Порой, я тоже говорю Совок!

***
Порой, я тоже говорю: «Совок!»
Про то, что, как в песочнице, забыли
Под ласковый плохишный говорок
Кибальчиши в своём дурацком стиле;

А ушлый проходимец проволок
Бесхозное сквозь решето границы,
Используя порушенный порог,
Чтоб над геройством подлинным глумиться.

Мы, как Петра потешные полки,
В войну по полной выкладке играли
И поднимали детские совки
Над головой, как взрослые Граали.

Совочки строили наш Третий Рим
Из знания крупиц, что накопали.
Так, почему теперь мы материм
То, что осталось от страны, в запале?

Я, тоже часто говоря: совок,
Прицельно бью по самому больному,
Чтоб от зубов отскакивал урок,
Преподанный советскому геному.
***
СОВОК, -вка; м. Лопатка с загнутыми кверху краями и короткой ручкой; приспособление, имеющее форму такой лопатки. Железный с. С. для мусора. С. для муки. <Совочек, -чка; м.Уменьш. Детский с. Совковый, -ая, -ое. С-ая лопата.

2. СОВОК, -а; м. Презрит. 1. [с прописной буквы] О Советском Союзе, Советской власти. Жить в Совке. 2. О том, у кого сильны привычки и навыки, сложившиеся в условиях господства коммунистической идеологии. // собир. О гражданах Советского Союза. <Совковский, -ая, -ое. Совковость, -и; ж. Совковый(см. 2.С.).

***
«Мальчиш-Кибальчиш» Аркадий Гайдар
«Хабаровск. 20 августа 1931 года. Психбольница. За свою жизнь я был в лечебницах раз, вероятно, восемь или десять - и все-таки это единственный раз, когда эту - хабаровскую, сквернейшую из больниц - я вспомню без озлобления, потому что здесь будет неожиданно написана повесть о «Мальчише-Кибальчише».
https://24smi.org/person/4620-malchish-kibalchish.html
***

Гено;м — совокупность наследственного материала, заключённого в клетке организма[1]. Геном содержит биологическую информацию, необходимую для построения и поддержания организма.
***
Свято;й Граа;ль (старофр. Graal, Gr;l, Sangreal, Sankgreal, лат. Gradalis) — в средневековых кельтских и нормандских легендах одно из орудий Страстей — чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя.
Легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский. В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия[1].
Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.
***
Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.
Наиболее авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации Владимира Иконникова[1]. Согласно данной точке зрения, в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 — начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем[2] (первое, адресованное дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину, посвящено проблемам летосчисления и астрологии; второе, адресованное великому князю Московскому Василию III Ивановичу, — правильному совершению крестного знамения и проблеме распространения мужеложства):
Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, запов;ди, еже положиша твои прад;ды — великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий богоизбранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе»[3].
***
Поте;шные войска;, Поте;шные полки; или Поте;шные — особое формирование войск и сил для обучения и воспитания солдат "армии нового строя" и их командиров из подданных Русского царства, созданное царевичем Петром Алексеевичем.
Поте;шные войска; возникли из так называемого Петрова полка, который был сформирован царём Алексеем Михайловичем и поименован именем его полкового командира — полковникадля придания играм будущего императора более правильного характера, так как царь замечал в своем бойком, подвижном и энергичном сыне особенное влечение к военному делу. Петров полк был обмундирован в зелёные мундиры, имел знамёна, ружья и был снабжён всяческими полковыми вещами. Сам царевич был назначен полковым командиром — полковником, в соответствии с этим ему рапортовали по всем надобностям полка, от него же требовали и распоряжений. Государь лично наблюдал за приказаниями четырехлетнего полководца и руководил его действиями[1]. Для потешного Петрова полка был построен небольшой фортификационный город, который сам Пётр называл "Стольный град Пресбург".[2]
Название «потешные» определялось местом их дислокации, ибо стояли они в царских потешных сёлах[3].
Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве «потешных»; известно только, что число их, сначала не превышавшее 50, быстро увеличивалось, так что по недостатку помещения в царском селе Преображенском, часть их была переведена в царское село Семёновское.
***
ВЫКЛАДКА, -и; ж. 1. Разг. к Выложить (3 зн.). В. подземного газопровода огнеупорным кирпичом. 2. обычно мн.: выкладки, -док. Расчёт, вычисление. Статистические, математические выкладки. 3. Походное снаряжение солдата. Идти с полной выкладкой.
***

Говорить, чтобы от зубов отскакивало, значит говорить со знанием дела, досконально разбираться в вопросе. Это выражение синонимичному другому - знать назубок, так чтобы не к чему было придраться.
Оба фразеологизма связаны с обычаем проверять подлинность золотых изделий "на зубок": на фальшивой монете, сделанной из олова или свинца или полых внутри, от зубов оставался чёткий след, настоящее же золото буквально отскакивало от зубов. Так и в переносном значении: настоящее, достоверное должно отскакивать от зубов.
***
Сакра;льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное Богу) — в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденныхвещей, понятий, явлений.


Рецензии