Есть что-то в ней, что красоты прекрасней!..
Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами - с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.
Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей,
Какое-то влечет очарованье
К ее ногам и под защиту к ней.
Когда ты с ней, мечты твоей неясной
Неясною владычицей она:
Не мыслишь ты - и только лишь прекрасной
Присутствием душа твоя полна.
Бредешь ли ты дорогою возвратной,
С ней разлучась, в пустынный угол твой -
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской.
1826 год
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ @>-->---
Женитьба изменила образ жизни Баратынского: со временем он отдалился от шумных дружеских компаний и сосредоточился на улаживании семейных и хозяйственных дел. Произведение, созданное 1826—1827 гг., посвящено Анастасии Львовне, молодой супруге автора, урождённой Энгельгардт. . .
Какова избранница лирического «я»? В тексте отсутствуют детали её портрета — и внешнего, и психологического. О чертах характера героини можно судить лишь опосредованно. Тема произведения — чувства влюблённого, который описывает собственные впечатления, рожденные общением с милой.
Женский образ опоэтизирован, и о его высокой природе сказано без всяких предисловий, в первой строке зачина. Решительно настроенный лирический субъект возносит свою избранницу на вершину, оставляя внизу привычные земные категории красоты, любви, очарования. В этом же эпизоде возникает мотив особой власти героини — мощной, но нежной и успокаивающей.
Оригинальный мотив получает развитие в следующих катренах. Два сравнения характеризуют силу притяжения, которая подобна незабываемым воспоминаниям или «милому свету» звезды. Традиционная романтическая тема поклонения обрастает довольно неожиданной подробностью: оказывается, что общество невесты приносит лирическому «я» чувство защищенности, спокойствия. . .
Свидетельство о публикации №119061704240