Минна Маргарян
«Что в имени тебе моем?..», – когда-то спросил поэт.
В ее имени сосредоточено столько энергии и темперамента, что хватило бы не на один десяток человек. Когда говорят о ней, то обходятся и без отчества (хотя оно тоже неординарное – Наполеоновна), и без фамилии. И не потому даже, что во всей Рязани наверняка одна Минна. И Наполеоновна тоже одна. Просто, когда слышишь короткое «Минна» - сразу перед глазами – ураган страстей, вихрь чувств, стихия эмоций. Такая она в жизни. И в музыке – такая же. Поэтому от игры ее – мороз по коже. И пробирает тебя каждой нотой, каждым тактом, каждым звуком.
Она захватывает и завораживает, она заставляет слушать, она будоражит.
Минна..
То ли – звук лопнувшей струны,
то ли выстрел,
то ли громкоголосый аккорд,
то ли – крик раненной птицы…
Минна…
В ней живут – поэзия Марины Цветаевой, страсть Майи Плисецкой, беспристрастность Галины Вишневской.
В ее имени – стремительность водопадов Армении и тишина солотчинского леса.
Минна…
Разанская армянка, которая предпочла белокаменному красавцу Еревану спокойную жизнь среднерусского городка, потому что впитала его красоту с молоком матери.
Она родилась и выросла в Рязани. Окончила здесь музыкальное училище и …поехала в Ереван, в консерваторию. Училась там, работала там, вышла замуж и родила сына Артура тоже там. И вернулась в Рязань. Здесь лучше?.. Здесь – роднее. И вся творческая жизнь прошла в Рязани. Нет уголка в области, где не побывала бы с концертами Минна Маргарян, как нет такого места в городе, на сцене которого не пришлось бы играть ей.
Она всегда приходит на помощь, когда срочно требуется концертмейстер, потому что читает с листа так, словно текст ею давно выучен. Про нее говорят: «Ей хоть вверх ногами ноты поставь – все равно сыграет, не подведет». Кто-то называет ее рязанским Оганезовым, потому что ТАК импровизировать за роялем может в Рязани только Минна. Без нее не обходятся камерные встречи в музее Павлова и в гостиной «Этюд», потому что только Минна может запросто играть «В лесу родилась елочка» в джазовой интерпретации и «Революционный Этюд» Шопена, один из самых сложных в репертуаре пианистов. Минна Маргарян играла на сцене прославленного Большого театра и на рояле Святослава Рихтера в музее Изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Она везде нужна, потому что незаменима. Может, поэтому так много косых взглядов в ее сторону со стороны коллег-музыкантов, привязанных к тексту нотного листа. Она и это знает. И живет с этим. И продолжает играть, потому что в этом – ее сила. И ничего не надо доказывать словами, когда есть инструмент, с которым на «ты».
Когда Минна играет джаз – забываешь обо всем. Так это свободно, так это легко, так это виртуозно. И откуда у нее, классического музыканта, эта джазовая страсть? Может, опять – от имени, от того темперамента, который взрывает ее изнутри, словно ураган?.. И, пожалуй, только в джазе может Маргарян выплеснуть наружу весь свой темперамент.
Она – замечательный друг, - качество, в наше время забываемое в угоду необходимости.
Она – человек прямолинейный, что тоже не прибавляет ей спокойствия и благосклонности окружающих. Но кто сказал, что шептаться по углам – лучше?
Она – щедрый человек, в чем не раз могли убедиться те, кто ее знает.
Время безжалостно пролистывает юбилеи пианистки, но серьёзные цифры никак не ассоциируются с молодостью её души. Пусть так и будет – яркая Минна Маргарян – замечательный музыкант и хороший человек, которой рукоплещет благодарная публика.
2006, 2019
фото Владимира Илюхина
Свидетельство о публикации №119061905956