Минна Маргарян

        К 100-летию РМК им. Пироговых


   
   «Что в имени тебе моем?..», –   когда-то спросил поэт.
   В ее имени сосредоточено столько энергии  и темперамента, что хватило бы не на один десяток человек. Когда говорят о ней, то обходятся и без отчества (хотя оно тоже неординарное – Наполеоновна), и без фамилии. И не потому  даже, что во всей Рязани наверняка одна Минна. И Наполеоновна тоже одна. Просто, когда слышишь короткое «Минна» -  сразу  перед глазами – ураган страстей, вихрь чувств, стихия эмоций. Такая она в жизни. И в музыке – такая же. Поэтому от игры ее – мороз по коже. И пробирает тебя каждой нотой, каждым тактом, каждым звуком.
   Она захватывает и завораживает, она заставляет слушать, она будоражит.
   Минна..
То ли – звук лопнувшей струны,
то ли выстрел,
то ли громкоголосый аккорд,
то ли – крик раненной птицы…
   Минна…
   В ней живут – поэзия Марины Цветаевой, страсть Майи Плисецкой, беспристрастность Галины Вишневской.
  В ее имени – стремительность водопадов Армении и тишина солотчинского леса.
  Минна…
    Разанская армянка, которая предпочла белокаменному красавцу Еревану спокойную жизнь среднерусского городка, потому что впитала его красоту с молоком матери.
    Она родилась и выросла в Рязани. Окончила здесь музыкальное училище и …поехала в Ереван, в консерваторию. Училась там, работала там, вышла замуж и родила сына Артура тоже там. И вернулась в Рязань. Здесь лучше?.. Здесь – роднее. И вся творческая жизнь прошла в Рязани. Нет уголка в области, где не побывала бы с концертами  Минна Маргарян, как нет такого места в городе, на сцене которого не пришлось бы играть ей. 
   Она всегда приходит на помощь, когда срочно требуется концертмейстер, потому что читает с листа так, словно текст ею давно выучен. Про нее говорят: «Ей хоть вверх ногами ноты поставь – все равно сыграет, не подведет». Кто-то называет ее рязанским Оганезовым, потому что  ТАК импровизировать за роялем может в Рязани только Минна. Без нее не обходятся камерные встречи в музее Павлова и в гостиной «Этюд», потому что только Минна может запросто играть «В лесу родилась елочка» в джазовой интерпретации и «Революционный Этюд» Шопена, один из самых сложных в репертуаре пианистов.    Минна Маргарян играла на сцене прославленного Большого театра и на рояле Святослава Рихтера в музее Изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
   Она везде нужна, потому что незаменима. Может, поэтому так много косых взглядов в ее сторону со стороны коллег-музыкантов, привязанных к тексту нотного листа. Она и это знает. И живет с этим. И продолжает играть, потому что в этом – ее сила. И ничего не надо доказывать словами, когда есть инструмент, с которым на  «ты».
Когда Минна играет джаз – забываешь обо всем. Так это свободно, так это легко, так это виртуозно. И откуда у нее, классического музыканта, эта джазовая страсть? Может, опять – от имени, от того темперамента, который взрывает ее изнутри, словно ураган?.. И, пожалуй, только в джазе может Маргарян выплеснуть наружу весь свой темперамент.
   Она – замечательный друг, - качество, в наше время забываемое в угоду необходимости.
   Она – человек прямолинейный, что тоже не прибавляет ей спокойствия и благосклонности окружающих. Но кто сказал, что шептаться по углам – лучше?
   Она – щедрый человек, в чем не раз могли убедиться те, кто ее знает.
   Время безжалостно пролистывает юбилеи пианистки, но серьёзные цифры никак не ассоциируются с молодостью её души. Пусть так и будет – яркая Минна Маргарян – замечательный музыкант и хороший человек, которой рукоплещет благодарная публика.

2006, 2019

фото Владимира Илюхина


Рецензии