Бессонье

Всю ночь зачем-то не спалось...
Зачем? Ответ мне неизвестен.
Казалось, что земная ось
Вонзилась в душу с ночью вместе.

А за окном луна пятном
Застыла, словно на молебне...
И поле, словно астроном,
Искало гороскопы в небе...

Все думы, изгнанные прочь,
Безмыслия не досягали...
А вдруг сегодняшняя ночь
Приглашена вчерашней явью?

Какой был день: среда, четверг,
А может пятница - не помню.
Он к ночи всё равно померк,
Бессонницею тьму наполнив....

Намедни вечер был хорош:
Закат в последнее мгновенье
Прощальным взглядом нежил рожь,
И поле млело в наслажденье.

За миг, а может быть за час
До властной странности бессонья
Блудь звездопадов началась
В безгрешном, вроде, небосклоне...

22.06.2019

Краткий анализ стихотворения «Бессонье»
Тема стихотворения — бессонница как особое состояние души, пограничное между реальностью и сном.

Основная идея заключается в исследовании внутреннего мира человека через призму бессонницы, когда реальность переплетается с фантазией.
Композиция стихотворения построена на контрасте между ночной бессонницей и воспоминаниями о прошедшем дне. Текст делится на несколько смысловых частей:
описание бессонницы;
наблюдение за природой;
размышления о времени;
воспоминания о закате.
Художественные средства:
Метафоры: «земная ось вонзилась в душу», «блудь звездопадов».
Сравнения: «словно на молебне», «словно астроном».
Олицетворения: «поле искало гороскопы», «закат нежил рожь».
Эпитеты: «властная странность», «безгрешный небосклон».
Настроение стихотворения философское, немного меланхоличное. Автор передаёт состояние душевного беспокойства и поиска.
Ритмика и строфика: стихотворение написано в свободной форме, что усиливает ощущение потока сознания. Рифмовка перекрёстная, с некоторыми вариациями.
Особенности языка: использование разговорных элементов («не помню»), философских размышлений («вчерашняя явь»), что создаёт эффект искреннего монолога.
Стихотворение отражает глубокую связь между внутренним миром человека и природными явлениями, показывая, как бессонница обостряет восприятие окружающего мира.


Рецензии