчак на газете
Свои радости бытия…

------
*) Некоторые прячут бутылку водки в смывном бачке унитаза. **)
**) Просьба не путать ЛГ с автором.

Июнь 2004 г.

А мой дядя однажды, тоже через несколько лет после начала моей работы в ЦКТИ, не вернулся с зимней рыбалки на Финском заливе. Его искали несколько дней и потом, когда сошел лёд. Не нашли.


Рецензии